Всероссийский «Физтех-Форум-2025»: участники обсудили актуальные вопросы инженерно-технологического образования в России

30-31 января по инициативе Ассоциации школьного кластера (АШК) и Международной гимназии инновационного центра «Сколково» в Москве прошел Всероссийский «Физтех-Форум-2025». Мероприятие объединило 400 участников из 35 регионов страны: ими стали управленческо-педагогические команды образовательных учреждений общего, среднего профессионального и дополнительного образования детей и взрослых.

Цель Форума — создать стартовую платформу для обмена опытом и обсуждения актуальных вопросов в сфере инженерно-технологического, естественно-научного и IT- образования, а также укрепить взаимодействие между образовательными учреждениями, бизнесом и научными организациями.

Основное внимание организаторы Форума и приглашенные эксперты уделили вопросам стратегирования и организации инженерно-технологического образования в контексте необходимости сохранения и развития технологического суверенитета страны по ключевым отраслям и направлениям:

  • искусственный интеллект;
  • биотехнологии;
  • креативная индустрия;
  • авиакосмические системы;
  • технопредпринимательство;
  • водородная энергетика.

В первый день Форума участники обсудили эффективные образовательные практики, а также познакомились с ресурсами уникальной «системы Физтеха». На торжественном открытии с приветственным словом выступили Оксана Демьяненко, директор Международной гимназии «Сколково» и Александр Пименов, исполнительный директор Ассоциации школьного кластера (АШК).

«Форум, который впервые объединил на уровне школьного образования уникальные образовательные системы Московского физико-технического института (Физтех) и Сколковского института науки и технологий (Сколтех), представляет собой эксклюзивную платформу для обмена опытом и знаниями между ведущими специалистами в области инженерии и технологий. Этот союз направлен на ускоренное развитие инженерно-технологического образования в российских школах, внедрение современных методик обучения и подготовку нового поколения инженеров и учёных. Совместные усилия позволят не только улучшить качество преподавания технических дисциплин, но и стимулировать интерес школьников к инновациям и научным исследованиям. Мы уверены, что этот Форум станет важным шагом на пути к созданию сильной и конкурентоспособной образовательной системы, которая может воспитать будущих лидеров в области высоких технологий», — отметил Александр Пименов.

В ходе пленарной дискуссии «Образование, наука и бизнес: проблемы и перспективы взаимодействия в массовой практике» ректор МФТИ Дмитрий Ливанов рассказал о советском образовании и опыте Физтеха, а исполнительный директор Фонда развития Физтех-школ, руководитель Технопарка Физтех-лицея им. П. Л. Капицы Андрей Богданов — о практиках работы Физтех-лицея им. П. Л. Капицы и проектном образовании. Заместитель исполнительного директора – директор по стратегическим партнерствам компании «Иннопрактика» Анастасия Павленко поделилась опытом компании в развитии технического образования в регионах.

Участники пленарной дискуссии:

Дмитрий Ливанов, ректор МФТИ;
Александр Кулешов, ректор Сколковского института науки;
Алексей Лубков, ректор МПГУ;
Владимир Сакович, генеральный директор Sk Саpital, заведующий кафедрой технологического предпринимательства МФТИ+Сколково;
Артур Зархи, генеральный директор «Корпорации роботов», Совладелец издания ИНК;
Андрей Богданов, исполнительный директор Фонда развития Физтех-школ, руководитель Технопарка Физтех-лицея им. П. Л. Капицы, председатель Совета Ассоциации школьного кластера;
Анастасия Павленко, заместитель исполнительного директора – директор по стратегическим партнерствам компании «Иннопрактика»;
Игорь Дроздов, заместитель председателя ВЭБ.РФ — член правления ВЭБ.РФ, заместитель председателя Совета Директоров Фонда «Сколково».

«Чтобы строить экономику, основанную на новых технологиях, нужны те, кто эти технологии создают, — хорошо подготовленные инженеры и ученые. С точки зрения их количества и уровня подготовки, нам точно есть куда стремиться. Мы должны опираться на сильные традиции нашей страны в области физико-математического образования. В рамках среднего образования мы видим миссию Физтеха в повышении уровня преподавания физики и математики в школах. Мы озабочены именно средним уровнем компетенций: тем, чтобы происходило расширение воронки школьников, которые вовлечены в кружки по физике, математике и информатике и заинтересованы в углубленном изучении этих предметов», — отметил Дмитрий Ливанов.

«Фонд развития Физтех-школ совместно с МФТИ реализует образовательные программы массового образования по всей стране, развивает систему физтех-образования. Мы всесторонне поддерживаем Физтех-лицей, который за последние 10 лет стал одной из ключевых площадок России в подготовке будущих инженеров, технологических кадров. Это не просто школа с олимпиадными достижениями — с победителями, призерами различных международных олимпиад. Лицей стал Всероссийским естественно-научным школьным кластером. Вместе с Технопарком Физтех-лицея мы обучаем порядка 70 тысяч детей и педагогов. В крупнейшем детском технопарке у нас существует порядка 60 действующих научным лабораторий, где школьники реализовывают свои идеи на практике, согласуясь с запросами экономического сектора. Это очень важно для технологического суверенитета — производить не просто научные, а инженерные работы, легко внедряемые в реальный сектор. И в рамках нашей конференции «Старт в инновации», и в рамках других проектов мы ориентируем детей на такую стратегию», — подчеркнул Андрей Богданов.

«Компания «Иннопрактика» за 12 лет своей деятельности способствовала реализации более 180 образовательных и научных проектов, направленных на развитие национального человеческого капитала. Ключевым проектом в рамках нашей совместной работы с Физтехом по развитию и популяризации инженерного образования в России является проект «Наука в регионы». Основная задача проекта в том, чтобы повышать вовлеченность школьников из регионов России в изучение естественно-научных дисциплин. Для нас было важным не только то, что после участия в проекте у школьников значительно вырастает средний балл ЕГЭ – с 60 до 76 баллов и появляется мотивация идти в инженерное направление. Но также тот факт, что проект, в первую очередь, направлен на то, чтобы поднять уровень знаний школьников из обычных школ по физике и математике, развить их творческий подход к решению сложных задач и помочь им поступить в ведущие региональные вузы. Тем самым обеспечивая регион и местные высокотехнологические компании востребованными инженерными кадрами», — рассказала Анастасия Павленко.

В первый день Форума также состоялись следующие мероприятия:

  • интервью «ФизСколТех в лицах»;
  • заседание Совета Ассоциации школьного кластера;
  • круглый стол «Перспективы образовательных технологий: идеи и решения от лидеров отрасли»;
  • экскурсия по Международной гимназии «Сколково» и осмотр выставки новейшего учебного оборудования;
  • мастер-классы от производителей учебного оборудования и ОО, которые на высоком уровне развивают естественно-научное и инженерно-технологическое образование.

В рамках Форума была организована работа круглых столов по направлениям: «Образование: искусственный интеллект и цифровая трансформация», «Образование: креативная индустрия», «Школьные дисциплины как фундамент для энергетики будущего», «Образование: биотехнологии и медицина», «Технопредпринимательство для школьников», «От кружка к участию в Национальной технологической олимпиаде (НТО)», «Перспективы Образовательных технологий: идеи и решения от лидеров отрасли».

Частью программы «Физтех-Форума» стала выставка производителей учебного оборудования и средств обучения, благодаря которой участники смогли познакомиться с новейшими технологиями и ресурсами в образовании и науке.

Во второй день работы «Физтех-Форума – 2025» участники посетили следующие образовательные учреждения и мероприятия: АНОО ВО «Сколковский институт науки и технологий», Инновационная школа «Сколка», Технопарк Физтех-лицея им. П. Л. Капицы, Выставка Робостанция на ВДНХ.

На площадке Технопарка Физтех-лицея им. П.Л. Капицы гостей ждала насыщенная программа: презентация Всероссийского естественно-научного школьного кластера и экскурсия по инфраструктуре Технопарка. Участники Форума посмотрели музейно-выставочную экспозицию «10 лет с именем П.Л. Капицы» и познакомились с лабораториями Технопарка:

  • КреативТех – гончарная мастерская, театральная студия, архитектура;
  • МехТех – лазерная гравировка, аддитивные технологии, робототехника;
  • КвантТех – ИЭС (интеллектуальные энергетические системы), планетарий;
  • БиохимТех – нейро-берлога, сити-фермерство, молекулярная кухня, студия биофизики, оранжерея.

Другие площадки Форума в инновационном центре «Сколково» и на ВДНХ работают в формате знакомства с образовательными учреждениями и передовыми разработками в области образования.

Партнеры Форума: МФТИ, Сколковский институт науки и технологий, Фонд развития Физтех-школ, Инновационная частная школа «Сколка», Ассоциация негосударственного образования, Московский педагогический государственный университет, Технопарк Физтех-лицея им. П. Л. Капицы, Инфраструктурный центр «Нейронет».

Ассоциация школьного кластера по содействию развитию инженерного образования среди молодежи и опережающей подготовке технологических лидеров (АШК) основана по инициативе инфраструктурного центра «Нейронет» при поддержке Фонда развития Физтех-школ. Миссия Ассоциации заключается в создании условий для эффективной кооперации представителей системы образования с партнерами из сферы бизнеса и науки, заинтересованных в развитии инженерного образования и опережающей подготовке технологических лидеров для инновационных отраслей и рынков страны.

Фонд развития Физтех-школ с 2009 года тиражирует систему образования Московского физико-технического института и Физтех-лицея им. П. Л. Капицы. Фонд работает с большим количеством масштабных и перспективных проектов: созданием и поддержкой классов естественно-научной направленности («Классы Физтех XXI»), развитием кружкового движения в России и СНГ (проект «Наука в регионы»), проводит курсы повышения квалификации для учителей, выпускает методические материалы, видеолекции для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ и углубленного изучения преимущественно технических дисциплин. На базе Физтех-лицея им. П. Л. Капицы ФРФШ создает научно-образовательный кластер.

Международная гимназия инновационного центра «Сколково» — это частное образовательное учреждение для российских и иностранных обучающихся. Учреждена 26 января 2015 года Фондом «Сколково» в целях развития экосистемы Сколково. Реализует программы в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами и стандартами школ Международного бакалавриата. Работает над формированием уникального Сколковского образовательного компонента для развития инженерно-технического и естественнонаучного направлений и формирования инновационной гуманитарной составляющей образования.

Другие новости