Стратегия школьного кластера Физтех XXI. Описание
С наступлением 21 века наступила новая эра развития человечества. Глобальные процессы товарообмена, межгосударственного взаимодействия, обмена информацией, активное развитие технологий – всё это поменяло направление течения истории. При этом конкуренция между государствами не ушла на второй план, но приобрела иные формы. Неэффективные государства теряют не территорию или войска, но интеллектуальные ресурсы, образованную элиту, уезжающую за рубеж, а вместе с ними и ключевые технологии. Помимо этого тренда, в современных экономических системах возник спрос на творческих людей с навыками межличностного общения (soft-skills), людей, умеющих оценивать значимость фактов и творчески их сопоставлять, а не просто запоминать и систематизировать их, умеющими объединяться в эффективно работающие команды и реализовывать результативное разделение инновационного труда.
Главным ресурсом планирования является инновационная стратегия, которая подразумевает создание предпринимательских корпораций и образовательных центров, конкурирующих глобально и реализующих «конвейерное» производство и реализацию инновационных проектов.
Таким образом, для решения поставленных вызовов, используя имеющиеся заделы, было решено создать на базе ведущего технического университета страны непрерывную систему подготовки новой элиты России «Школа-Университет-Лидер», которая в дальнейшем могла бы тиражироваться. Данная система должна опираться на создание, воспитание, образование и поддержку инициатив будущей интеллектуальной элиты центра и регионов, начиная с самого раннего возраста, и развитие всей страны через тиражирование ведущих методик физтеховского центра.
Ключевой инициативой, реализуемой в МФТИ с 2012 года, является стратегия Физтех XXI. Инициатива Физтех XXI была одобрена Наблюдательным Советом Агентства стратегических инициатив в ноябре 2012 года. Позднее в декабре 2012 года было выпущено поручение Президента РФ, в соответствии с которым разработана программа развития научно-образовательного кластера «Физтех XXI».
Миссия программы Физтех XXI: сделать Россию страной, где хочется жить, работать и растить детей.
Цели программы Физтех XXI:
- воспитание новых технологических лидеров, принимающих ответственность за судьбу своей страны;
- создание технологий, повышающих обороноспособность и конкурентоспособность российской экономики.
Для достижения данных целей на начальном этапе необходимо создать научно-образовательный кластер мирового уровня Физтех XXI в г. Долгопрудный Московской области и прилегающих территориях.
Кластер – это пилотный проект по созданию территории развития на базе крупного образовательного центра и высокотехнологичных компаний с опорой на научный и кадровый потенциал России и региона, а также тесного взаимодействия с индустрией.
Инновационный территориальный кластер Физтех XXI – это уникальная для Российской Федерации территория, включающая в себя г. Долгопрудный и прилегающие к нему территории. Ядром кластера Физтех XXI является Московский физико-технический институт – ведущий технический университет России, как по качеству образовательной подготовки выпускников, так и по научному потенциалу.
Физтех обладает рядом уникальных черт, делающих его идеальным ядром инновационного территориального кластера. Знаменитая «Система Физтеха» была создана выдающимися российскими учеными во главе с нобелевским лауреатом П. Л. Капицей с целью технологизации знаний в условиях плановой экономики. С ее помощью были успешно решены такие стратегические задачи, как обеспечение «ядерного паритета» и развитие космонавтики.
Система Физтеха:
- подготовка учащихся проводится непосредственно научными работниками и сотрудниками индустрий на новом техническом оборудовании;
- подготовка предусматривает индивидуальную работу с каждым студентом или учащимся;
- каждый студент или учащийся должен участвовать в научной и проектной работе;
- при окончании образовательного заведения студент или учащийся должен владеть современными методами теоретических и экспериментальных исследований, иметь достаточные инженерные знания для решения современных технических задач.
Воспитывающая лучших российских ученых и организаторов, эта система оказалась эффективной и в новых условиях рыночной экономики (удельный процент физтехов-предпринимателей самый большой в РФ). Сохраняется высокий уровень общенаучной подготовки (Нобелевские лауреаты 2010 года – выпускники МФТИ).
В МФТИ появляются базовые кафедры «нового типа» которые создают высокотехнологичные корпорации, институты развития, отраслевые кластеры. Данные базовые кафедры обеспечивают непрерывный процесс перехода от университетского обучения в высокотехнологичные российские отрасли.
В рамках стратегии Физтех XXI планируется масштабное развитие инфраструктуры вокруг кампуса МФТИ с целью создания комфортной городской среды, мест обучения российской интеллектуальной элиты и высокотехнологических рабочих мест. На данный момент уже реализовано множество инфраструктурных проектов.
В рамках стратегии Физтех XXI был построен Центр живых систем МФТИ. Центр живых систем и биофарминжиниринга является структурным подразделением Московского физико-технического института (МФТИ) и отвечает за развитие направления life sciences – наук о живом. Центр живых систем и биофарминжиниринга представляет собой уникальный для Российской Федерации научно-исследовательский и образовательный комплекс. С 2014 года в Центре живых систем и биофарминжиниринга функционирует более 20 инновационных лабораторий, укомплектованных современным оборудованием для химических и биотехнологических исследований
Технопарк в сфере высоких технологий «Физтехпарк» — это научно-производственный комплекс в сфере высоких технологий города Москвы, созданный при поддержке Правительства Москвы и Минкомсвязи России в непосредственной близости от МФТИ, в рамках создания территориального мегакластера ФИЗТЕХ XXI. Задачей Физтехпарка является обеспечение ускоренного развития отрасли информационных технологий и увеличение доли ИТ-компаний в экономике Москвы.
Созданы новые корпуса Физтех.Арктика и Физтех.Цифра. Площадь каждого нового пятиэтажного корпуса составляет 11 тысяч кв. м. В них располагаются лаборатории Института арктических технологий МФТИ по автономной энергетике, телекоммуникациям и экстремальной медицине, лаборатории нейротехнологий и больших данных, а также Инжиниринговый центр по трудноизвлекаемым полезным ископаемым. Помимо лабораторных помещений, в корпусах также планируется расположить современные учебные классы и офисные помещения для технологических компаний.
Построены развязки на станции Новодачная, а также новые общежития Физтеха. В 2022 году планируется открытие станции метро «Физтех».
Планируется дальнейшее развитие кампуса МФТИ и прилегающих территорий. В ближайшие 7 лет будут построены новые лаборатории и корпуса института на прилегающих территориях, за железнодорожным полотном савёловского направления будут построены новые корпуса кластера и жилые дома для сотрудников научных и бизнес-центров.
Помимо сказанного выше, в рамках стратегии были созданы Высшая школа Системного инжиниринга МФТИ (центр подготовки профессиональных инженеров), Фонд Целевого капитала (Эндаумент) МФТИ, создан один из самых успешных бизнес-акселераторов РФ Физтех-Старт, реализуются мероприятия, нацеленные на развитие вуза, ближайших территорий и страны в целом.
До недавнего времени мы жили в эпоху, называемую веком информации, где самым важным было наполнить голову учащегося большим объемом знаний и навыков, и люди, в чьих головах накопилось больше фактов, как правило, достигали вершин в своих профессиях. Основной задачей школы и родителей было преподать ученикам как можно больше фактических знаний: предполагалось, что эта информация понадобится им на экзаменах. В конце концов, это позволяло ученикам получать высокие оценки там, где требовались именно такие знания. Благодаря этому они попадали в «правильные» университеты, и там от них тоже требовали знания фактов. Оттуда, в свою очередь, они переходили на карьерные лестницы, подъем по которым без знания фактов тоже был невозможен. В современном мире ситуация поменялась. Под новый запрос общества и экономики необходимо создание «нового человека», обладающего «мягкими» навыками помимо широкого спектра знаний. Воспитанием такого человека надо заниматься, начиная со школы.
При этом сегодня, когда перед Россией стоят задачи самоидентификации в глобальном мире — воспитание нравственности, любви к ближним, к своему Отечеству, его истории и культуре, к мировой истории должно стать не менее важной задачей, чем преподавание технических знаний.
Задачей подготовки будущей элиты на этапе Школы и тиражированием заделов Физтеха по обучению школьников занимается образовательный кластер Физтех-Лицея и МФТИ – школьный кластер Физтех XXI.