О Физтех-лицее им. П.Л. Капицы

Нет сомнения, что для правильного обучения современной молодёжи нужно воспитывать в ней творческие способности, и делать это надо с учётом индивидуальных склонностей и способностей человека, начиная со школьной скамьи и продолжая в высших учебных заведениях. Это фундаментальная задача, от решения которой может зависеть будущее нашей цивилизации не только в одной стране, но и в глобальном масштабе.

(П. Л. Капица)

«Мы задумывали сделать такую школу, где и работать, и учиться будет трудно, но интересно, где будет царить дух Физтеха. А «Физтех» означает думать творчески…. «Физтех» означает вечное стремление к совершенству во всем»

(Н.В. Карлов, ректор МФТИ 1987-1997 г.г. из книги «Я – Физтех»).

 

«Физтех-лицей» имени П. Л. Капицы – школа нового типа, основной задачей которой является создание образовательной среды, максимально раскрывающей творческий потенциал каждого ученика, воспитание гармоничной личности, способной достойно ответить требованиям времени.

В основу воспитательно-образовательного процесса в «Физтех-лицее» положена стратегия ТТТ: традиции, таланты, технологии.

Полное название: Автономная некоммерческая общеобразовательная организация «Физтех-лицей» имени П.Л. Капицы

Адрес: Московская область, г. Долгопрудный,  Лётная улица, д.7

Физтех-лицей. Исторические вехи

В 1991 г. по инициативе преподавателей и сотрудников МФТИ и поддержке Администрации г. Долгопрудного. был открыт лицей N11 «Физтех» — среднее общеобразовательное непрофильное учреждение, работающее в инновационном режиме.

Директором небольшого лицея, состоящего их трех классов, была назначена Марина Геннадьевна Машкова. Лицей, не имея своего помещения до 1994 года, долгое время располагался в разных зданиях. В том числе ребята занимались в аудитории МФТИ.

2009 Учрежден Фонд развития Физтех-школ, утверждена стратегия «ТТТ: Традиции-Таланты-Технологии» 

2011 Пилотная программа обучения будущих инноваторов «Лицей–Вуз–Инноватор»

2012 Проект «ФИЗТЕХ-XXI: Школа-Университет-Лидер» поддержан АСИ

2014 Лицею присвоен статус областного, переименован в Физтех-Лицей им. П.Л. Капицы. Переезд в новые корпуса.1 сентября 2014 года Губернатор Московской области торжественно открыл государственную общеобразовательную Московскую областную школу естественно-математической направленности имени П.Л. Капицы (ГОБУ «Физтех-лицей» П.Л. Капицы). Лицей был рассчитан на 400 лицеистов плюс 300 лицеистов в пансионе. Общая численность учащихся составляла по проекту 700 человек.

Открытие Физтех-лицея в 2014 году. По центру: Марина Машкова, Андрей Воробьёв, Николай Кудрявцев, Константин Новосёлов

2017 Запуск программы «Наука в регионы» совместно с негосударственным институтом развития  «Иннопрактика»

2018 Запуск общежития и ФОКа. Запуск программы «Вектор успеха». Запуск проекта «Физтех-Начало»

2019 Лицей приобрел статус автономной некоммерческой организации. Теперь у этой учебной организации два учредителя — Министерство образования Московской области и Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет).

2020 Принят проект стратегии развития естественнонаучного школьного кластера ФИЗТЕХ XXI

2021-2023 год — Запланировано открытие новых корпусов Физтех-лицея, открытие детского технопарка, развитие школьного кластера ФИЗТЕХ XXI

Физтех-лицей имеет богатые традиции, истоки которых идут от знаменитой образовательной «Системы Физтеха», созданной выдающимися российскими учеными во главе с Нобелевским лауреатом Петром Леонидовичем Капицей. Эта система, более полувека воспитывающая в высшей школе лучших российских ученых, доказала свою исключительную эффективность и для школьного образования на примере Физтех-лицея. 

В основу воспитательно-образовательного процесса в Физтех-лицее положена стратегия ТТТ: традиции, таланты, технологии

Первое «Т» — Традиции задают направление развития, определяют ценностные ориентиры. Понимая, что основа воспитания для ребенка – это семья, мы также ставим себе цель построить в Лицее систему взаимосвязей семьи и школы, объединенную общими взглядами на цели и задачи воспитания.

Второе «Т» – Таланты, позволяет найти свой уникальный путь развития и свое призвание в направлении, определяемом на основе первого «Т», Традиций.

Третье «Т» — Технологии, позволяет двигаться по выбранному пути самосовершенствования с максимальной скоростью и на современном уровне.

Координатор программы ТТТ — Андрей Александрович Иващенко.

С самого начала учителями стали преподаватели Физтеха. Возникло много факультативов и кружков, дети учились по индивидуальному плану: сами выбирали предметы, которые им было бы интересно изучать, направления, в которых им хотелось бы развиваться. 

В Физтех–лицее ставят цель — вырастить не просто мастеров решения задачек по физике и математике (пусть даже олимпиадных), а людей, которые будут приняты в обществе гармоничных, сбалансированных личностей. Здесь детям дают правильные социальные навыки и хорошую гуманитарную подготовку. Образованный человек, по мысли создателей Физтех-лицея, не тот, у кого за спиной основательный багаж знаний по различным предметам, а тот, кто образован внутренне, сердцем, для кого немаловаж    ными являются такие понятия, как душевная чуткость, честь, достоинство, патриотизм.

С момента образования лицея и по сегодняшний день педагогический коллектив непрерывно расширяет инновационную деятельность, ищет новые формы. Разрабатываются программы углубленного изучения отдельных предметов, составляются индивидуальные учебные планы, вводятся новые дисциплины.

Физтех-лицей сегодня

В Физтех–лицее стремятся обеспечить и спецподготовку спортсменов–олимпиадников, и возможности для проектной работы учеников–исследователей, как на базе МФТИ, так и внутри школы. Это становится возможно благодаря методике разделения преподавания по предметам на разные уровни и параллельному обучению разных потоков в каждом классе. Хлопотная для школы, но эффективная система обучения проверена практикой лучших современных школ.

В лицее работают кафедры математики, иностранных языков, кафедра естественных дисциплин, физика, химия, биология, кафедра общественных дисциплин (история, обществознание, география, психология).

Здесь преподают опытные учителя музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры и ОБЖ.

Дополнительное образование в лицее имеет разветвленную структуру: факультативы, спецкурсы, научные студии: «Хранители», «Этнос», библиотека.

Внеурочное: «Пресс-центр», Класс гитары, ИЗО, спортивные секции; студия «Камертон», зоопарки; планетарии; обсерватория МГУ; геологический музей МГУ; Внешкольные: музеи; театры.

 


История Физтех-лицея

«Физтех-лицей» им. П. Л. Капицы был учрежден в 1991 г. по инициативе преподавателей и сотрудников МФТИ и поддержке Администрации г. Долгопрудного.

Лицей начинался с обычной школы для детей сотрудников МФТИ. «Я каждый день, буквально во всем чувствовала этот непередаваемый дух! Дух новой школы. Нас захватывало настроение созидания – засыпали и просыпались с мыслями о работе, о детях, о том, что и как нам предстоит сделать…», — вспоминала Марина Геннадьевна Машкова, бессменный директор школы. В 1991 году набрали два класса — первый и седьмой. И учиться они начали на базе старейшей в городе школы №5. Места в ремонтирующейся школе не было, поэтому первый класс пристроили в Доме пионеров, как он тогда назывался, а седьмому выделили местечко в аудиторном корпусе МФТИ. На переменах семиклассники так веселились, что степенные профессора отказывались преподавать в подобной обстановке. Пришлось переселить «нарушителей» в одно из помещений долгопрудненского техникума. В 1992 году вышел приказ ГорОНО о создании лицея №11 и гимназии №12, подписанный Юрием Васильевичем Беляевым, заведующим ГорОНО. Вскоре лицеистов «вывели» из пятой школы, и предоставили им, хоть и маленькое, но собственное помещение — ясли «Колобок» в районе Новодачной. В восьмиметровой комнатке ютились директор, секретарь и учителя. У лицеистов были крохотные классы, но о парадном зале, да и об обычном холле приходилось только мечтать. Никто не жаловался — учить и учиться было настолько интересно, что захватывало дух!

Необычным было все – начиная от программы, предполагавшей преподавание латинского языка и философии, экономики и истории искусства, до лицейских праздников, которые с энтузиазмом проводились, несмотря на отсутствие помещений.

В 1994 году Лицей поселили в бывший садик №117, принадлежавший когда-то ТОСу (завод Тонкого органического синтеза). В этом здании Лицей задержался на 20 лет.

2009 год стал решающим в судьбе Лицея. Именно в тот момент Лицей из обычной школы муниципального подчинения начал становиться ведущим образовательным центром школьного образования. В этом году был организован Фонд развития Физтех-Лицея, ставший впоследствии Фондом развития Физтех-школ, некоммерческая организация, целью которого стало формирование имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использование его на сохранение и развитие системы среднего образования, применяемой в «Физтех-лицее» им. П.Л. Капицы как примера практической реализации инновационной модели школьного образования («Система «Физтеха»), а также на участие в создании, развитии и поддержке иных образовательных учреждений, функционирующих по «Системе «Физтеха» (далее — «Физтех-школы»).

В 2014 году Лицей стал школой областного подчинения (ГОБУ), что повысило статус школы и дало больше возможностей для развития. Был сдан новый корпус школы, созданный на базе бывшего профессионального технического училища, рассчитанный на 500 мест. За 5 лет с 2014 года были построены физкультурно-оздоровительный комплекс, новый комплекс общежитий на 300 человек, оранжерея. К 2022 году, учитывая современные тренды проектного образования, планируется постройка современного технопарка на 600 человек и общежития на 200 человек.

С 2011 года реализуются программы «Лицей-Вуз-Инноватор» и конференция «Старт в инновации». Эта программа представляет собой адаптацию системы Физтеха к школьному образованию. В течение трех последних лет обучения старшеклассники формируют группы из трех учеников, которые работают над исследовательским проектом. Для организации этой работы в школе созданы пять лабораторий, работающих по тем же пяти направлениям, что выбраны в Сколково в качестве приоритетных областей развития:

  • живые системы
  • информационные технологии
  • космические исследования
  • ядерные исследования
  • высокоэффективная энергетика

Руководят этими лабораториями и работой проектных групп — студенты-старшекурсники МФТИ; каждая такая лаборатория имеет базовую кафедру в МФТИ и научного руководителя из числа ученых и преподавателей университета. Это позволяет школьникам использовать лабораторную базу МФТИ для своих экспериментов, почувствовать вкус университетской жизни, приобрести опыт общения со студентами и преподавателями. Кроме того, по каждому направлению есть корпорация-партнер, один из лидеров отрасли (ЦВТ Химрар по живым системам, Яндекс по информационным технологиям и др.). Их участие дает возможность увидеть, как научные исследования находят практическое применение в жизни.

Благодаря этой программе школьники в раннем возрасте приобретают навыки, необходимые для успеха в современном мире. Они учатся работать в команде, учатся работать над длительным проектом в условиях максимально приближенным к реальным, осваивают сложные сетевые взаимодействия. Ведь проектная группа разбросана по трем организациям и состоит из трех школьников студента-руководителя профильного школьного учителя преподавателя МФТИ куратора от компании-партнера Благодаря этому ученики в процессе работы над проектом имеют возможность не только приобрести новые знания и выполнить исследование на высоком, «вузовском» уровне, но и начать осваивать навык работы в современной, сложно-организованной команде, приобрести первые связи в инновационной среде, которые потом можно развивать в дальнейшем, в ВУЗе и по его окончании. О результатах этой работы группы отчитываются на ежегодной конференции и итоговой статьей по окончании трехлетнего проекта, который вполне может стать их первой научной публикацией.

Конференция Старт в Инновации проводится уже более 20 лет в Физтех-Лицее, в рамках этой конференции все учащиеся Лицея участвуют в проектной деятельности по системе «Лицей-Вуз-Инноватор». За все время было представлено более 2000 научно-технических, инженерных и бизнес-работ учащихся Лицея, а работы школьников были поддержаны финансово и прочими ресурсами российскими корпорациями и компаниями (Вкусвилл, ХимРар и другие).

В Лицее внедрена уникальная программа подготовки учащихся по направлению soft-skills «Талант во мне». Эта программа является адаптированной под Россию (с патриотическим уклоном) версией международной программы The Leader in Me, разработанной в США на основе знаменитых 7 навыков Стивена Кови. Зародившись 10 лет назад в одной единственной школе США, как частная инициатива директора, программа показала такие выдающиеся результаты, что сегодня ее внедряют у себя более 200 школ в 14 странах мира на всех континентах. В некоторых странах, таких как Сингапур и Гватемала эта программа стала государственной, внедряемой министерством образования этих стран во всех школах. Для обучения этим навыкам не предполагается введение дополнительных предметов и нагрузки для учеников. Эти навыки пронизывают всю жизнь школы, внедряются через все уроки и внеклассную работу. Учащихся учат быть проактивными и работать в команде.

В 2017 году в рамках развития Образовательного кластера была создана Начальная школа Физтех-Лицея (Физтех-Начало). Начальная школа открыла двери для более 80 учащихся 1-4 классов, в рамках работы с которыми был сделан уклон в развитие личностных навыков по программе «Талант во мне», проектной деятельности (аналог конференции «Старт в инновации» — конференция Начальной школы). Отдельно были организованы регулярные курсы для родителей «Яблоки и яблони», на которых читаются курсы по психологии и проводятся тренинги. Фокус обучения нацелен на взаимодействие ребёнка, школы и семьи. Помимо начальной школы существует уже 6 классов по франшизе Физтех-начала, называемых «Экспериментальные классы» или «Начальные классы Физтех XXI».

В 2017 году при поддержке фонда «Иннопрактика» был создан инструмент тиражирования уникальных образовательных методик Лицея и Физтеха – проект «Наука в регионы». «Наука в регионы» — всероссийский образовательный проект, основной целью которого является построение национальной системы подготовки и развития талантливых школьников на основе «системы Физтеха» по приоритетным направлениям инновационного развития страны. Главные задачи — разработка и апробация лучших образовательных методик и тиражирование их в регионы, а также создание системы мониторинга и поддержки школ, принимающих участие в проекте. В рамках мероприятий проекта более 1000 учащихся прошли через очные мероприятия и смены Науки в регионы, а около 4000 учеников по всей стране получили доступ к качественному физтеховскому образованию по научно-инженерным и проектному профилям. Находится в разработке система создания классов старшей школы по системе Физтех-Лицея (проект рассчитан по 2021 год).

В 2019 году Лицей получил новый статус Автономной некоммерческой общеобразовательной организации. В учредители Лицея вошли МФТИ и Московская область. Новый статус позволил апробировать внутри школы новые уникальные образовательные методики, а также привлекать школу преподавателей высокого уровня, а также создать уникальную систему управления школой.

Физтех-лицей — лучшая школа Подмосковья в 2020 году по версии рейтинга Министерства образования Московской области

Физтех-Лицей стал одной из самых динамично развивающихся школ страны:

 

Показатель 2016 год 2020 год
Средний балл ЕГЭ (М,И,Ф,Х,Б) 80,8 87,9
Победители и призёры всероссийского этапа 3 17
Победители и призёры регионального этапа 47 271
Число стобалльников ЕГЭ 4 20
Охват внеурочной проектной деятельностью 100%
Более 20 олимпиадников-международников с 2016 года
Лучшая школа Московской области
Топ-7 школ России

 

Памятные события

Встреча лицеистов с Нобелевским лауреатом Барри Шарплессом

Выступление Нобелевского лауреата Майкла Левитта перед учениками и учителями в Правительстве Московской области

Сеанс совместной игры в шахматы с чемпионом мира Магнусом Карлсеном

Директор Физтех-лицея Марина Машкова и выпускники