Фонд развития Физтех-школ – на IV Конгрессе молодых ученых
27-29 ноября на федеральной территории «Сириус» проходит ежегодный Конгресс молодых учёных – масштабное событие для передовых направлений науки и образования в России. На Конгрессе в 2024 году эксперты обсудили проект Фонда развития Физтех-школ «Наука в регионы», а одним из участников Конгресса стал исполнительный директор Фонда Андрей Богданов.
IV Конгресс молодых ученых – ключевое событие 2024 года в рамках Десятилетия науки и технологий, объявленного Указом Президента Российской Федерации в целях усиления роли науки и технологий в решении важнейших задач развития общества и страны. Конгресс выступает крупнейшей площадкой для диалога передовой и фундаментальной науки, государственной власти и реального сектора экономики и задает основные векторы научно-технологического развития России.
Один из круглых столов Конгресса был посвящён развитию инженерно-технического образования как важному аспекту обеспечения технологического суверенитета страны. Спикеры мероприятия, в числе которых были первый заместитель исполнительного директора компании «Иннопрактика» Наталья Попова и ректор Московского физико-технического института Дмитрий Ливанов, обсудили проекты Фонда развития Физтех-школ, их результаты и стратегическую важность для дальнейшего масштабирования.
«Наша компания уделяет особое внимание реализации программ развития человеческого капитала. Именно поэтому мы инициируем проекты, ориентированные на поддержку не только высшего образования и студентов, но и школьников. Среди них: проекты «Агроклассы 2.0», «Робофутбол», олимпиада по искусственному интеллекту для школьников, и Всероссийская олимпиада по агрогенетике для школьников старших классов «Иннагрика». На мой взгляд, важно мотивировать школьников и студентов, интересующихся данными направлениями, предоставлять им возможности для раскрытия собственного потенциала через участие в решении сложных технических задач, разработках и внедрении новых продуктов и технологий, а также совершенствовать навык адаптации к быстро меняющимся условиям рынка», — рассказала Наталья Попова, первый заместитель исполнительного директора компании «Иннопрактика».
Также поговорили о программе «Наука в регионы»: на сегодняшний момент по программе открыты около 500 профильных классов в 50+ регионах России. «Наука в регионы» реализуется Фондом развития Физтех-школ совместно с МФТИ, Физтех-лицеем им. П. Л. Капицы при поддержке компании «Иннопрактика». Продолжение программы, проект «Наука в регионы 3.0», предполагает интеграцию школьного образования в общенаучный и экономический контекст страны: проект нацелен на развитие кадрового научно-технического потенциала в регионах, повышение мотивации школьников и профессиональную ориентацию путём создания консорциумов «школа-вуз-высокотехнологичная компания».
«Мы продолжаем масштабировать программу и делать так, чтобы те лучшие практики, которые в рамках неё были наработаны, получили более широкое распространение. Мы хотим, чтобы в течение 3 лет в школах появилась, минимум, 1000 новых физмат-классов. Но мы понимаем, что нужны гораздо более масштабные, серьёзные усилия, которые бы объединили государство, ключевых работодателей – наши крупные технологические компании – и профессиональное сообщество тех людей, которые работают и в школах, и в университетах», — отметил Дмитрий Ливанов, ректор МФТИ.
Подробнее о том, как Фонд развития Физтех-школ участвует в развитии инженерного образования, в особенности, в области физики, рассказал исполнительный директор Фонда и руководитель Технопарка Физтех-лицея им. П. Л. Капицы Андрей Богданов на круглом столе «Легко ли учить физике?». Мероприятие проходило при поддержке Госкорпорации «Росатом» и Национального центра физики и математики, а ключевыми вопросами обсуждения стали планомерное развитие школьного инженерного образования, повышение числа мотивированных абитуриентов профильных вузов, внедрение методического инструментария для повышения качества обучения и комплексное сотрудничество школ с вузами.
На круглом столе Андрей Богданов подробнее остановился на деятельности программы «Наука в регионы», в рамках которой профильное обучение комбинируется с кружковой и проектной деятельностью и создаются образовательные консорциумы в регионах, а также поделился со слушателями результатами других проектов Фонда – образовательного проекта «Классы Физтех XXI», международной конференции «Старт в инновации» – и опытом создания крупнейшего в России образовательного школьного кластера, куда входят Технопарк Физтех-лицея им. П.Л. Капицы и Физтех-лицей.
«Понимая критическую важность новых инженерных кадров и технологий, Всероссийский естественно-научный школьный кластер, в том числе мы как Фонд и Физтех-лицей им. П. Л. Капицы, играет ключевую роль в продвижении науки, инженерных направлений и естественных наук в школьном образовании. Мы помогаем популяризировать физику и профильные специальности и с помощью наших проектов, одним из которых является «Наука в регионы», и с помощью реализации программ на площадке Технопарка Физтех-лицея им. П. Л. Капицы – крупнейшего школьного технопарка в России», — добавил Андрей Богданов, исполнительный директор Фонда развития Физтех-школ и руководитель Технопарка Физтех-лицея им. П. Л. Капицы.
Фонд развития Физтех-школ создан на базе Московского физико-технического института и Физтех-лицея им. П. Л. Капицы в 2009 году. К началу 2024 года участниками образовательных программ, проектов и мероприятий Фонда развития Физтех-школ стали свыше 70 тысяч человек.
Фонд транслирует лучший образовательный опыт, который применяется в МФТИ и в Физтех-лицее им. П. Л. Капицы, и реализует масштабные проекты, благодаря которым удалось обучить тысячи российских детей и педагогов, повысить уровень преподавания инженерных и естественно-научных дисциплин. Проекты Фонда развития Физтех-школ проводятся в рамках работы инфраструктурного центра «Нейронет», созданного при поддержке НТИ.
Миссия Фонда развития Физтех-школ — создать в России на базе Физтех-лицея им. П. Л. Капицы образовательную систему по подготовке глобально конкурентоспособных лидеров.