«Старт в инновации»! 5 предметных смен в августе от ФРФШ

На смены «Старт в инновации» приехали 144 школьника из разных регионов России, чтобы учиться у лучших преподавателей Московского физико-технического института и Физтех-лицея им. П. Л. Капицы.

С 17 по 26 августа Фонд развития Физтех-школ  провел летние проектные смены «Старт в инновации» для школьников 8‒11-го классов. В этом году было пять направлений подготовки: Технологическое предпринимательство, Авиамоделирование, Программирование и робототехника, Программирование и искусственный интеллект и Биология. В течение смен ребята слушали лекции и семинары, занимались проектной работой, а по вечерам  вместе с кураторами играли в настольные игры, проходили квесты или устраивали кинопросмотры. В короткий срок участники получили огромное количество знаний, развили навыки в каждом из выбранных направлений, а также погрузились в уникальную атмосферу Физтеха и Физтех-Лицея. Как проходили лекции, мастер-классы и часы проектной работы, а также что такие проекты дают современным школьникам — расскажет наш материал.

В рамках смены “Старт в инновации” по биологии руководитель проектов в ООО «СТЕМ-игры», биоинженер Наталья Ходыкина провела семинар «Введение в основы биоинформатики для белковых и нуклеотидных последовательностей». Наталья Ходыкина рассказала об истории, основных понятиях и методах биоинформатики, а так же на практике познакомила ребят с базовыми методами изучения белков и нуклеотидных последовательностей, которые может предложить биоинформатика человеку без специализированных знаний и навыков программирования. Участники программы по биологии прослушали 4 пары по биоинформатике и 2 — по геномному редактированию.

Биоинформатика для участников из 8 класса оказалась сложной: в школе они ещё не проходили структуру белков. Однако школьники смогли увидеть, что передовой наукой можно заниматься и дома, не имея доступа к лаборатории, а только разобравшись в биоинформатических инструментах и программах. Геномное редактирование вызвало меньше сложностей, участники работали вовлеченно и задали преподавателю много вопросов. Школьники познакомились с историей развития методов генной инженерии и с такими понятиями как цинковые пальцы, TALE, CRISPR-CAS, Ti-плазмида, обсудили области применения и перспективы развития методик редактирования генома. Для многих это станет первым шагом к участию в профиле “Геномное редактирование” Национальной технологической олимпиады: для молодых биологов и химиков это способ получить 100 баллов ЕГЭ, занимаясь исследовательской и проектной работой.

На смене по авиамоделированию прошел мастер-класс от компании «Геоскан». Участники смены познакомились с беспилотными авиационными системами «Геоскан», освоили пилотирование на симуляторе, а также попробовали себя в управлении квадрокоптером. Кроме этого с помощью светодиодных LED модулей запрограммировали световую индикацию, которая используется при создании «Шоу дронов».

Мы проводили теоретические лекции в различных формах, включая игровые. С ребятами строили планера, ракеты на твердотопливных двигателях, радиоуправляемые глиссеры. Все модели ребята собирали с 0, используя ручные инструменты, а также современное лазерное оборудование с ЧПУ. Придумывали собственный дизайн. Дети учились управлять и пилотировать на гоночных FPV коптерах. В последние несколько дней дети разделились на группы и реализовали собственные проекты. В процессе смены ребята отмечали, что хорошо научились тайм-менеджменту. В конце смены ребята защитили проекты перед экспертами. Вручили сувениры, которые были сделаны на твердотельном оптоволоконном лазерном станке. Ребята смогли забрать построенные модели домой в различные уголки России: МО, Москва, Владимирская область, Псков, Пермь, Ноябрьск, Пятигорск, Ростов и другие.

На занятии “Карта будущего” с Ольгой Марковной Прудковской участники смены по технологическому предпринимательству наметили тренды в разных индустриях, сформировали «карту будущего, в котором им предстояло начать формулировать собственные проекты. Школьники анализировали тексты экспертов и выделяли их позиции, которые зачастую противоречат друг другу. На «Тайм-менеджменте для школьника» участники обсуждали, как школьнику сформулировать свои приоритеты в образовании и в жизни, как выделить самое главное, как приспособить под себя различные инструменты тайм-менеджмента — от “помодоро” до хронометража. Благодаря Ольге Марковне Прудковской молодые предприниматели узнали о системах поддержки предпринимательских проектов в России, о грантах и патентном праве. Школьники проработали список стейкхолдеров для своих проектов, нарисовали диаграмму Ганта, распределили задачи по развитию проекта после школы.

«Анализ проблемной ситуации — это ключевой этап проектной деятельности, потому что неправильно сформулированная проблема зачастую заводит команду в тупик. На одном из этапов разбирали, как анализируют проблемную ситуацию герои Марвел, и какие технологические решения они предлагают в качестве ответа на эту ситуацию. Очень интересно школьники показали, как неверное формулирование проблемы заводит в тупик Таноса с его концепцией уничтожения половины живых существ. Кроме того, мы разбирали проекты, которые участники смены уже делали, и которые только планируют делать, выделяли в них стейкхолдеров», — поделилась Ольга Марковна Прудковская.

Участники смены “Старт в инновации” по технологическому предпринимательству познакомились с классическими схемами построения бизнес-моделей и провели презентацию своих промежуточных результатов в работе над бизнес-проектами. Своими впечатлениями делится участница смены Семенова Анна:

“ В ходе этого тренинга мы узнали про шаблон бизнес-модели Александра Остервальдера и Ива Пинье. На основе полученных знаний мы разработали бизнес-модель нашего проекта по созданию «умной одежды» и специального приложения, с помощью которого одежда может менять цвет. Также мы провели анализ целевой аудитории и пришли к выводу, что наш бизнес-проект будет актуален людям любых возрастов. В перспективе усовершенствовать нашу идею, чтобы одежда могла менять не только цвет, но и свой фасон. В конце воркшопа была презентация подготовленных бизнес-моделей. Это не основной наш проект – только идея для тренинга, однако, все шаблоны и отработанные навыки, в том числе полученные на лекции по тайм-менеджменту, пригодятся нам для основного проекта. Особенно хочется отметить хорошую подачу материала, слушать спикеров было очень интересно”.

Анастасия Старостинская, руководитель проекта Кружкового движения “Альманах практик будущего” провела для направления “Программирование и робототехника” игру “Игры кентавров” — о настоящем и будущем искусственного интеллекта. Участники направления поделились на команды, соответствующие различным игрокам на рынке ИИ: корпорациям, банкам, сообществам учёных, органам государственной власти. Они лоббировали различные решения на рынке ИИ и сталкивались с их последствиями. Все кейсы взяты из реальной жизни: например, история о том, как роботизация складов Амазона привела к росту травм среди сотрудников, а не сократила ее, или история скандала в Нидерландах, где тысячи семей по ошибке обвинили в мошенничестве. Предложения команд, однако, помогли сократить негативные социальные последствия некоторых решений. В итоге участники построили достаточно технооптимистичное будущее, приняв все предложенные проекты и при этом решив многие последовавшие за этим проблемы.

Александр Кашапов занимался с участниками смены “Программирование и искусственный интеллект” написанием нейросетей. Уровень участников был достаточно неоднородным. Тем не менее всего за 10 часов школьники овладели рабочим инструментарием и от написания простейших сортировщиков перешли к разработке собственных нейросетей. На финальной защите экспертам представили 18 проектов разного уровня проработки. Особенно впечатлили экспертов пять: решение для переноса стиля одного изображения на другое (более вариативное приложение, чем известная всем Prismа), автопилот для грузовика, решение для формирования команд в онлайн-игре так, чтобы результат турнира был максимально неочевидным, сервис по подбору спутника жизни на основе анкетных данных и решение, которое молодая специалистка по астрономии сделала для обработки данных с телескопа, к которому имеет доступ: нейросеть учится отличать, например, спутники от космических лучей.

Почему такие проекты, как смены «Старт в инновации» важны и нужны современным школьникам, почему им стоит в них участвовать?

Фонд развития Физтех-школ верит, что будущее принадлежит технологическим командам, которые способны разрабатывать и внедрять новые решения, улучшающие жизнь людей. На “Старте в инновации” такие команды начали складываться: школьники прошли через этап супер-интенсивной проектной работы. На смене школьники познакомились с инструментами, которые используют профессионалы в разных областях: от предпринимательства до искусственного интеллекта. Это неадаптированное знание, знание из первых рук, не успевшее устареть, и ценный опыт взаимодействия с экспертами. Именно на коротких проектных сменах можно собрать для работы со школьниками экспертов: учёных, предпринимателей, программистов. Они не только учат или оценивают проекты — они помогают разобраться в том, как устроена отрасль, профориентироваться в ней. Проектные смены — это отличные возможности: встретить похожих на тебя людей, заняться интересным делом, получить много инструментов, чтобы продолжить работу и дальше, лучше сориентироваться в жизни — для всего этого и нужно приезжать на них.

«К нам приехали ребята из самых разных уголков России, и каждый из них нашёл для себя что-то новое и уникальное. На смене участники подготовили свои проекты, над которыми они смогут продолжить трудиться уже дома. Желаю успехов!» — комментирует руководитель смены «Старт в инновации» Дмитрий Бурнашов.

Другие новости