12 принципов Физтех-лицея

Устойчивая мотивация ребенка к обучению и исследовательской деятельности, а также степень социализации, позволяющая судить о нем, как о гармонично развитой личности.

В Физтех–лицее должны иметь возможность учиться дети из любых регионов России.

Рассматривается возможность отбора учеников во все классы Физтех-лицея по конкурсу. Перевод из начальной школы в среднюю тоже не должен происходить автоматически. Во время отборочных испытаний предлагается оценивать как полученные знания ребенка, так и способности, чтобы у талантливых детей из разных школ была возможность поступить в Физтех-лицей. Мы стремимся к тому, чтобы правильные педагоги помогали раскрыть интеллектуальный потенциал учеников, поэтому важной задачей для школы является этап поиска истинно талантливых детей, а не просто хорошо подготовленных.

В душе должен быть баланс между физикой и лирикой.

В Физтех–лицее мы находим одной из важнейших целей вырастить не просто мастеров решения задачек по физике и математике (пусть даже олимпиадных), а людей, которые будут приняты в обществе гармоничных, сбалансированных личностей. Для нас это означает необходимость дать детям правильные социальные навыки и хорошую гуманитарную подготовку.

Скоростное мышление, требуемое для успеха на предметных олимпиадах, присуще не всем талантливым людям. Есть много удивительных ученых, которые сбиваются под прессингом временных ограничений, но расцветают, когда могут работать без суеты соревнования. Такой тип деятельности мы называем «проектной». Для прогресса нужны и «олимпиадники», и «исследователи». Для школы — тоже. Сосуществование учеников с разным типом мышления благоприятно сказывается на общих результатах.

Биофизика, биохимия, физико-химические процессы, компьютерная лингвистика, робототехника, медицина, геофизика. Открытия в современной науке все больше происходят на стыках дисциплин. История использует физические и химические методы для определения датировок, социология использует статистику. Все вышеперечисленное имеет огромную математическую поддержку. Выявление детей со способностями к разным предметам и предоставление им возможности развиться в необычных комбинациях предметов стимулирует появление исследователей новой волны — людей науки будущего.

Олимпиадное движение — это интересная игровая практика в образовании, которая мотивирует учиться многих сильных ребят. Но у этой практики есть два побочных эффекта:

конкуренция часто порождает враждебность; скорость — это не всегда качество. Решения по компенсации этих побочных эффектов в Физтех–лицее мы видим в:

— игровой практике, объединяющей детей в команды и приучающей их, таким образом, к пользе сотрудничества и взаимопомощи;

— в исследовательских проектах, где в условиях свободы времени требуется разобраться с интересным вопросом, поставить эксперименты, предложить гипотезы и либо их доказать, либо опровергнуть.

Отдельное внимание Физтех–лицей уделяет физической подготовке учеников. Физкультура должна нравиться детям, чтобы избыточная интеллектуальная нагрузка могла возмещаться в хорошей двигательной активности.

Вырастить ученых, которые принесут пользу человечеству, — вот долгосрочная миссия нашей школы. В связи с этим порядочность, совесть, умение отличить плохое от хорошего — важнейшие понятия для морально–нравственного воспитания лицеиста. Мы убеждены, что дети должны дружелюбно относиться друг другу, стремиться к взаимопомощи и поддержке, радоваться успехам друг друга.

Учителя Физтех–лицея видят свою задачу не только в подготовке учеников к сдаче ЕГЭ и сообщении знаний школьной программы, но и в формировании в них интереса к исследованиям: дают исследовательские задачи, помогают делать открытия, помогают рассказывать другим детям об этих открытиях. Правильный педагог школы Физтеха относится с уважением к своим ученикам, даже если они еще маленькие. Вполне возможно, что он выращивает будущего ученого, который далеко превзойдет самого педагога по знанию предмета. Большая часть великих дел и исследований современности требует коллективной работы. Время одиночек прошло. Навыки работы в коллективе индивидуально сильного мастера являются критически важными для его успеха, как специалиста.

Одобряются контакты старшеклассников с учениками младших классов, а также к любых учащихся с педагогами.

Для воспитания ребенка–исследователя, ребенка–творца крайне важна свободная атмосфера вокруг него. Только свобода (но не вседозволенность) и пониженное организационное давление позволяют проявиться нераскрытым способностям и стимулируют самостоятельную мотивацию к обучению и исследовательской работе. Нельзя приказать стать ученым. Это должно понравиться. Это должно прийти изнутри. Ребенка надо чувствовать и лишь подталкивать к самостоятельным решениям.