Лицей-вуз-инноватор

С 2011 года в Физтех-лицее и школьном кластере ФИЗТЕХ XXI реализуется программа «Лицей-Вуз-Инноватор». Эта программа представляет собой адаптацию системы Физтеха к школьному образованию. В течение трех последних лет обучения старшеклассники формируют группы из трех учеников, которые работают над исследовательским проектом. Для организации этой работы в школе созданы пять лабораторий, работающих по пяти приоритетным областям знаний:

  • живые системы
  • информационные технологии
  • космические исследования
  • ядерные исследования
  • высокоэффективная энергетика

Руководят этими лабораториями и работой проектных групп — студенты-старшекурсники МФТИ; каждая такая лаборатория имеет базовую кафедру в МФТИ и научного руководителя из числа ученых и преподавателей университета. Это позволяет школьникам использовать лабораторную базу МФТИ для своих экспериментов, почувствовать вкус университетской жизни, приобрести опыт общения со студентами и преподавателями. Кроме того, по каждому направлению есть корпорация-партнер, один из лидеров отрасли (ЦВТ Химрар по живым системам, Яндекс по информационным технологиям и др.). Их участие дает возможность увидеть, как научные исследования находят практическое применение в жизни.

Благодаря этой программе школьники в раннем возрасте приобретают навыки, необходимые для успеха в современном мире. Они учатся работать в команде, учатся работать над длительным проектом в условиях максимально приближенных к реальным, осваивают сложные сетевые взаимодействия. Ведь проектная группа разбросана по трем организациям и состоит из трех школьников, студента-руководителя, профильного школьного учителя, преподавателя МФТИ, куратора от компании-партнера.

Благодаря этому ученики в процессе работы над проектом имеют возможность не только приобрести новые знания и выполнить исследование на высоком, «вузовском» уровне, но и начать осваивать навык работы в современной, сложно-организованной команде, приобрести первые связи в инновационной среде, которые потом можно развивать в дальнейшем, в ВУЗе и по его окончании. О результатах этой работы группы отчитываются на ежегодной конференции и итоговой статьей по окончании трехлетнего проекта, который вполне может стать их первой научной публикацией.