Наука в регионы

«Наука в регионы» — всероссийская программа создания и тиражирования центров лучших образовательных практик и построения национальной системы подготовки и развития талантливых школьников на основе «системы Физтеха» по приоритетным направлениям инновационного развития страны.

Главные задачи — разработка и тестирование лучших образовательных методик, тиражирование их в регионы, создание системы мониторинга и поддержки школ, принимающих участие в проекте.

Программа «Наука в регионы» стартовала в феврале 2017 года по инициативе Фонда развития Физтех-школ, Физтех-Союза, МФТИ и Физтех-лицея при поддержке негосударственного института развития «Иннопрактика». Позднее, после успешного прохождения первых образовательных «смен» программа получила несколько грантов от Фонда президентских грантов на развитие гражданского общества и Минпросвещения России.

Канал программы «Наука в регионы» на YouTube

Ступени развития программы

Кружки “Наука в регионы”

С 2017 по 2019 год проект был нацелен на развитие центров дополнительного образования в регионах — кружков.
Механизм функционирования проекта был следующий:

Для потенциальных участников проекта программа начиналась с предварительного отбора на одно из тематических направлений: физика-математика, математика-информатика, химия-биология. ФРФШ направлял в регион олимпиадную контрольную работу для выявления общего уровня подготовки школьников. Ученики региона, показавшего наилучшие результаты, становились участниками “Науки в регионы” и отправлялись в Московский физико-технический институт для прохождения выездной школы (“смены”).

Программа тематической школы включала двухнедельное пребывание и обучение в МФТИ 15 старшеклассников и 2 учителей. В течение этого времени ребята жили в общежитиях института, посещали уроки в Физтех-лицее им П.Л. Капицы (Московская область, г. Долгопрудный), чтобы не отставать по школьной программе, и дополнительные занятия. По вечерам ученики слушали углубленные лекции по физике, математике, информатике и другим смежным дисциплинам от практикующих преподавателей МФТИ. Кроме того, кураторы программы “Наука в регионы” организовывали культурно-развлекательную программу: посещение музеев столицы, кинопросмотры, вечера настольных игр. 

Сопровождающие школьников учителя совместно с методистами Физтеха составляли программу кружка по одной из дисциплин на год вперед. По условиям выездной школы “Наука в регионы” школьники и учителя оплачивали только транспортные расходы: проезд до места проведения школы и транспорт в Москве.

За время существования «школ» проекта Московский физико-технический институт посетили 26 групп из разных уголков России! Среди них Астраханская, Белгородская, Брянская, Волгоградская, Воронежская, Калининградская, Липецкая, Магаданская, Нижегородская, Омская, Пензенская, Тамбовская, Томская, Тульская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Краснодарский край, Республика Башкортостан, Республика Крым, Чувашская Республика.

В 2018 году в рамках проекта «Наука в регионы» при поддержке Фонда президентских грантов также прошли дополнительные проектные смены по специализированным направлениям: ракетно-космическая смена и смена подготовки исследовательских проектов в различных дисциплинах. 

На данный момент любая школа России может запустить у себя кружок «Наука в регионы», для этого необходимо подписать соглашение о сотрудничестве с Фондом развития Физтех-школ. Учителя в кружках получат все необходимые материалы для ведения занятий, а также будут регулярно получать тестирования, составленные преподавателями проекта, для отслеживания уровня учеников. Кроме того, учителя кружков получают доступ к системе постсопровождения классов: могут посещать вебинары с преподавателями МФТИ и задавать преподавателям вопросы по материалам в чатах поддержки.

Классы «Наука в регионы»

С лета 2020 года запустился второй этап программы «Наука в регионы» — создание профильных классов в школах по всей России по профилям физико-математическому, химико-биологическому и математик0-информатическому. Реализация программы включает в себя несколько процессов.

Курсы повышения квалификации для учителей

Курсы повышения квалификации для учителей по программе «Наука в регионы» проходят в дистанционном формате для учителей, которые будут вести занятия в профильных классах. На курсы повышения квалификации есть конкурсный отбор по портфолио учителей и небольшому тестированию по предмету.
Курсы читают преподаватели МФТИ и Физтех-Лицея по программам, утвержденным в МФТИ. Слушателям курса, успешно освоившим программы, выдаются удостоверения государственного образца о прохождении курсов повышения квалификации.

Создание методических материалов, рабочих программ и видеолекций 

Методисты проекта – преподаватели МФТИ и Физтех-лицея. Методисты создают рабочие учебные программы для профильных классов и методические материалы, сопровождающие работу в классе.
Методические материалы покрывают весь материал с 8 по 10 класс профильной направленности, они включают в себя теоретический материал, практические задания и примеры решений.
Видеоматериал включает в себя разбор задач и демонстрацию опытов, а также разбор наиболее сложных теоретических моментов. Он предназначен для подготовки учащихся к урокам. 

Материалы рассчитаны на освоение программы в углубленном формате, который предполагает определенное количество часов классной работы.

Профильный класс по математике: 8 класс — 8 академических часов в неделю, 9 класс — 8 академических часов в неделю, 10 класс — 9 академических часов в неделю;
Профильный класс по физике: 8 класс — 4 академических часа в неделю, 9 класс — 5 академических часов в неделю, 10 класс — 6 академических часов в неделю;
Профильный класс по химии: 8 класс — 4 академических часа в неделю, 9 класс — 5 академических часов в неделю, 10 класс — 6 академических часов в неделю;
Профильный класс по биологии: 8 класс — 4 академических часов в неделю, 9 класс — 5 академических часов в неделю, 10 класс — 6 академических часов в неделю;
Профильный класс по информатике: 8 класс — 4 академических часа в неделю, 9 класс — 6 академических часов в неделю, 10 класс — 6 академических часов в неделю;

Сопровождение профильного класса

В рамках проекта организуется сопровождение профильного класса. Для учителей, прошедших КПК и запустивших в своей школе профильные классы, предусмотрена система менторства со стороны преподавателей проекта: будут проводиться регулярные вебинары для учителей, на которых преподаватели проекта будут отвечать на сложные вопросы и разбирать темы углубленного курса.
Также во втором полугодии будет проведен анализ эффективности работы учителей, составлены рейтинги и для учителей, показавших лучшую динамику, будут организованы ежемесячные доплаты в размере 8 тысяч рублей в месяц. Также лучшим трем школам по рейтингу будут выданы гранты на закупку лабораторного оборудования для профильного класса.

Онлайн платформа

Ведется создание онлайн-платформы проекта, через которую будет вестись весь образовательный процесс классов Науки в регионы, на ней учащиеся будут делать домашние задания и решать тесты.
На платформе помимо тестирований учеников предусмотрен также функционал календаря вебинаров для учителей, а также возможность загружать отчеты об успехах класса.

Контроль классов

Контроль классов со стороны Фонда будет осуществляться через отслеживание результатов учеников путем проведения регулярных тестирований учащихся классов (тестирования составлять и проверять будут преподаватели МФТИ), а также сбора отчетности по посещению учителем вебинаров и любой информации, касающейся учебного процесса в профильном классе.
Предусмотрены командировки в классы.

Перспективы проекта

Сейчас в проекте участвуют более 20 регионов страны. В планах – расширить программу на всю страну, чтобы она стала доступна всем детям, интересующимся физикой, математикой, информатикой, химией и биологией.

“Региональным школам необходима сильная методическая база, а сейчас ее не хватает. Там используются устаревшие программы, — говорит директор Фонда развития Физтех-школ, выпускник МФТИ Андрей Богданов, — Важно «зажечь» детей, показать им перспективы занятия научно-технической деятельностью, погрузить в атмосферу Физтеха. Мы ориентируемся не на гениев, а на обычных хорошистов и отличников.

Наша основная цель — сделать в ближайшее время на базе Физтех-лицея и МФТИ один из основных центров российского школьного образования по естественным наукам — школьный кластер «ФИЗТЕХ XXI».