Наука в регионы

«Наука в регионы» — всероссийская программа создания и тиражирования центров лучших образовательных практик и построения национальной системы подготовки и развития талантливых школьников на основе «системы Физтеха» по приоритетным направлениям инновационного развития страны.

Главные задачи — разработка и тестирование лучших образовательных методик, тиражирование их в регионы, создание системы мониторинга и поддержки школ, принимающих участие в проекте.

Программа «Наука в регионы» стартовала в феврале 2017 года по инициативе Фонда развития Физтех-школ, Физтех-Союза, МФТИ и Физтех-лицея при поддержке негосударственного института развития Иннопрактика. Позднее, после успешного прохождения первых образовательных «смен» программа получила несколько грантов от Фонда президентских грантов на развитие гражданского общества и Минпросвещения России.

Канал программы «Наука в регионы» на YouTube

Ступени развития программы

Кружки “Наука в регионы”

С 2017 по 2019 год проект был нацелен на развитие центров дополнительного образования в регионах — кружков.
Механизм функционирования проекта был следующий:

Для потенциальных участников проекта программа начиналась с предварительного отбора на одно из тематических направлений: физика-математика, математика-информатика, химия-биология. ФРФШ направлял в регион олимпиадную контрольную работу для выявления общего уровня подготовки школьников. Ученики региона, показавшего наилучшие результаты, становились участниками “Науки в регионы” и отправлялись в Московский физико-технический институт для прохождения выездной школы (“смены”).

Программа тематической школы включала двухнедельное пребывание и обучение в МФТИ 15 старшеклассников и 2 учителей. В течение этого времени ребята жили в общежитиях института, посещали уроки в Физтех-лицее им П.Л. Капицы (Московская область, г. Долгопрудный), чтобы не отставать по школьной программе, и дополнительные занятия. По вечерам ученики слушали углубленные лекции по физике, математике, информатике и другим смежным дисциплинам от практикующих преподавателей МФТИ. Кроме того, кураторы программы “Наука в регионы” организовывали культурно-развлекательную программу: посещение музеев столицы, кинопросмотры, вечера настольных игр. 

Сопровождающие школьников учителя совместно с методистами Физтеха составляли программу кружка по одной из дисциплин на год вперед. По условиям выездной школы “Наука в регионы” школьники и учителя оплачивали только транспортные расходы: проезд до места проведения школы и транспорт в Москве.

За время существования «школ» проекта Московский физико-технический институт посетили 26 групп из разных уголков России! Среди них Пензенская область, Тульская область, Белгородская область, Липецкая область, Воронежская область, Волгоградская область, Нижегородская область, Омская область, Астраханская область, Брянская область, ХМАО, Калининградская область, Магаданская область, Краснодарский край, республика Башкирия, республика Чувашия, Тамбовская область, Крым, Томская область.

В 2018 году в рамках проекта «Наука в регионы» при поддержке Фонда президентских грантов также прошли дополнительные проектные смены по специализированным направлениям: ракетно-космическая смена и смена подготовки исследовательских проектов в различных дисциплинах. 

На данный момент любая школа России может запустить у себя кружок «Наука в регионы», для этого необходимо подписать соглашение о сотрудничестве с Фондом развития Физтех-школ. Учителя в кружках получат все необходимые материалы для ведения занятий, а также будут регулярно получать тестирования, составленные преподавателями проекта, для отслеживания уровня учеников. Кроме того, учителя кружков получают доступ к системе постсопровождения классов: могут посещать вебинары с преподавателями МФТИ и задавать преподавателям вопросы по материалам в чатах поддержки.

Классы «Наука в регионы»

С лета 2020 года запустился второй этап программы «Наука в регионы» — создание профильных классов в школах по всей России по профилям физико-математическому, химико-биологическому и математик0-информатическому. Реализация программы включает в себя несколько процессов.

Курсы повышения квалификации для учителей

Курсы повышения квалификации для учителей по программе «Наука в регионы» проходят в дистанционном формате для учителей, которые будут вести занятия в профильных классах. На курсы повышения квалификации есть конкурсный отбор по портфолио учителей и небольшому тестированию по предмету.
Курсы читают преподаватели МФТИ и Физтех-Лицея по программам, утвержденным в МФТИ. Слушателям курса, успешно освоившим программы, выдаются удостоверения государственного образца о прохождении курсов повышения квалификации.

Создание методических материалов, рабочих программ и видеолекций 

Методисты проекта – преподаватели МФТИ и Физтех-лицея. Методисты создают рабочие учебные программы для профильных классов и методические материалы, сопровождающие работу в классе.
Методические материалы покрывают весь материал с 8 по 10 класс профильной направленности, они включают в себя теоретический материал, практические задания и примеры решений.
Видеоматериал включает в себя разбор задач и демонстрацию опытов, а также разбор наиболее сложных теоретических моментов. Он предназначен для подготовки учащихся к урокам. 

Материалы рассчитаны на освоение программы в углубленном формате, который предполагает определенное количество часов классной работы.

Профильный класс по математике: 8 класс — 8 академических часов в неделю, 9 класс — 8 академических часов в неделю, 10 класс — 9 академических часов в неделю;
Профильный класс по физике: 8 класс — 4 академических часа в неделю, 9 класс — 5 академических часов в неделю, 10 класс — 6 академических часов в неделю;
Профильный класс по химии: 8 класс — 4 академических часа в неделю, 9 класс — 5 академических часов в неделю, 10 класс — 6 академических часов в неделю;
Профильный класс по биологии: 8 класс — 4 академических часов в неделю, 9 класс — 5 академических часов в неделю, 10 класс — 6 академических часов в неделю;
Профильный класс по информатике: 8 класс — 4 академических часа в неделю, 9 класс — 6 академических часов в неделю, 10 класс — 6 академических часов в неделю;

Сопровождение профильного класса

В рамках проекта организуется сопровождение профильного класса. Для учителей, прошедших КПК и запустивших в своей школе профильные классы, предусмотрена система менторства со стороны преподавателей проекта: будут проводиться регулярные вебинары для учителей, на которых преподаватели проекта будут отвечать на сложные вопросы и разбирать темы углубленного курса.
Также во втором полугодии будет проведен анализ эффективности работы учителей, составлены рейтинги и для учителей, показавших лучшую динамику, будут организованы ежемесячные доплаты в размере 8 тысяч рублей в месяц. Также лучшим трем школам по рейтингу будут выданы гранты на закупку лабораторного оборудования для профильного класса.

Онлайн платформа

Ведется создание онлайн-платформы проекта, через которую будет вестись весь образовательный процесс классов Науки в регионы, на ней учащиеся будут делать домашние задания и решать тесты.
На платформе помимо тестирований учеников предусмотрен также функционал календаря вебинаров для учителей, а также возможность загружать отчеты об успехах класса.

Контроль классов

Контроль классов со стороны Фонда будет осуществляться через отслеживание результатов учеников путем проведения регулярных тестирований учащихся классов (тестирования составлять и проверять будут преподаватели МФТИ), а также сбора отчетности по посещению учителем вебинаров и любой информации, касающейся учебного процесса в профильном классе.
Предусмотрены командировки в классы.

Перспективы проекта

Сейчас в проекте участвуют более 20 регионов страны. В планах – расширить программу на всю страну, чтобы она стала доступна всем детям, интересующимся физикой, математикой, информатикой, химией и биологией.

“Региональным школам необходима сильная методическая база, а сейчас ее не хватает. Там используются устаревшие программы, — говорит директор Фонда развития Физтех-школ, выпускник МФТИ Андрей Богданов, — Важно «зажечь» детей, показать им перспективы занятия научно-технической деятельностью, погрузить в атмосферу Физтеха. Мы ориентируемся не на гениев, а на обычных хорошистов и отличников.

Наша основная цель — сделать в ближайшее время на базе Физтех-лицея и МФТИ один из основных центров российского школьного образования по естественным наукам — школьный кластер ФИЗТЕХ XXI”.