ТТТ: Традиции-Таланты-Технологии
Стратегия Физтех-лицея «ТТТ: Традиции.Таланты.Технологии» впервые была принята в 2010
В 2020 году произошло обновление стратегии в связи с новыми целями стратегии школьного естественнонаучного кластера ФИЗТЕХ XXI
Лучшая школа страны должна готовить граждан, способных ответить на любые требования времени. На данный момент важнейшей проблемой является утрата нравственных ориентиров обществом в целом, и, как следствие, исчезновение в школе стройной системы нравственного воспитания. До 1917 года в школе велось православное воспитание, в годы СССР – активно пропагандировались коммунистические моральные идеалы, отражавшие и общечеловеческие ценности. Сегодня эта задача больше не считается первоочередной, ею занимаются отдельные учителя или директора в силу своих убеждений и воззрений, но эти усилия не сведены в единую целостную систему. Школа, как общественный институт, призвана передавать новым поколениям нравственные ценности, накопленные прежними веками. На наш взгляд, лучшая школа должна не только взращивать интеллектуально состоятельного человека, но и закладывать основы характера ребёнка, опираясь на истинные нравственные ценности; воспитывать разносторонне развитую личность, знающую историю Родины и мировое культурное наследие, способную творчески работать, самосовершенствоваться, жить в коллективе, активно отстаивать интересы общего дела, — гражданина новой страны, России 21-го века.
Сохранение традиций
Лицей имеет богатые традиции, истоки которых идут от знаменитой образовательной системы МФТИ, созданной выдающимися российскими учеными во главе с Нобелевским лауреатом Петром Леонидовичем Капицей. Эта система, более полувека воспитывающая в высшей школе лучших российских ученых, доказала свою исключительную эффективность и для школьного образования на примере Физтех-лицея. Все выпускники Лицея поступают в ведущие вузы, где неизменно оказываются среди лучших студентов, а после выпуска преуспевают в карьерном росте. И наша задача всемерно развивать эти славные традиции МФТИ, добиваясь постоянного повышения уровня знаний и навыков, получаемых нашими учениками, развивая атмосферу творчества и жажды знаний, отличающую как большой Физтех, так и наш Лицей.
Исходя из того, что школьная жизнь должна основываться на общечеловеческих ценностях и вековых традициях, сложившихся в России и мире, первоочередной задачей является создание в лицее всеохватывающей системы нравственного воспитания. Следует отметить, что с момента становления Лицея система образования в его стенах отличалась не только основательностью, глубиной, твёрдостью знаний учащихся, но и формированием широкого кругозора лицеистов. За двадцать лет существования Лицея сложились такие традиции, как высокий уровень академического образования, приведённый в соответствие с новейшими достижениями науки, научные исследования лицеистов, проходящие под руководством высококвалифицированных преподавателей, активная творческая деятельность учащихся и преподавателей, патриотическая нацеленность учащихся. Все эти традиции необходимо не только сохранять, но и развивать.
Первое «Т» — Традиции — составляют фундамент воспитательно-образовательного процесса в Лицее. Традиции задают направление развития, определяют ценностные ориентиры. Понимая, что основа воспитания для ребенка – это семья, мы также ставим себе цель построить в Лицее систему взаимосвязей семьи и школы, объединенную общими взглядами на цели и задачи воспитания.
Развитие таланта в каждом ребенке
Сегодня, в условиях постоянно возрастающей глобальной конкуренции, простой «накачки» учеников стандартными знаниями уже недостаточно. Как никогда важен индивидуальный подход к образованию, создание среды для максимального развития талантов, имеющихся у каждого ребенка. Человек может стать по-настоящему эффективным и конкурентоспособным только максимально раскрыв свой талант, используя его во благо окружающим. Так обретается свое призвание и успех в жизни. Задача школы – создать среду, максимально способствующую развитию творческих способностей. Важными элементами такой среды являются преемственность традиций, тесное взаимодействие школы с МФТИ, поддержание связи выпускниками лицея, выстраивание системы персонального наставничества, которую закладывал П.Л.Капица.
Другим важным элементом такой системы становится активное вовлечение родителей в жизнь школы и воспитание учеников. Столетие назад родители большинства школьников были малограмотны, учитель был зачастую единственным человеком с высшим образованием, общение с которым было доступно ребенку. Сегодня, и особенно в нашем лицее, многие родители имеют хорошее образование, и поэтому они могут вносить больший вклад в обучение и воспитание своих детей в школе. Тем более что сложность задач, возникающих перед учителями и учениками, неимоверно выросла. Высокие требования, предъявляемые сегодня к учащимся, не позволяют относиться к школе, как к супермаркету, где продаются образовательные услуги, и рассчитывать при этом на выдающиеся результаты.
Мы исходим из того, что каждый ребенок от рождения имеет различные таланты, которые ждут максимального раскрытия и применения на пользу окружающим и стране. Наша задача — создать среду для раскрытия способностей, самореализации и творческой деятельности каждого ученика.
Новая, постиндустриальная эпоха требует от личности не столько знаний, сколько обретения своего призвания и максимального раскрытия своего потенциала. Высший вид творчества – это работа над собой, позволяющая ощутить себя полноценным Человеком, живущим на основе совести, а не эгоизма, дисциплины, а не потворства своим страстям, личной ответственности, а не зависимости от обстоятельств, энтузиазма, а не безразличия.
Обязанность развивать себя, свои таланты мы понимаем и в библейском смысле: «Всякому имеющему дастся и приумножится, а у всякого неимеющего отнимется и то, что имеет» (Притча о талантах, Евангелие от Матфея, 25, 14–30).
Второе «Т» — Таланты, позволяет найти свой уникальный путь развития и свое призвание в направлении, определяемом на основе первого «Т», Традиций.
Освоение новых технологий
Мы ставим перед собой задачу активно изучать новейшие методики и технологии, применяемые в образовании во всём мире. Непрерывное развитие и повышение квалификационного уровня педагогов и преподавателей позволит легко осваивать их и внедрять в Лицее для того, чтобы вырастить граждан новой России, имеющих фундаментальное образование и владеющих современными навыками, необходимыми для конкурентоспособности на высшем мировом уровне.
Всем знакомы фразы: «способный мальчик, но неорганизованный», «талантливая девочка, но существуют проблемы с общением». Многие годы решение этих проблем вообще не считалось задачей школы. Однако именно эти навыки: самоорганизации, взаимодействия с людьми, работы в команде — стали сегодня самыми важными для успеха в жизни. Давно разработаны методики обучения данным навыкам. Следовательно, этому можно и нужно учить в самом раннем возрасте, и лучшая школа способна это сделать. И это только один из примеров новых навыков, стремительно входящих в нашу жизнь. Необходимо следить за всеми изменениями окружающей действительности и в соответствии с ними модернизировать обучение, сохраняя при этом его академическую основу.
Передача информации стала мгновенной, это привело к тому, что люди пишут множество коротких писем, передают друг другу мультимедийную информацию. Поэтому нужно обучать детей навыкам презентации, как электронной, так и устной, умению работать с клиповой информацией в самых различных форматах.
Поскольку сегодня объем знаний человечества увеличивается с колоссальной скоростью, то на первый план выходит задача «научить учиться», потому что невозможно предугадать, какие именно знания понадобятся человеку в дальнейшем, зато совершенно ясно, что их потребуется много в самых непредсказуемых, еще неизвестных областях.
Кроме того, постоянно расширяющийся объем знаний приводит к тому, что работа над любой проблемой в одиночку невозможна. Поэтому работа в команде и становится ключевой компетенцией современного человека.
Лучшая современная школа обязана отвечать на все требования, определяемые различными изменениями в мире.
Третье «Т», Технологии, позволяет двигаться по выбранному пути самосовершенствования с максимальной скоростью и на современном уровне.
Стратегия школы до 2020 года была успешно реализована, а идеологические основы стратегии позволили Школе стать одной из самых динамично развивающихся в стране.