Завершилась июльская смена для школьников «Старт в инновации»!

По итогам смены 20 школьников приглашены участвовать в августовской смене «Старт в инновации», которая будет полностью проектной!

С 2 по 11 июля Фонд развития Физтех-школ провел летнюю смену для школьников «Старт в инновации» на базе МФТИ. Проект проводится в рамках работы инфраструктурного центра «Нейронет» на базе Фонда развития Физтех-школ при поддержке НТИ.

79 учащихся 8-10 классов из разных регионов России приехали в г. Долгопрудный, чтобы учиться у лучших преподавателей МФТИ и Физтех-лицея им. П. Л. Капицы. Ребята получили новые знания и качественно продвинулись в решении сложнейших олимпиадных задач, попробовали себя в проектной деятельности, встретились с близкими по духу сверстниками и вдохновились атмосферой Физтеха!

Всего на смене было пять треков:

Проектные треки:

  • Авиамоделирование, где школьники погружались в мир конструирования и запуска собственных летательных моделей, работали с различными материалами и электроникой, узнавали о принципах построения летательных аппаратов и особенностях отдельных моделей, тренировались в симуляторе полетов и устраивали пробные запуски вживую.
  • Инженерная электроника, на котором большую часть времени участники посвятили производству частей электронных девайсов — печатных плат, электронных компонент и корпусов. В теоретической части занятий школьники узнали про моделирование печатных плат, методы изготовления ПП и деталей, ПО (Sprint Layout, SolidWorks) для проектирования, а также про оборудование для изготовления необходимых элементов. В практической части дети самостоятельно собирали девайсы, пользуясь полученными знаниями. Трек проводился совместно с коллегами из МАИ, поэтому его участники познакомились с двумя вузами!.
  • Робототехника, где ребята разделились на две группы: робофутбол и беспилотные автомобили. Школьники интенсивно изучали алгоритмы управления устройствами, компьютерное зрение и его приложения, детектирование и распознавание объектов, работу с OpenCV на Python, а также работали над собственным проектом — роботом или автомобилем. Завершением трека стали внутренние соревнования команд, на которых каждый робот и беспилотник отлично показали себя.

Олимпиадные треки:

  • Информатика — трек, где участников ждал входной контест и распределение по группам, одна из которых занималась решением математических головоломок и изучением С++, а вторая применяла знания о базовой динамике на практике. Ребята получили мощную математическую подготовку по теории чисел и комбинаторике, решение задач на рекурсию, быстрые сортировки и жадные алгоритмы, а также прошли адаптационную программу для начинающих. 
  • Математика и Физика, где в математической части школьники погружались в разделы тригонометрии, планиметрии и стереометрии, использование векторно-координатных методов в геометрических задачах, теорию чисел и комбинаторики, и изучали математический аппарат для физических задач. Увлеченные физикой ребята решали олимпиадные задачи из всех основных блоков программы. В программу для 9 класса вошли решение задач баллистики векторными методами, динамика с различными типами связей, устойчивость положений равновесия, геометрическая оптика и характеристика электрических цепей. 10 класс решал динамические задачи из принципов сохранения интегралов движения, а также разбирался с тепловыми машинами и электростатикой, описывал переходные процессы в RC-цепях и углублял свое понимание оптических законов.

 

Курс по Технологическому предпринимательству:

Ежедневно все ребята занимались по 6 академических часов на отдельных треках, и по полтора часа в день посвящали обучению основам Технологического предпринимательства. Это особенный курс, общий для всех участников июльской смены: благодаря ему школьники учились видеть идеи инновационных технологичных продуктов и реальные запросы целевой аудитории, пробовали тестировать продукт на людях и экспертах и представлять им свою задумку, а также придумывали, как можно модернизировать известные миру научные и инженерные решения.

Как летняя смена сочетается с изготовлением продукта и конференцией «Старт в инновации»?

Июльская смена является частью огромной экосистемы поддерживающих друг друга мероприятий для учеников и учителей — все они помогают подготовиться к участию в конференции командных проектных работ «Старт в инновации».

Конференция «Старт в инновации»  принимает работы участников, которые ведут исследовательские, инженерные проекты и проекты по технологическому предпринимательству. Конференция преследует важную цель: все, что делают участники, должно быть создано в контакте с целевой аудиторией и решать ее реальные проблемы.

Именно поэтому летняя смена «Старт в инновации» совместила предметное теоретическое обучение с практическим: опыт проектной работы по созданию инновационного технологичного продукта получили все участники смены.

Абсолютно все участники всех треков еженедельно занимались на специальном курсе «Технологическое предпринимательство для школьников». За этот короткий период школьники научились создавать свои проекты всегда с опорой на реальную целевую аудиторию и выходить с ней на контакт сразу же, как только у них рождается идея проекта.

Первым делом участники смены генерировали идеи: сначала в командах, а потом по принципу «мирового кафе». После этого отобранные идеи, которые должны были стать основой проектов, школьники проверяли на потенциальной целевой аудитории.

«Школьникам нужно было найти представителей своей целевой аудитории и опросить: получить информацию об их проблемах, способах их решения, а также об образе продукта. который они хотят для этих людей сделать. Для подавляющего большинства участников, судя по результатам опроса в конце смены, это был первый опыт такого подхода к проектной работе. Кому-то понравилось больше, кому-то — меньше, но данный опыт получили абсолютно все, и это очень важно», — отмечает Анна Бабина, главный методист Физтех-лицея им. П. Л. Капицы, руководитель направления «Технологическое предпринимательство» конференции «Старт в инновации».

В итоге получилось 14 проектных команд, которые представили 14 проектных идей. Каждая команда презентовала примерный образ продукта, рассказала о том, как он будет работать, показала результаты общения с целевой аудиторией и возможную доработку идеи на основе этих результатов, а также небольшой анализ рынка конкурентов — всего за десять дней июльской смены у школьников появились главные ориентиры, которые должны быть у любого участника продуктовой проектной деятельности. «Конструктор тортов», «Носки с климат-контролем», «Умный рюкзак», «Шарик Рубика», «Приложение для контроля сроков годности» — вот лишь некоторые из большого количества удивительных проектов, придуманных участниками смены.

На церемонии закрытия 11 июля ребята представили результаты своей первой проектной деятельности по технологическому предпринимательству на суд жюри и друг друга. Стоит отметить, что мнение компетентного жюри и мнение зрителей — самих школьников — по проектам совпали практически полностью.

Также члены жюри особо отметили четыре проектные команды с их идеями и направлением деятельности как действительно ценные. Уровень некоторых таких команд оказался довольно высоким, хотя ребята впервые соприкоснулись с проектной деятельностью и технологическим предпринимательством именно на июльской смене «Старт в инновации»

Помимо учебы и проектной деятельности, ребята на июльской смене получили еще и массу удовольствия благодаря дополнительной программе. Это были интересные творческие форматы, которые развивали креативное мышление участников и показали им необходимость чередовать научную и творческую деятельность, чтобы повысить общую продуктивность. По вечерам школьники также участвовали в подвижных играх, квестах и мемоквизе, проводили вечерние свечки, где делились впечатлениями. На смене была замечательная команда вожатых и педагогов, которые делали каждый день школьников незабываемым — нацеленным как на командообразование, так и на раскрытие их творческого потенциала.

Продолжение следует … в августе!

На июльской смене у организаторов была сложная система оценки результатов учащихся. Она учитывала:

  • прогресс школьников в ходе занятий на треках;
  • данные, полученные от преподавателей предметных треков, показывающие вовлеченность участников смены в проектную деятельность;
  • результат команд и работу с проектом по технологическому предпринимательству.

В итоге был составлен общий рейтинг участников смены. Согласно ему, 20 школьников получили приглашение участвовать в августовской смене «Старт в инновации», которая будет полностью проектной.

«В результате августовской смены мы рассчитываем получить с каждого трека проектные команды, которые выступят и на нашей конференции «Старт в инновации», и получат поддержку от Фонда развития Физтех-школ в плане контактов, менторства, экспертной и наставнической поддержки для дальнейшего развития проекта и, надеемся, выпуска продукта, либо внедрения проектной разработки учащегося в реальный сектор.

Вся экосистема «Старта в инновации» — конференция, олимпиада, курсы повышения квалификации, летние и зимние смены, наши методические материалы —  имеет очень четкую направленность на то, чтобы научить, помочь и поддержать учеников и учителей работать на создание и распространение реального рыночного продукта. Мы стремимся к тому, чтобы ребята и педагоги понимали, как создать по-настоящему инновационный, технологичный продукт, и мы этому неустанно обучаем и поддерживаем. Поэтому июльская смена была именно такой — сложной и комплексной», — делится Анна Бабина, главный методист Физтех-лицея им. П. Л. Капицы, руководитель направления «Технологическое предпринимательство» конференции «Старт в инновации».

Фонд развития Физтех-школ верит, что будущее принадлежит технологическим командам, которые способны разрабатывать и внедрять новые решения, улучшающие жизнь людей. На июльской смене такие команды начали складываться: школьники прошли через этап супер-интенсивной проектной работы. Проектные смены — это отличные возможности: встретить похожих на тебя людей, заняться интересным делом, получить множество инструментов, чтобы продолжить работу дальше, чтобы лучше сориентироваться в жизни — для всего этого и нужно приезжать в г. Долгопрудный!

Фонд развития Физтех-школ создан на базе МФТИ и Физтех-лицея им. П. Л. Капицы в школьном естественно-научном кластере «Физтех XXI». Фонд развивает и тиражирует образовательные методики на основе «Системы Физтеха», работает с проектами создания и поддержки классов естественно-научной направленности (классы «Физтех XXI»), развивает кружковое движение в России и СНГ (проект «Наука в регионы»), проводит курсы повышения квалификации для учителей, выпускает методические материалы, видеолекции для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ, углубленного изучения преимущественно технических дисциплин. Опыт, накопленный в естественно-научном школьном кластере «Физтех XXI», теперь стал доступен для широкого изучения.

Сайт проекта «Старт в инновации»

Другие новости