Курс повышения квалификации от «Старта в инновации» «Проектная деятельность в рамках ФГОС»: формируем сообщество педагогов-экспертов

Педагоги АНОО “Физтех-лицей им.П.Л.Капицы” и эксперты Всероссийской проектной конференции и олимпиады “Старт в инновации” завершили обучение педагогов на курсе повышения квалификации “Проектная деятельность в рамках ФГОС” совместно с ЦДПО МФТИ.

Данный курс посвящен продуктовому подходу в реализации технологических проектов школьников и дает практические навыки по работе с учениками средней и старшей школы по направлениям: исследовательский проект, инженерный проект, проект по технологическому предпринимательству.

Обучение педагогов проводилось в гибридном формате: предзаписанный контент и проверочные задания на платформе Stepik, синхронные вебинары, семинары и социальные активности.

К 218 слушателям, которые проходили обучение в рамках курса повышения квалификации, присоединились 810 вольнослушателей со всей страны, которые также участвовали в вебинарах, семинарах и общении в чате курса.

В качестве итоговой работы слушатели составили авторские рабочие программы курсов по проектной деятельности. Также в процессе обучения слушатели получили экспертную оценку и рекомендации преподавателей Физтех-лицея по развитию текущих проектов своих учеников.

“Мы были рады поработать с коллегами из 65 регионов нашей страны и намеренно не разделяли слушателей КПК и вольнослушателей по разным группам, комментировали работы всех желающих,  — говорит главный методист “Старта в инновации”, заместитель директора АНОО “Физтех-лицей им.П.Л.Капицы” Елена Игоревна Сальникова.  — Мы рады, что опыт, накопленный Физтех-лицеем по работе со школьными проектами в средней и старшей школе оказался полезен коллегам, которые в этом учебном году столкнулись с необходимостью вести проектную деятельность в средней школе. Мы также были рады оказать поддержку коллегам из ЛНР и ДНР в рамках курса, которые переходят на российские стандарты образования и только начинают обучаться ведению школьных проектов”.

Авторы курса стремились сделать довольно сложный материал курса ясным и понятным с точки зрения подачи, на образовательной платформе и в чате кураторы собирали вопросы слушателей по предзаписанному контенту, а преподаватели отвечали на них на семинарах. Преподаватели курса также проводили дополнительные встречи при помощи груповых видео-созвонов с участниками в чате КПК в телеграм, где отвечали на вопросы и обсуждали общие для всех участников проблемы с мотивацией и уровнем знаний школьников. Иногда поговорить по душам с коллегами и поделиться опытом — не менее важно, чем предоставить методический материал.

“Понимаю, что многие коллеги впервые столкнулись с понятием “проект по технологическому предпринимательству”, — говорит методист Физтех-лицея, руководитель направления “Технологическое предпринимательство” конференции “Старт в инновации” Анна Константиновна Бабина, — мы испытывали сопротивление некоторых коллег, которые полагали, что им данный материал не пригодится в работе. Однако в конечном итоге нам удалось убедить большинство слушателей, что понимание, как учащиеся могут продвигаться от исследования через конструирование к созданию коммерциализируемого технологического продукта, поможет учителю мотивировать ученика на исследовательскую деятельность и освоение методов, которые позволяют ему структурировать процесс познания”.

В настоящее время курс по проектной деятельности переводится в формат “для самостоятельного изучения”: задания с развернутым ответом заменяются на тестовые задания с автоматической проверкой, возможность подгрузить постеры или презентации для получения обратной связи от преподавателей закрыты. Курс будет пополняться дополнительными материалами по развитию проекта каждого типа, о чем всех подписчиков курса на платформе Stepik авторы будут уведомлять при помощи почтовой рассылки.

“В процессе работы, в частности, мы отметили, что в обучении педагогов, как и в обучении школьников необходимо особо подробно разобрать тему грамотного составления технического задания к инженерному проекту — эти компетенции чаще всего “западают” у школьных проектных руководителей. Именно поэтому и при доработке курса для учителей, и на зимней проектной смене для школьников мы будем уделять особое внимание теории практике составления ТЗ,” — говорит руководитель направления “Инженерный проект” “Старта в инновации” Даниил Глебович Сапронов.

Авторы провели анализ данных, полученных в результате обучения более 1000 учителей, и доработали курс. В доработанном курсе “Проектная деятельность в рамках ФГОС”, который реализуется на коммерческой основе, появились разные уровни освоения материалов каждого раздела, дополнительная инфографика и проверочные задания. Сохранился принцип “перевернутого класса”: слушатели осваивают предзаписанный контент, делают задания и задают вопросы, а затем получают ответы и подробный разбор своих работ.

“От живого общения с коллегами мы отказаться не готовы, — говорит Елена Игоревна Сальникова. — По опыту данного КПК мы видим, как педагогам важно общение с преподавателями Лицея и наша готовность дать рекомендации и обеспечить методическую поддержку здесь и сейчас”.

“Я не представляю себе КПК без стримов проектного Кота, — шутит Анна Константиновна Бабина. — Слушателям очень понравилось, что я вечерами приходила в телеграм-чат в образе кота и отвечала на их вопросы, которые накопились на платформе. Многие спонтанно подключались, некоторые просматривали сохраненные в чате видео-записи. Такой игровой подход не мешает серьезному содержанию”.

Четверо слушателей КПК выступили с инициативой создать региональные точки “Старта в инновации”, и их образовательные организации заключили партнерские соглашения с Физтех-лицеем и Фондом развития Физтех-школ. Более 10 выпускников КПК станут членами жюри “Старта” в онлайн.

Таким образом, курс повышения квалификации стал началом формирования экспертного педагогического сообщества практиков технологической проектной деятельности в Российских школах.

Другие новости