«Старт в инновации»: итоги проектной смены для школьников

В августе Фонд развития Физтех-школ провел акселератор школьных проектов

С 15 по 24 августа Фонд развития Физтех-школ провел проектную смену «Старт в инновации» на базе Физтех-лицея им. П. Л. Капицы для школьников 14-17 лет.  120 участников из разных городов России и зарубежья прошли серьезный конкурсный отбор и приехали в г. Долгопрудный: каждый из них разрабатывал свой проект, развивал новые компетенции и наслаждался общением с единомышленниками. Для многих ребят это первый визит в МФТИ, и они были очень рады познакомиться с одним из ведущих вузов нашей страны.

У большинства участников августовской смены была особая задача — разработать собственный проект по тематике выбранного трека. В результате каждый школьник смог создать не только сильный проект, имеющий потенциал для развития в самостоятельный качественный продукт, но также получить глубокие теоретические знания по теме трека и специфические навыки развития технологического проекта как стартапа

Проектная смена проводилась Фондом развития Физтех-школ при поддержке НТИ в рамках работы инфраструктурного центра «Нейронет», который объединяет ученых, предпринимателей и представителей государственных структур для продвижения инновационных нейротехнологических продуктов.

На церемонии открытия летней смены преподаватели, организаторы и сотрудники Физтех-лицея им. П. Л. Капицы рассказали об основных ценностях этой смены: безопасности, творчестве, знаниях. Церемония открытия началась с выступления Елены Игоревны Сальниковой, заместителя директора Физтех-лицея им. П. Л. Капицы. Елена Игоревна рассказала ребятам об истории Лицея и основных особенностях обучения, а также поздравила их с началом смены. В зале среди участников смены находились несколько ребят, которые уже поступили в Физтех-лицей и начнут обучение с сентября. Затем выступили руководители треков. После церемонии открытия школьники провели свободное время с вожатыми и отправились на увлекательный квест по территории МФТИ.

«В результате августовской смены мы рассчитывали получить с каждого трека проектные команды, которые выступят и на нашей конференции «Старт в инновации», и получат поддержку от Фонда развития Физтех-школ в плане контактов, менторства, экспертной и наставнической поддержки для дальнейшего развития проекта и, надеемся, выпуска продукта, либо внедрения проектной разработки учащегося в реальный сектор.

Вся экосистема «Старта в инновации» — конференция, олимпиада, курсы повышения квалификации, летние и зимние смены, наши методические материалы —  имеет очень четкую направленность на то, чтобы научить, помочь и поддержать учеников и учителей работать на создание инновационных технологичных проектов», — комментирует Анна Бабина,  методист Физтех-лицея им. П. Л. Капицы, руководитель направления «Технологическое предпринимательство» конференции «Старт в инновации».

В один из первых дней смены с проектными командами провела встречу Елена Александровна Мякотникова, советник генерального директора ООО «Сибур», общественный советник руководителя Росмолодежи. Елена Александровна рассказала о том, куда школьники могут обращаться для получения поддержки проектов по технологическому предпринимательству. Руководители всех треков также выступали как эксперты для учеников друг друга в рамках своих ключевых компетенций.

Кто еще из экспертов оказал поддержку командам на смене «Старт в инновации»?

  • Роман Рыбаков, президент компании Over Grower, научный сотрудник СФНЦА РАН;
  • Андрей Творожков, разработчик IT-решений во «ВкусВилл» и других компаниях;
  • Артем Петров, выпускник МФТИ и специалист в сфере AR-технологий;
  • Вячеслав Обухан, старший преподаватель МФТИ и руководитель кружка по робототехнике Физтех-лицея им. П. Л. Капицы;
  • Лев Пережогин, доктор медицинских наук, врач-психотерапевт, руководитель Отделения социальной психиатрии детей и подростков в Национальном медицинском исследовательском центре психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского;
  • Григорий Никитин, мидл-аналитик компании СберМаркет.

 

Треки

Всего на смене было четыре трека, три из которых — проектные. Рассказываем, чем занимались участники каждого трека.

Технологическое предпринимательство (проектный трек)

На этом треке собрались сильные команды школьников с собственными проектными наработками. В рамках смены был реализован акселератор этих проектов для получения максимальных результатов. За каждой командой был закреплен наставник, а сетка занятий формировалась с учетом конкретных запросов команд. К концу смены каждая команда провела ряд консультаций с экспертами из реального сектора, тестирования на целевой аудитории и сформировала продуктовый образ своего проекта. Задачи трека:

  • Теория и практика продуктового исследования: как оценить востребованность своей проектной идеи.
  • Обучение навыкам командной работы.
  • Маркетинговые исследования.
  • Общение с представителями реального сектора для оценки проекта.
  • Обучение технологиям ведения проекта.
  • Деловые и командные игры.

Бионейротехнологии (проектный трек)

В рамках трека Бионейротехнологии было представлены несколько кейсов — задач в различных областях:

  • нейроинтерфейсы;
  • искусственный интеллект;
  • когнитивистика;
  • нейрофидбэк.

Участники предлагали идеи решения задач и с помощью команды преподавателей дорабатывали их до полноценного исследовательского или инженерного проекта. После смены ребята смогут представить свои работы на Всероссийском фестивале нейротехнологий «Нейрофест», который проводится в партнерстве с инфраструктурным центром «Нейронет». Задачи трека:

  • Доработка идеи решения кейса до исследовательского или инженерного проекта.
  • Углубленное изучение нейрофизиологии, информатики, психологии.
  • Изучение трендов современных нейротехнологий.
  • Изучение принципов работы нейроинтерфейсов и непосредственное участие в их разработке.
  • Регистрация и обработка ЭЭГ.
  • Обучение современным достижениям искусственного интеллекта в области перевода языка жестов.

Искусственный интеллект (проектный трек)

Школьники погрузились в изучение искусственного интеллекта и нейронных сетей и занялись разработкой собственного проекта. Ребята узнали о жизненном цикле цифрового продукта, создании нейронных сетей, использовании искусственного интеллекта в прикладных задачах и о трендах данного рыночного сегмента. Эти знания сразу применялись на практике для решения бизнес-кейсов, предложенных командой методистов для работы на смене . Ребята, приехавшие на смену с идеями своих проектов, занимались их развитием, другие участники создавали новые команды и работали по предложенным темам. Задачи трека:

  • Углубленное изучение физики, информатики, математики.
  • Изучение трендов современной робототехники и искусственного интеллекта.
  • Знакомство с опытом отечественных компаний в сфере ИИ и робототехники.
  • Развитие идеи исследовательского или предпринимательского проекта до подачи заявки на «Старт в инновации».
  • Включение команд в систему менторской поддержки одаренных школьников-участников «Старта в инновации».

Олимпиадная информатика

Участники трека отправились в мир олимпиадного и спортивного программирования, развивали имеющиеся навыки и качественно подготовились к олимпиадам. Задачи трека:

  • Углубленное изучение информатики, математики и программирования.
  • Изучение актуальных направлений современного программирования.
  • Знакомство с опытом отечественных компаний в сфере разработки программного обеспечения.
  • Включение команд в систему менторской поддержки одаренных школьников-участников «Старта в инновации».

Проекты участников

В заключение смены, на церемонии закрытия, участники треков «Технологическое предпринимательство», «Бионейротехнологии» и «Искусственный интеллект» представили 20 проектных работ. Важно, что некоторые участники не стеснялись и энергично рассказывали также о неудавшихся проектах — они поставлены на заморозку, или полностью прекращены по итогам общения с экспертами и целевой аудиторией. В этих случаях ребята объяснили, почему продолжение проекта было признано нецелесообразным. Церемонию закрытия вела Анна Константиновна Бабина, хорошо знакомая со всеми командами разных треков и их проектами. О каждом из них она сказала особые слова. Делимся деталями некоторых проектов.

Трек «Бионейротехнологии»

  • Школьники создали систему «Босс», помогающую человеку приучить себя отдыхать и расслабляться.
  • Ребята постарались сделать продукт, который выявляет эмоциональную реакцию на что-либо — например, системы, которые позволяют анализировать эмоциональную реакцию человека на какой-то предмет из ряда подобных.

Трек «Искусственный интеллект»

  • Слушателей впечатлил проект, который позволяет отслеживать состояние водителя и не давать ему засыпать: нейронные сети анализируют мимику водителя и подают сигнал, если выявляют симптомы засыпания в пути.

Трек «Технологическое предпринимательство»

  • У участников этого трека были яркие выступления и больше всего проектов. В рамках каждого выступления команда честно рассказывала, какие цели по SMART она ставила перед сменой и о том, как шла работа, как повлияло на проект общение с экспертом. У каждой команды было 1-3 эксперта, которые давали обратную связь по работе, а также комментировали, как на развитие продукта и его модификацию повлиял контакт с пользователем.
  • Все ребята протестировали свои прототипы на реальных пользователях. Команда «Катор», которая занималась приложением для кондитеров, посетила в Долгопрудном настоящую кондитерскую и пообщалась со специалистом с большим опытом —  ребята получили от него обратную связь по прототипу продукта. 
  • Команда «Смарт Волк» не только улучшила свой продукт — умные стельки — при поддержке руководителей треков «Искусственный интеллект» и «Бионейротехнологии», но и нашла свой путь на рынок после экспертной консультации с врачом-ортопедом Евгением Пеньковым. Другие команды школьников находили потенциальных пользователей для тестирования или в г. Долгопрудный, или проводили онлайн-опросы и созвоны.

Трек «Олимпиадная информатика»

Участники этого трека не занимались проектной деятельностью на смене, но подготовили специальное выступление. Им стали презентация и очень подробный, убедительный рассказ о том, для чего нужна информатика, как она помогает в работе над проектами, а также — в будущем трудоустройстве и в профессиональной карьере. Ребята осознанно выбрали этот трек и вовсе не собираются останавливаться именно на олимпиадной работе. Некоторые из них отметили, что представят свои работы на конференцию «Старт в инновации».

Организаторы — об итогах и планах на будущее

Елена Игоревна Сальникова, заместитель директора Физтех-лицея им. П. Л. Капицы, в своем выступлении на церемонии закрытия сделала акцент на том, что все ребята с проектными работами приглашаются к участию в конференции «Старт в инновации». Конференция «Старт в инновации»  принимает работы участников, которые ведут исследовательские, инженерные проекты и проекты по технологическому предпринимательству. Конференция преследует важную цель: все, что делают участники, должно быть создано в контакте с целевой аудиторией и решать ее реальные проблемы.

Фонд развития Физтех-школ готов способствовать развитию проектов — в рамках вебинаров, а также зимних и летних школ. Елена Игоревна подчеркнула, что в любой проектной смене и в целом проектной деятельности всегда есть очень много затруднений: преодолевая их, команды становятся сильнее, а их проекты — лучше. Она также пожелала участникам смены счастливого учебного года, который уже не за горами. 

Церемонию закрытия завершил Юрий Владимирович Русинов, один из организаторов смены. Он также поблагодарил участников и напомнил им о том, что в новом учебном году экосистема «Старт в инновации» ждет их на всех мероприятиях и готова предоставить помощь и поддержку в проектном и олимпиадном развитии. Церемония закрытия длилась три часа и завершилась полностью только после того, как каждый желающий взял свободный микрофон и рассказал о своем опыте, который был получен благодаря проектной смене. Прозвучало множество положительных отзывов. Каждый школьник сказал много добрых слов своему наставнику и преподавателям, а также выразил благодарность наставникам других треков.

Сайт проекта «Старт в инновации»

Важно, что на этой смене впервые было организовано теснейшее межтрековое взаимодействие. Руководители проектных треков — Даниил Глебович Сапронов, Анна Константиновна Бабина и Ирина Николаевна Томилова — работали в качестве экспертов над проектами не только своих подопечных, но и других участников смены. 

«Это дало необычайно сильный эффект, поскольку инженерное дело, бионейротехнологии и технологическое предпринимательство обладают взаимодополняющими компетенциями. Ребята это особенно отметили, и в каждой презентации благодарили руководителей других треков за поддержку, помощь и консультации. На этой смене мы также впервые приобрели опыт взаимного тестирования продуктов — а многие проекты шли на готовый продукт. К примеру, учащиеся трека «Технологическое предпринимательство» приглашали ребят с других треков для того, чтобы протестировать релевантные прототипы. Таким образом мы скорее шли к потребностям пользователя, быстрее выявляли баги.

А ребята с «Технологического предпринимательства» ходили к участникам трека «Бионейротехнологии» и были испытуемыми — проходили тестирование зарождающегося продукта. Все получили от этого огромное удовольствие и дополнительное погружение в ту сферу, с которой не были знакомы ранее. Участники с удовольствием рассказывали и о своих проектах, и о технологиях их создания», — делится Анна Бабина,  методист Физтех-лицея им. П. Л. Капицы, руководитель направления «Технологическое предпринимательство» конференции «Старт в инновации».

Фонд развития Физтех-школ верит, что будущее принадлежит технологическим командам, которые способны разрабатывать и внедрять новые решения, улучшающие жизнь людей. На августовской смене школьники прошли через этап интенсивной проектной работы. Проектные смены — это отличные возможности: встретить похожих на тебя людей, заняться интересным делом, получить множество инструментов, чтобы продолжить работу дальше, чтобы лучше сориентироваться в жизни — для всего этого и нужно приезжать в г. Долгопрудный!

Фонд развития Физтех-школ создан на базе МФТИ и Физтех-лицея им. П. Л. Капицы в школьном естественно-научном кластере «Физтех XXI». Фонд развивает и тиражирует образовательные методики на основе «Системы Физтеха», работает с проектами создания и поддержки классов естественно-научной направленности (классы «Физтех XXI»), развивает кружковое движение в России и СНГ (проект «Наука в регионы»), проводит курсы повышения квалификации для учителей, выпускает методические материалы, видеолекции для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ, углубленного изучения преимущественно технических дисциплин. Опыт, накопленный в естественно-научном школьном кластере «Физтех XXI», теперь стал доступен для широкого изучения.

Другие новости