Завершилась зимняя школа «Старт в инновации»

Начало года — это всегда новые планы и новые идеи. Команда проекта «Старт в инновации» ломает стереотипы: 72 школьника со всех уголков нашей Родины и более 20 наставников, тьюторов, учителей, экспертов приняли участие в зимней онлайн-школе, посвященной компетенциям проектной деятельности.

Обучение на смене было полностью бесплатным для школьников за счет поддержки Фонда развития Физтех-школ и Кружкового движения НТИ. Проект проводится в рамках работы инфраструктурного центра «Нейронет» на базе Фонда развития Физтех-школ при поддержке НТИ.

Зачисление участников проводилось на основании конкурсного задания в зависимости от выбранного трека:

  • «Компетенции исследователя»
  • «Компетенции инженера»
  • «Компетенции технологического предпринимателя»

Организаторы зимней школы получили 263 заявки от школьников из 45 регионов России и 3 союзных государств. 110 школьников были рекомендованы к участию в школе. К обучению приступили 72 человека.

«Мы высоко ценим труд детей, которые в каникулы предпочли знания, а не развлечения. Работать с такими участниками было очень приятно, и все мы были рады помочь тем, кто стремится к развитию и увлечен проектной деятельностью. Уже на защите в конце смены мы отметили прогресс у тех, кто полностью освоил предложенный нами непростой и насыщенный курс», — подчеркнула заместитель директора АНОО «Физтех-лицей им. П. Л. Капицы» и главный методист Всероссийской конференции и олимпиады «Старт в инновации» Елена Игоревна Сальникова.

Основной вопрос смены: «Как всего за 5 дней «прокачать скиллы» исследователя, инженера и технологического предпринимателя?». Неудивительно, что руководители каждого трека подошли к нему по-разному. Ученики практически сразу были погружены в особенности мышления исследователя, инженера и технологического предпринимателя.

На треке «Компетенции исследователя» ребята сразу стали придумывать темы для исследовательских проектов и прошли все необходимые шаги в тренировочном формате. Каждый день у ребят начинался с игровой интеллектуальной разминки под руководством наставников с трека «Компетенции технологического предпринимателя». Затем участников ждали лекции о том, как нужно ставить проблему проекта, выдвигать гипотезы, работать с литературой, выделять предмет и объект исследования, выбирать методику проведения эксперимента и математической обработки результата. Лекции читали действующие ученые, руководители направлений из различных институтов нашей страны. Во второй половине дня участники применяли полученные знания, работая над темами, которые выбрали для работы на смене.

На защите ребята должны были представить план действий по реализации своего проекта и предъявить проблему, обосновать актуальность, определить предмет и объект исследования. Они также должны были рассказать об используемой литературе и выбранных методиках для проведения эксперимента и обработки результатов.

«Исследовательский проект формально является самым популярным, поскольку этот тип упоминается во ФГОС, в отличие от «инженерного» и уж тем более «проекта по технологическому предпринимательству». Однако эта массовость, увы, не обеспечивает качества всех проектов. Как мы видим, на отборочном этапе нашей Конференции очень многим детям не хватает азов, умения мыслить как исследователь. Именно над компенсацией этих провалов мы и работали на смене, стремясь «поставить руку» исследователям так, как «ставят руку» музыкантам», — пояснила Елена Игоревна Сальникова, заместитель директора АНОО «Физтех-лицей им. П. Л. Капицы» и главный методист Всероссийской конференции и олимпиады «Старт в инновации».

На треке «Компетенции инженера» ребята погрузились в игровой производственный процесс по направлениям «Разработка мобильного приложения» и «Разработка устройства». Для понимания того, как устроен производственный процесс и командная работа на проекте, ребята слушали либо общие лекции, либо лекции по выбранному направлению, а затем работали над проектами в командах в зависимости от выбранной роли в игровом проекте. На итоговом занятии проектные команды защищали свои инженерные решения, которые они придумали и описали во время смены.

«Команда трека поставила себе задачу ознакомить ребят с реалиями производственного процесса и пройти с ними шаг за шагом все звенья связной цепи: от постановки инженерной задачи через создание технического задания — к формированию прототипа инженерного продукта. Конечно, за 5 дней смены мы смогли лишь смоделировать процесс, но общие представления о нем участники получили. А главное — освоили базовые навыки и правильный алгоритм действий, работая с учебными кейсами», — рассказал руководитель Инженерного направления «Старта в инновации» Даниил Глебович Сапронов.

Трек «Компетенции технологического предпринимательства» был построен по синтетической модели. Утром в первые три дня ребята проходили игровые тренинги, подготовленные коллегами образовательного направления для школьников и студентов brainz by CROC ИТ-компании КРОК. Тематики тренингов: проблемное интервью, аналитика, SCRUM. Во второй половине дня ребята работали с кейсами реальных компаний sBoard цифровой инструмент типа «виртуальная доска» для учителей, Юнислайд — сервис для проведения интерактивных опросов, Restoclubсервис для подбора ресторанов.

В этой работе ребята могли применить навыки из игровой реальности в реальной практике и поработать с продуктовыми гипотезами. В первой половине четвертого учебного дня участники ознакомились с опытом Студенческого конструкторского бюро «КИТ» Института компьютерных технологий и информационной безопасности Южного Федерального Университета и с направлениями обучения ИТ специальностям в вузах России. Во второй половине дня они прошли деловую игру о проблемах запуска MVP в сжатые сроки, в которой им приходилось принимать быстро сложные решения в роли начинающего менеджера проекта.

В завершении смены школьники прошли тренинг по коротким публичным выступлениям трех жанров: формат TED-Talk, питч перед аудиторией потенциальных пользователей и питч социально значимого проекта. После этого они придумали темы для выступлений по материалам занятий на смене, а затем при поддержке наставников готовили индивидуальные выступления при помощи разработанных для этой цели фреймворков. В заключении обучения участники выступили перед аудиторией трека и получили обратную связь по доработке выступлений перед выкладкой в общий чат.

 

На закрытие зимней школы все участники собрались в конференц-зале Spatial Chat, в котором участники работали на смене, где руководители и команды треков рассказали, как прошли эти пять дней. Все были растроганы, не хотели расставаться и с нетерпением ждут летних проектных смен, которые пройдут оффлайн.

Уже после окончания смены ребята стали активно заполнять форму обратной связи и ожидать свои сертификаты. Их получат 50 участников, которые не только успешно прошли обучение, но и подтвердили повышение уровня своих проектных компетенций на треке.

«Старт в инновации» — это организационная и предметная среда, в которой ученики и наставники объединяются в команды и проходят путь от идеи до реального инновационного технологичного продукта, востребованного рынком. Фундамент образовательной среды — сообщество школьников, учителей, родителей, менеджеров, экспертов и представителей реального сектора, которые заинтересованы в развитии как коммерческого, так и социально направленного инновационного технологического предпринимательства в России. Основу экосистемы «Старта в инновации» сегодня составляют проектная конференция и предметная олимпиада.

Проект «Старт в инновации» родился в стенах Физтех-лицея им. П. Л. Капицы в 2001 году как конференция школьных исследовательских работ. При поддержке Фонда развития Физтех-школ конференция достигла уровня Всероссийской конференции технологических проектов и олимпиады по естественно-научным предметам.

Другие новости