«Жизнь после форума состоялась»: как прошел международный форум «Практики формирования естественно-научной грамотности в условиях необходимости сохранения технологического суверенитета страны»
По инициативе Ассоциации школьного кластера при поддержке Фонда развития Физтех-школ 7 апреля в г. Домодедово состоялся форум «Практики формирования естественно-научной грамотности в условиях необходимости сохранения технологического суверенитета страны» – точка схода образования и бизнеса. Форум был проведен в рамках Декады естественно-научного и технологического образования, организованной Национальным союзом предприятий индустрии учебного оборудования и средств обучения (НСППО), в партнерстве с Министерством образования Московской области. Организаторами форума также выступили: Управление образования г.о. Домодедово, Ассоциация участников технологических кружков, Содружество школ личностно-ориентированного образования и национальный союз предприятий индустрии учебного оборудования и средств обучения и поставщиков образовательных организаций (НСППО).
На мероприятие зарегистрировалось свыше 450 человек из 47 регионов Российской Федерации, в очном режиме на площадке присутствовало более 300 участников не только из субъектов РФ, но и из стран СНГ, что позволило сменить всероссийский статус форума на международный.
В этом году форум проводится в пятый раз, второй год подряд в городе Домодедово, и, если в предыдущие годы на нем обсуждались теоретические аспекты естественно-научного и инженерного образования, то сегодняшнее событие стало практико-ориентированным.
«В нашем случае жизнь после форума состоялась и практики достаточно много, той практики, которую не везде можно увидеть. Мы собрали здесь уникальные внешние ресурсы, которые не были представлены на прошлом форуме и, в принципе, не везде предоставляются. Ассоциация школьного кластера как главный организатор этого мероприятия содержательно – через планирование различных секций, приглашение бизнес партнеров – показывает те возможности, которые существуют в современном мире для развития технологического образования в отдельно взятом месте», — отметил Александр Юрьевич Пименов, исполнительный директор Ассоциации школьного кластера.
Для обсуждения организаторами были выбраны наиболее актуальные вопросы с учетом предыдущего опыта и последних достижений в науке и образовании. Все рассмотренные в ходе мероприятия кейсы и перспективы призваны сформировать коллектив единомышленников, которые нацелены на развитие инженерно-технологического образования, которые заинтересованы в создании и сохранении технологического суверенитета страны.
Форум состоял из пленарной и секционной частей. В течение пленарного заседания перед участниками выступили:
- Александр Юрьевич Пименов, исполнительный директор Ассоциации школьного кластера, руководитель «Содружества школ личностно-ориентированного образования»;
- Айрат Равилевич Идрисов, заместитель исполнительного директора по региональному развитию Фонда развития Физтех-школ;
- Олег Владимирович Жолобов, депутат Московской областной Думы;
- Леонид Павлович Ковалевский, председатель Совета депутатов городского округа Домодедово Московской области;
- Александр Алексеевич Кармаев, заместитель начальника управления модернизации системы образования Министерства образования Московской области;
- Игорь Евгеньевич Барсуков, заместитель директора центра Национальной технологической олимпиады НИУ ВШЭ;
- Наталия Валентиновна Галкина, основатель и генеральный директор ООО «Нейротренд»;
- Станислав Андреевич Аретинский, заместитель генерального директора ООО «Образование будущего».
Александр Юрьевич Пименов, исполнительный директор Ассоциации школьного кластера, после приветствия участников форума рассказал о развитии форума, задал вектор дискуссии и обозначил основные вопросы, необходимые для более детального обсуждения как на пленарном заседании, так и на тематических секциях.
«Задача форума состоит в вовлечении системы образования, учителей в инженерную область. Хочется, чтобы у них появилась мотивация взглянуть на инженерное образование не с точки зрения обязательного нововведения, а с точки зрения того, что это очень клево, это интересно всем. Чтобы сами учителя вовлекали в это образование детей, понимая его важность и все преимущества», — подчеркнул Александр Юрьевич Пименов, исполнительный директор Ассоциации школьного кластера.
От лица Фонда развития Физтех-школ выступил заместитель исполнительного директора по региональному развитию Айрат Равилевич Идрисов: он рассказал представителям образования, бизнеса и государственных структур о проектах и программах Фонда, пригласил собравшихся к участию и сотрудничеству, а также еще раз отметил важность форума в формировании естественно-научной грамотности.
«Во-первых, здесь проходит обмен передовым опытом применения научных разработок на практике, различные мастер-классы. Во-вторых, знакомство с научными лабораториями, которые успешно работают в школах России и обучают местных учителей и замотивированных ребят в регионах, тем самым помогая сократить кадровый голод на местах. Также тут мы говорим о налаживании деловых контактов с представителями регионов России, с научными центрами Москвы, Московской области – это не только ограниченное формальными рамками, но живое неформальное общение», — добавил Айрат Равилевич Идрисов, заместитель исполнительного директора по региональному развитию Фонда развития Физтех-школ.
Министерство образования Московской области на форуме представил Александр Алексеевич Кармаев, заместитель начальника управления модернизации системы образования Министерства образования Московской области. В своей приветственной речи Александр Алексеевич представил результаты деятельности Министерства по стратегии развития образовательных комплексов, в том числе в рамках проектов «Школа полного дня» и Умные каникулы». Он также отметил значимость партнерства с Ассоциацией школьного кластера и Фондом развития Физтех-школ в развитии естественно-научного образования.
«Этот форум несет посыл, прежде всего, что наш технологический прорыв важен, что мы поддерживаем стремление директоров школ и учителей развивать технологическое инженерное образование, открывать специализированные классы и стимулируем различными способами, в том числе нашим региональным рейтингом школ. Конечно, здесь у нас есть кадровый дефицит, для этого нужны программы повышения квалификации, которые тоже есть у Фонда развития Физтех-школ в качестве отработанных образцов – в этом Фонд тоже наш партнер. Мы вместе повышаем уровень профессионализма педагогов в этом направлении», — отметил Александр Алексеевич Кармаев, заместитель начальника управления модернизации системы образования Министерства образования Московской области.
Леонид Павлович Ковалевский, председатель Совета депутатов городского округа Домодедово Московской области, в выступлении рассказал об инженерной инфраструктуре региона, подчеркнул необходимость достижения технологического суверенитета и роль форума в этом направлении деятельности.
«Все начинается с разговора, и очень хорошо, что мы эти разговоры ведем, что какие-то достаточно простые вещи сейчас показываем. На основании этих вещей наши дети смогут обрести новые компетенции. И отлично, что МФТИ в этой работе участвует. Это, конечно, выдающийся вуз. Если наши дети будут учиться там, подтянутся до уровня Физтеха, мы будем этому только радоваться, будем счастливы. Мы готовы всегда делиться своими достижениями, успехами и, конечно, учиться у вас. Успехов форуму, и нужно, чтобы эти разговоры превратились в реальные действия», — добавил Леонид Павлович Ковалевский, председатель Совета депутатов городского округа Домодедово Московской области.
Тезисами о Национальной технологической олимпиаде и перспективы, которые она открывает перед школьниками, поделился Игорь Евгеньевич Барсуков, заместитель директора центра Национальной технологической олимпиады НИУ ВШЭ: были представлены возможности вовлечения учащихся в обучение по приоритетным для развития страны отраслям, таким, как авиапромышленность, автомобильная промышленность, железные дороги, производство новых материалов, медицина, радиоэлектроника, судостроение, энергетика.
«Я уверен, что работа сегодняшнего форума совершенно точно позволит каждому из нас что-то ценное, полезное для себя вынести. В основе каждого из процессов по достижению технологического суверенитета находятся люди. И с этой точки зрения, все уровни системы образования – краеугольные слагаемые для достижения этого суверенитета, его драйвер. Наша с вами задача в подготовке поколения технологического прорыва, чтобы система образования полностью соответствовала тем вызовам, которые перед нами ставит жизнь, и опережала их», — добавил Игорь Евгеньевич Барсуков, заместитель директора центра Национальной технологической олимпиады НИУ ВШЭ.
В ходе пленарной части форума соглашение о сотрудничестве подписали Начальник Управления образования г. о. Домодедово Болмазова Елена Васильевна и исполнительный директор АШК Пименов Александр Юрьевич.
Далее на пленарном заседании выступили представители технологических компаний, которые напрямую задействованы в формировании у школьников инженерных и технологических компетенций. Первой слово взяла Наталия Валентиновна Галкина, основатель и генеральный директор ООО «Нейротренд». Представив достижения компаний «Нейротренд» и «Нейрочат» на рынке нейрообразования, она подчеркнула лидерство России в этой области и перспективы внедрения нейронаук в процесс школьного обучения.
«Нейронаука у нас действительно одна из лучших. Для школьников возможность погружения в мир нейронауки – это чрезвычайно ценный опыт. Потому что если мы научимся управлять своим мозгом, мы научимся управлять своим вниманием, концентрацией, эмоциями. Нашим детям в их будущей жизни это очень важно и очень нужно», — дополнила Наталия Валентиновна Галкина, основатель и генеральный директор ООО «Нейротренд».
Голосом космической отрасли на пленарной части форума стал Станислав Андреевич Аретинский, заместитель генерального директора ООО «Образование будущего», рассказав о возможностях реализации потенциала детей в космонавтике и неотъемлемости ракетостроения и аэрокосмической инженерии от понятия технологического суверенитета России.
«Я очень надеюсь, что наше коллективное присутствие на форуме позволит оказать любую поддержку, преодолеть любые же барьеры, которые могут быть у школы при старте этого направления. Коллеги из Физтех-лицея не дадут соврать, кружки по космическим технологиям не остаются без внимания детей: ребята получают на них полный спектр современных инженерных дисциплин. Это прекрасная возможность для живого применения школьных предметов на практике, для профориентации, для саморазвития и для удержания ребят в этой области, даже если они после этого пойдут не в космонавтику», — добавил Станислав Андреевич Аретинский, заместитель генерального директора ООО «Образование будущего».
По завершении пленарного заседания участников форума пригласили на секционную часть, в рамках которой можно было принять участие во множестве тематических дискуссий, мастер-классов и круглых столов по направлениям:
- Нейрообразование;
- Практики формирования естественно-научной грамотности в дошкольном образовании;
- Робототехника;
- Практики формирования естественно-научной грамотности на уроке и во внеурочной деятельности:
- Начальное образование;
- Основное и среднее образование.
- Космическое образование;
- Применение VR-технологий в общем и дополнительном образовании;
- Лучшие практики технологических кружков;
- Инжиниринг и технопредпринимательство;
- «Точки роста»;
- «Фишки школы»:
- Профориентация и психологическая поддержка. Бренд школы;
- Развитие функциональной грамотности во внеурочной и проектной деятельности.
После проведения секций были подведены итоги форума и выделено время для свободного общения и деловых переговоров с потенциальными партнерами.
Также перед началом мероприятия и на всем его протяжении участники были приглашены посетить выставку учебного оборудования, на которой себя представили ведущие компании в сфере инновационного образования: нейротехнологий, технологий виртуальной и дополненной реальности, робототехники и многого другого.
«Немаловажной является выставка оборудования наших коллег, которые с нами тесно сотрудничают и заинтересованы в работе со школами. Они будут работать с детьми в технопарке Физтеха, который откроет свои двери для детей 5-11 классов в сентябре 2023 года в Долгопрудном», — прокомментировал Айрат Равилевич Идрисов, заместитель исполнительного директора по региональному развитию Фонда развития Физтех-школ.
Технопарк Физтех-лицея им. П.Л. Капицы еще не открыт, но команда Фонда развития Физтех-школ уже проводит подготовительные мероприятия: курсы повышения квалификации для учителей, предметные и проектные образовательные смены – это и проект «Наука в регионы», и Всероссийская конференция и олимпиада «Старт в инновации» и смены для ее участников и мотивированных школьников, и «Один день с Физтехом» для муниципалитетов.
«В Долгопрудном складывается сейчас открытый уникальный проект, где сходятся ведущий вуз страны МФТИ, одно из лучших учреждений школьного образования Физтех-лицей имени Капицы и Технопарк. Образовательная среда, которая складывается на основе системы Физтеха, открыта и для других образовательных учреждений. Это федеральный проект, и формы взаимодействия со школами, с системой образования могут быть самыми разными: от экскурсий до серьезных образовательных смен», — дополнил Александр Юрьевич Пименов, исполнительный директор Ассоциации школьного кластера.
Нацеленность форума на регулярное проведение и продолжение взаимодействия участников за его рамками в других форматах были выделены выделены в одни из ключевых аспектов мероприятия.
«Какие могут быть перспективы у форума? Мы уже обсуждали с Министерством образования Московской области возможность организации отдельных больших конференций на основе секций, которые работают здесь по развитию технологий образования. Например, представленный на форуме элемент космического образования – мы могли бы рассмотреть проведение большой конференции по развитию аэрокосмического образования Московской области. Или это может касаться нейрообразования или интернета вещей», — добавил Александр Юрьевич Пименов, исполнительный директор Ассоциации школьного кластера.
Ассоциация школьного кластера основана по инициативе инфраструктурного центра «Нейронет» при поддержке Фонда развития Физтех-школ. Миссия Ассоциации заключается в создании условий для эффективной кооперации представителей системы образования с партнерами из сферы бизнеса и науки, заинтересованных в развитии инженерного образования и опережающей подготовке технологических лидеров для инновационных отраслей и рынков страны.
Контактная информация:
Александр Юрьевич Пименов,
исполнительный директор Ассоциации школьного кластера
Тел.: +7 (916) 192-77-06
Почта: APimenov@go2phystech.ru