Фонд Развития Физтех Лицея

19 января 2012
Ященко: олимпиады из праздника науки превращаются в марафон

Вузы, в которые не идут победители и призеры олимпиад, должны активнее работать с абитуриентами, считают авторы рейтинга предпочтений призеров и победителей олимпиад школьников, составленного НИУ ВШЭ и Российским советом олимпиад школьников в 2011 году. О том, какие изменения ожидают участников олимпиад в ближайшее время, в интервью РИА Новости рассказывает директор Московского центра непрерывного математического образования Иван Ященко.

— Иван Валерьевич, недавно был утвержден новый перечень олимпиад школьников — в нем их 79, в прошлом году было 77, а еще три года назад — 120. Можно ли говорить наконец о некой стабильности олимпиадного движения? Как бы вы оценили уровень олимпиад, входящих в перечень?

— Ядро перечня сейчас составляют традиционные общепризнанные олимпиады. Они существуют не один десяток лет, и их научный уровень признан не только в России, но и в мире.

Есть в перечне и так называемые «вузовские олимпиады», которые принято критиковать за то, что они являются заменой единого госэкзамена. Но я бы хотел подчеркнуть, что деятельность Российского совета олимпиад школьников, членом которого я являюсь, как раз направлена на то, чтобы поставить заслон превращению олимпиад в еще один канал для поступления. И существенная часть олимпиад, по крайней мере, в тех областях, которые близки моим научно-педагогическим интересам — математике, физике, соответствуют самым высоким научным стандартам.

Есть, правда, организационные проблемы. По непонятным причинам установлены очень жесткие сроки проведения олимпиад. Заключительный этап всех олимпиад, включенных в перечень, должен проходить с 1 февраля по 31 марта. Олимпиады оказались уплотнены в два месяца: школьник за неделю может участвовать сразу в нескольких. Это становится похоже на настоящий марафон, а не на праздник науки, как это было раньше и должно быть всегда, когда ребенок не только выполняет задания, но и погружается в научную среду: остается, чтобы послушать лекции ученых, пообщаться с организаторами. Тут уже не до погружения и общения — выспаться бы и бегом на следующую олимпиаду.

Очень надеемся, что это жесткое ограничение будет отменено в следующем году.

— Вы упомянули о превращении олимпиад в способ поступления — эта проблема ненадуманная?

— Нет. С одной стороны, вузы стали более заинтересованы в проведении олимпиад. Олимпиады начинают проводиться  даже в тех вузах, которые раньше никогда не занимались их организацией. С другой стороны, все больше школьников стремятся участвовать в олимпиадах. Можно было порадоваться, если бы это не происходило только в 11-м классе.

Поэтому очень правильно, что установлено правило: олимпиады «из перечня» должны проходить не только в 11 классе. Но все равно, в 11-м классе число участников обычно вдвое больше, чем в 10-х или 9-х классах. Причем рост числа участников еще не означает повышения качества выполнения заданий: многие сдают пустые работы.

— Есть идея создания своеобразного олимпиадного портфолио, когда победителями олимпиады могут стать те, кто в них участвует 2-3 года,- это могло бы, по-вашему, переломить отношение к олимпиадам как средству поступления?

— Я не сторонник таких ограничений. Олимпиады — это живое, неформальное движение энтузиастов, и любая попытка его жесткой регламентации будет скорее неэффективна и может только навредить. А вот расширять олимпиадное движение, чтобы в нем участвовали учащиеся 6-7-8-х классов, проводить олимпиады по новым школьным предметам было бы правильно. Точно так же важно повышать прозрачность проведения олимпиад: публиковать работы победителей и призеров в Интернете, чтобы все могли их оценить. Повышать гласность, делать публичным общественный контроль.

— В предстоящую вступительную кампанию олимпиадники смогут воспользоваться своей льготой только один раз — подать документы вне конкурса в один вуз на одно направление. Вы поддерживаете это нововведение?

— Безусловно, если речь идет о льготе поступления без экзаменов. Олимпиадники занимают места в рейтинге, сбивая с толку своих же одноклассников, друзей, которые поступают по ЕГЭ. Просто неэтично подавать документы в несколько вузов, когда известно, что тебя точно примут.

Другое дело, когда победу на олимпиаде пересчитывают в 100 баллов по профильному предмету. В этом случае олимпиадники участвуют в общем конкурсе, и, на мой взгляд, было бы правильнее сохранить для них возможность воспользоваться своей льготой в разных вузах. Ведь для этих ребят поступление не гарантировано, хотя обычно они поступают без труда.

И еще. Как способ совершенствования олимпиад было бы неплохо рассмотреть возможность пересчета победы на олимпиадах в разное количество баллов. Сейчас победа в олимпиаде первого уровня оценивается в 100 баллов, а в олимпиадах третьего уровня — вообще может не учитываться. Было бы правильнее, если у вузов была бы возможность устанавливать, например, 70-75 баллов за победу в олимпиаде третьего уровня.

 

Источник: РИА Новости

 


 



Вернуться к списку новостей

Обсуждение закрыто.

Владимир Путин:

" Очень жаль, что у нас исчезли некоторые специализированные школы, которые искали талантливых ребят по всей стране и готовили их по особой программе..."

Источник

Андрей Воробьев, губернатор МО:

"Для нас очень важно, чтобы школы Подмосковья были лучшими в стране и ребята здесь получали достойное образование, реализовывались и творили на благо нашей страны. Здесь великолепный директор школы, потрясающий преподавательский состав. По рейтингу подмосковных школ – Физтех-лицей один из лидеров региона."

Игорь Агамирзян:

"Наконец-то, «Физтех-лицей» получил замечательное новое здание. К тому же, ему присвоили имя великого человека и ученого Петра Капицы. Сегодня МФТИ обзавелся новым источником для своей кадровой базы, а Московская область — новым центром притяжения для талантливых детей, с которых все начинается."

Константин Новоселов, Нобелевский
лауреат:

"Я по-хорошему завидую вам, сегодняшним лицеистам, и вашим родителям, потому что у вас есть возможность учиться у самых лучших преподавателей и студентов МФТИ. Близость к Физтеху и близость к живой науке дают колоссальные возможности. Вы будете учиться передовым знаниям в прекрасно оборудованных экспериментальных классах».

Н.В.Карлов, ректор МФТИ 1987-97 г.г.

Мы задумывали сделать такую школу, где и работать и учиться будет трудно, но интересно, где будет царить дух Физтеха.
А «Физтех» означает думать творчески…
«Физтех» означает вечное стремление к совершенству во всем

Из книги «Я – Физтех»


Все отзывы
  • Подписаться на рассылку

    * Это поле обязательно
  • Ваши предложения и комментарии Вы можете направить по адресу info@go2phystech.ru