Фонд Развития Физтех Лицея

30 ноября 2010
Воронцов: финансировать школы нужно по их результатам

В чем отстает московская система школьного образования и что необходимо реформировать в ближайшее время, в интервью РИА Новости рассказал генеральный директор Открытого института "Развивающее образование", заместитель директора московской школы № 1133 Алексей Воронцов.

Алексей Борисович, после назначения нового мэра Москвы участились заявления о том, что столичное образование отстало в развитии. Вы работаете в московской школе и являетесь экспертом федерального уровня. Справедливы ли такие упреки?

— Да. Последние 10 лет Москва была "образовательным заповедником", изолированным от проводившихся в стране школьных реформ. Ни к чему хорошему это не привело.

Так, московские власти поздно согласились ввести ЕГЭ. У регионов, участвовавших в эксперименте с начала 2000-х, было время на отработку всех процедур. В Москве ЕГЭ вводился аврально. И пострадали все: дети, родители, педагоги.

Далее, несмотря на заявления о том, что в Москве действует нормативно-подушевое финансирование, оно формально. Основной принцип финансирования школ, которого придерживаются в большинстве регионов, – "деньги следуют за учеником". В Москве этот принцип не соблюдается.

Слишком велик разрыв в финансировании обычных школ – и лицеев, гимназий: ребенок может обходиться и в 60 тысяч рублей в месяц, и в 120. Почему? Родители платят одинаковые налоги. Дети сдают одинаковый ЕГЭ. Деньги лишь за статус лицея или гимназии расхолаживают образовательные учреждения.

И, наконец, НСОТ. Москва не перешла на новую систему оплаты труда – по решению президента переход должны осуществить все регионы до 2012 года. Опять будет аврал? Сейчас есть шанс успеть отработать новую систему.

— Заявление мэра Москвы о разнице в расходах на одного ребенка в разных школах дает основание полагать, что новая власть хочет лишить столицу лучших школ, а московских учителей – высоких зарплат. Но ведь школы нельзя равнять — есть такие, где учатся одаренные дети, и денег им нужно больше…

— Запрета на дополнительные средства нет. Их надо распределять между теми, кто может не только выполнить федеральный стандарт, но и создать детям условия для достижения высоких результатов (а не просто имеет статус лицея или гимназии).

В 2007–2009 годах в 31 регионе РФ реализовывались комплексные проекты модернизации образования (КПМО). Апробировались разные финансово-экономические модели. Москве можно воспользоваться, к примеру, опытом Калининградской области. Там был введен единый норматив, а образовательные учреждения, демонстрирующие через конкурсные процедуры высокие результаты, получают дополнительные средства. Они участвуют и в областных конкурсах Минобрнауки на разработку инновационных проектов и за это получают еще финансирование. Кто работает по интересным методикам, ничего не потеряет, а родители будут понимать, почему отдельным школам "дают больше".

Переход на НСОТ позволит привлечь в школы перспективных молодых педагогов. Введение стимулирующей части позволит директорам сразу платить им больше, не дожидаясь, пока у них стаж вырастет и они пройдут аттестацию.

НСОТ позволит поощрять учителей, работающих результативно. Сейчас в Москве учителя иностранного языка получают вдвое больше, чем учителя русского – вне зависимости от результатов работы…

— Как вы оцениваете перспективы изменения самостоятельности школ — их возможный переход в статус автономных учреждений?

— Самостоятельность влечет за собой повышение ответственности. Не все руководители к тому готовы. Но и есть учреждения, готовые к переходу в новый статус, и им нужно дать эту возможность. Не думаю, что сейчас в Москве можно прямо использовать тюменский опыт развития самостоятельности образовательных учреждений — уже есть регионы, которые пошли дальше.

— В московских школах сложилась своя система обеспечения учебниками. Здесь нужно что-то менять?

— Конечно. По всей стране школы выбирают учебники из федерального перечня – там их более 1100. В Москве – свой бланк-заказ учебников, где их 700! Если школе нужны другие учебники из федерального перечня, бюджетные средства на них не выделяются – их приходится докупать родителям.

Каждый год библиотеки московских школ пополняются неиспользуемыми учебниками, которые через 5 лет списываются…
Нужно вернуть московским школам право выбирать любые учебники из федерального перечня — в соответствии со ст. 32 Закона "Об образовании". Их можно закупать централизованно через департамент образования или, что более правильно, – передать эту функцию школам. Пусть сами решают, как часто обновлять библиотеки. Школы будут бережнее относиться к учебникам: сами выбрали и купили – и смогут использовать их дольше. Сэкономленные средства пойдут на что-то еще.

Думаю, с приходом в департамент образования Москвы Исаака Калины, имеющего отношение ко многим инновациям российского образования, у московского образования появился шанс на возвращение ему статуса образовательной столицы.
 

 

Источник: РИА Новости

 


 



Вернуться к списку новостей

Обсуждение закрыто.

Владимир Путин:

" Очень жаль, что у нас исчезли некоторые специализированные школы, которые искали талантливых ребят по всей стране и готовили их по особой программе..."

Источник

Андрей Воробьев, губернатор МО:

"Для нас очень важно, чтобы школы Подмосковья были лучшими в стране и ребята здесь получали достойное образование, реализовывались и творили на благо нашей страны. Здесь великолепный директор школы, потрясающий преподавательский состав. По рейтингу подмосковных школ – Физтех-лицей один из лидеров региона."

Игорь Агамирзян:

"Наконец-то, «Физтех-лицей» получил замечательное новое здание. К тому же, ему присвоили имя великого человека и ученого Петра Капицы. Сегодня МФТИ обзавелся новым источником для своей кадровой базы, а Московская область — новым центром притяжения для талантливых детей, с которых все начинается."

Константин Новоселов, Нобелевский
лауреат:

"Я по-хорошему завидую вам, сегодняшним лицеистам, и вашим родителям, потому что у вас есть возможность учиться у самых лучших преподавателей и студентов МФТИ. Близость к Физтеху и близость к живой науке дают колоссальные возможности. Вы будете учиться передовым знаниям в прекрасно оборудованных экспериментальных классах».

Н.В.Карлов, ректор МФТИ 1987-97 г.г.

Мы задумывали сделать такую школу, где и работать и учиться будет трудно, но интересно, где будет царить дух Физтеха.
А «Физтех» означает думать творчески…
«Физтех» означает вечное стремление к совершенству во всем

Из книги «Я – Физтех»


Все отзывы
  • Подписаться на рассылку

    * Это поле обязательно
  • Ваши предложения и комментарии Вы можете направить по адресу info@go2phystech.ru