Фонд Развития Физтех Лицея

9 июня 2017
Ученые рассказали, как развитие читательской грамотности детей связано с уровнем образования родителей

Эксперты Института образования НИУ ВШЭ проанализировали, как на протяжении первого десятилетия 2000-х годов в России изменялась среда обучения дошкольников чтению. Одна из тенденций: дети из семей, где матери не имеют высшего образования, по-прежнему отстают от сверстников в уровне читательской грамотности.

Результаты исследования опубликованы в новом выпуске информационного бюллетеня «Факты образования» «Дошкольная среда обучения чтению и читательская грамотность детей при поступлении в первый класс и в конце четвертого класса по данным PIRLS 2001–2011 гг.».

Международный проект «Изучение качества чтения и понимания текста» PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) — это мониторинговое исследование, позволяющее сравнить качество чтения и понимания текстов учащимися начальных школ в разных странах мира и помогает выявить различия в национальных системах образования.

Ученые обращают внимание на то, что с 2001 по 2006 год Россия неожиданно поднялась в PIRLS c шестнадцатого на первое место, а в 2011 году заняла второе место, уступив Гонконгу, несмотря на то, что средний балл PIRLS российских школьников несколько увеличился.

«Такой резкий скачок результатов может быть связан с целым рядом факторов. В частности, одним из основных агентов, включенных в обучение детей чтению, является семья: развитие читательской грамотности детей связано с уровнем образования родителей», — поясняют в пресс-службе Института образования НИУ ВШЭ.

Одна из общих тенденций состоит в том, что дети из семей, где матери не имеют высшего образования, по-прежнему отстают от сверстников в уровне читательской грамотности. Эти семьи несколько иначе готовят ребенка к школе, и на протяжении обучения в начальной школе разница в грамотности не нивелируется.

Другой важной тенденцией стало снижение к 2011 году интереса родителей к чтению, несмотря на то, что Россию традиционно относят к «читающим» странам. После роста с 2001 по 2006 год доля матерей, любящих чтение, пошла на спад.

«Это изменение представляет угрозу, так как дети, чьи родители демонстрируют наибольший интерес к чтению, традиционно показывают самый высокий результат в PIRLS. Таким образом, спад интереса к чтению среди родителей может в дальнейшем сопровождаться снижением читательской грамотности четвероклассников», — отмечают в институте.

Третья тенденция заключается в том, что к 2006 году в семьях начали чаще заниматься с детьми чтением до школы. Повышение активности родителей сопровождалось ростом уровня читательской грамотности детей при поступлении в первый класс. Согласно оценкам матерей, в 2006 году увеличилась доля детей со средним и высоким уровнем грамотности. Но уже к 2011 году активность родителей упала, и детей с высоким уровнем ранней грамотности стало меньше во всех семьях, независимо от уровня образования матерей.

По информации ioe.hse.ru


 



Вернуться к списку новостей

Обсуждение закрыто.

Владимир Путин:

" Очень жаль, что у нас исчезли некоторые специализированные школы, которые искали талантливых ребят по всей стране и готовили их по особой программе..."

Источник

Андрей Воробьев, губернатор МО:

"Для нас очень важно, чтобы школы Подмосковья были лучшими в стране и ребята здесь получали достойное образование, реализовывались и творили на благо нашей страны. Здесь великолепный директор школы, потрясающий преподавательский состав. По рейтингу подмосковных школ – Физтех-лицей один из лидеров региона."

Игорь Агамирзян:

"Наконец-то, «Физтех-лицей» получил замечательное новое здание. К тому же, ему присвоили имя великого человека и ученого Петра Капицы. Сегодня МФТИ обзавелся новым источником для своей кадровой базы, а Московская область — новым центром притяжения для талантливых детей, с которых все начинается."

Константин Новоселов, Нобелевский
лауреат:

"Я по-хорошему завидую вам, сегодняшним лицеистам, и вашим родителям, потому что у вас есть возможность учиться у самых лучших преподавателей и студентов МФТИ. Близость к Физтеху и близость к живой науке дают колоссальные возможности. Вы будете учиться передовым знаниям в прекрасно оборудованных экспериментальных классах».

Н.В.Карлов, ректор МФТИ 1987-97 г.г.

Мы задумывали сделать такую школу, где и работать и учиться будет трудно, но интересно, где будет царить дух Физтеха.
А «Физтех» означает думать творчески…
«Физтех» означает вечное стремление к совершенству во всем

Из книги «Я – Физтех»


Все отзывы
  • Подписаться на рассылку

    * Это поле обязательно
  • Ваши предложения и комментарии Вы можете направить по адресу info@go2phystech.ru