Фонд Развития Физтех Лицея

Обсуждаем стратегию развития Лицея на период 2010 – 2020 г.г.

П Р О Е К Т

3 Т: ТРАДИЦИИ, ТАЛАНТЫ, ТЕХНОЛОГИИ

Восстанавливаем традиции!
Развиваем таланты!
Осваиваем технологии!

ВЫЗОВ ВРЕМЕНИ

Не секрет, что мы находимся на пороге самого удивительного и многообещающего тысячелетия в человеческой истории. Взрывное развитие технологий и глобализация рынков создали беспрецедентные возможности для роста и процветания людей, семей, организаций и общества в целом. Возможности растут, и в этой атмосфере умы и сердца родителей, учителей волнует вопрос: адекватно ли сегодняшняя молодежь подготовлена к будущему, способна ли она достойно встретить проблемы, которые со временем возникнут, сможет ли успешно ответить вызовам 21 века?

Сегодня выпускники ВУЗов конкурируют за рабочие места со студентами не просто из близлежащих городов, областей или регионов России — они конкурируют с молодыми специалистами из США, Китая, Индии, стран Европы, Южной Америки и других континентов.

До недавнего времени мы жили в эпоху, называемую веком информации, где самым важным было наполнить голову учащегося большим объемом знаний и навыков, и люди, в чьих головах накопилось больше фактов, как правило, достигали вершин в своих профессиях. Основной задачей школы и родителей было преподать ученикам как можно больше фактических знаний: предполагалось, что эта информация понадобится им на экзаменах. В конце концов, это позволяло ученикам получать высокие оценки там, где требовались именно такие знания. Благодаря этому они попадали в «правильные» университеты, и там от них тоже требовали знания фактов. Оттуда, в свою очередь, они переходили на карьерные лестницы, подъем по которым без знания фактов тоже был невозможен.

Но мировая экономика вышла на новый уровень скорости и сложности. Началась эпоха, в которой общество начинает жить по законам рождающегося глобального мира, где невозможно преуспеть, обладая только знаниями. И хотя сегодня владение фактической информацией все же остается ключевым фактором выживания, одного этого уже недостаточно. С массовым распространением Интернета и других цифровых ресурсов факты, которые когда-то старательно охранялись и были доступны лишь в ведущих университетах, сегодня можно получить в самых отдаленных уголках света одним нажатием на кнопку мышки. В результате многие из так называемых элитных задач, требовавших когда-то долгого обучения, сегодня во всем мире выполняют компьютеры или люди с гораздо более низким, чем ранее, образовательным уровнем.

Таким образом, если последняя пара десятилетий принадлежала отдельному типу людей с определенным типом мышления: программистам, умевшим писать коды, адвокатам, виртуозно составлявшим контракты, выпускникам МВА, умело обращавшимся с цифрами, — сегодня «ключ от королевства» уплывает в другие руки. Те, кому дано преуспеть сегодня, в 21 веке, — это люди, обладающие высоким творческим потенциалом, развитыми аналитическими способностями, предвидением и навыками в области человеческого общения.

По мнению экспертов, сегодня экономику берут в свои руки те, чьим мышлением управляет правое полушарие мозга. Это изобретатели, творчески развитые личности, те, кто способен увидеть, охватить всю картину происходящего в целом, распознать закономерности; это люди, умеющие оценивать значимость фактов и творчески их сопоставлять, а не просто запоминать и систематизировать их. Те, кто способен объединиться в эффективно работающие команды.

Современное образование призвано не только передавать информацию. Сегодня, когда перед Россией стоят задачи самоидентификации в глобальном мире, воспитание нравственности, любви к ближним, к своему Отечеству, его истории и культуре, к мировой истории и культуре — должно стать задачей школы в неменьшей степени, чем преподавание знаний.

Реализация настоящей программы позволит сохранить целостность воспитательно-образовательного процесса в четырех важнейших областях: интеллектуальной, социально-эмоциональной, физической и духовной. Именно в данной программе заложена последовательно развивающаяся модель современной, гармонично формирующейся личности.

Наша задачасделать Лицей одним из лучших учебных заведений России для одаренных детей.

Как же должна выглядеть лучшая школа России для одаренных детей к 2020 году?

Стратегия ТТТ:
Традиции, Таланты, Технологии

Лучшая школа страны должна готовить граждан, способных ответить на любые требования времени. На данный момент важнейшей проблемой является утрата нравственных ориентиров обществом в целом, и, как следствие, исчезновение в школе стройной системы нравственного воспитания. До 1917 года в школе велось православное воспитание, в годы СССР – активно пропагандировались коммунистические моральные идеалы, отражавшие и общечеловеческие ценности. Сегодня эта задача больше не считается первоочередной, ею занимаются отдельные учителя или директора в силу своих убеждений и воззрений, но эти усилия не сведены в единую целостную систему. Школа, как общественный институт, призвана передавать новым поколениям нравственные ценности, накопленные прежними веками. На наш взгляд, лучшая школа должна не только взращивать интеллектуально состоятельного человека, но и закладывать основы характера ребёнка, опираясь на истинные нравственные ценности; воспитывать разносторонне развитую личность, знающую историю Родины и мировое культурное наследие, способную творчески работать, самосовершенствоваться, жить в коллективе, активно отстаивать интересы общего дела, — гражданина новой страны, России 21-го века.

Сохранение традиций

Лицей имеет богатые традиции, истоки которых идут от знаменитой образовательной системы МФТИ, созданной выдающимися российскими учеными во главе с Нобелевским лауреатом Петром Леонидовичем Капицей. Эта система, более полувека воспитывающая в высшей школе лучших российских ученых, доказала свою исключительную эффективность и для школьного образования на примере нашего «Физтех»- лицея. Все выпускники Лицея поступают в ведущие вузы, где неизменно оказываются среди лучших студентов, а после выпуска преуспевают в карьерном росте. И наша задача всемерно развивать эти славные традиции МФТИ, добиваясь постоянного повышения уровня знаний и навыков, получаемых нашими учениками, развивая атмосферу творчества и жажды знаний, отличающую как большой Физтех, так и наш Лицей.

Исходя из того, что школьная жизнь должна основываться на общечеловеческих ценностях и вековых традициях, сложившихся в России и мире, первоочередной задачей является создание в лицее всеохватывающей системы нравственного воспитания. Следует отметить, что с момента становления Лицея система образования в его стенах отличалась не только основательностью, глубиной, твёрдостью знаний учащихся, но и формированием широкого кругозора лицеистов. За двадцать лет существования Лицея сложились такие традиции, как высокий уровень академического образования, приведённый в соответствие с новейшими достижениями науки, научные исследования лицеистов, проходящие под руководством высококвалифицированных преподавателей, активная творческая деятельность учащихся и преподавателей. Все эти традиции необходимо не только сохранять, но и развивать.

Первое «Т» — Традиции — составляют фундамент воспитательно-образовательного процесса в Лицее. Традиции задают направление развития, определяют ценностные ориентиры. Понимая, что основа воспитания для ребенка – это семья, мы также ставим себе цель построить в Лицее систему взаимосвязей семьи и школы, объединенную общими взглядами на цели и задачи воспитания.

Развитие таланта в каждом ребенке.

Сегодня, в условиях постоянно возрастающей глобальной конкуренции, простой «накачки» учеников стандартными знаниями уже недостаточно. Как никогда важен индивидуальный подход к образованию, создание среды для максимального развития талантов, имеющихся у каждого ребенка. Человек может стать по-настоящему эффективным и конкурентоспособным только максимально раскрыв свой талант, используя его во благо окружающим. Так обретается свое призвание и успех в жизни. Задача школы – создать среду, максимально способствующую развитию творческих способностей. Важными элементами такой среды являются преемственность традиций, тесное взаимодействие школы с МФТИ, поддержание связи выпускниками лицея, выстраивание системы персонального наставничества, которую закладывал П.Л.Капица.

Другим важным элементом такой системы становится активное вовлечение родителей в жизнь школы и воспитание учеников. Столетие назад родители большинства школьников были малограмотны, учитель был зачастую единственным человеком с высшим образованием, общение с которым было доступно ребенку. Сегодня, и особенно в нашем лицее, многие родители имеют хорошее образование, и поэтому они могут вносить больший вклад в обучение и воспитание своих детей в школе. Тем более что сложность задач, возникающих перед учителями и учениками, неимоверно выросла. Высокие требования, предъявляемые сегодня к учащимся, не позволяют относиться к школе, как к супермаркету, где продаются образовательные услуги, и рассчитывать при этом на выдающиеся результаты.

Мы исходим из того, что каждый ребенок от рождения имеет различные таланты, которые ждут максимального раскрытия и применения на пользу окружающим и стране. Наша задача — создать среду для раскрытия способностей, самореализации и творческой деятельности каждого ученика.

Новая, постиндустриальная эпоха требует от личности не столько знаний, сколько обретения своего призвания и максимального раскрытия своего потенциала. Высший вид творчества – это работа над собой, позволяющая ощутить себя полноценным Человеком, живущим на основе совести, а не эгоизма, дисциплины, а не потворства своим страстям, личной ответственности, а не зависимости от обстоятельств, энтузиазма, а не безразличия.

Обязанность развивать себя, свои таланты мы понимаем и в библейском смысле: «Всякому имеющему дастся и приумножится, а у всякого неимеющего отнимется и то, что имеет» (Притча о талантах, Евангелие от Матфея, 25, 14–30).

Второе «Т» — Таланты, позволяет найти свой уникальный путь развития и свое призвание в направлении, определяемом на основе первого «Т», Традиций.

Освоение новых технологий.

Всем знакомы фразы: «способный мальчик, но неорганизованный», «талантливая девочка, но существуют проблемы с общением». Многие годы решение этих проблем вообще не считалось задачей школы. Однако именно эти навыки: самоорганизации, взаимодействия с людьми, работы в команде — стали сегодня самыми важными для успеха в жизни. Давно разработаны методики обучения данным навыкам. Следовательно, этому можно и нужно учить в самом раннем возрасте, и лучшая школа способна это сделать. И это только один из примеров новых навыков, стремительно входящих в нашу жизнь. Необходимо следить за всеми изменениями окружающей действительности и в соответствии с ними модернизировать обучение, сохраняя при этом его академическую основу.

Передача информации стала мгновенной, это привело к тому, что люди пишут множество коротких писем, передают друг другу мультимедийную информацию. Поэтому нужно обучать детей навыкам презентации, как электронной, так и устной, умению работать с клиповой информацией в самых различных форматах.

Поскольку сегодня объем знаний человечества увеличивается с колоссальной скоростью, то на первый план выходит задача «научить учиться», потому что невозможно предугадать, какие именно знания понадобятся человеку в дальнейшем, зато совершенно ясно, что их потребуется много в самых непредсказуемых, еще неизвестных областях.

Кроме того, постоянно расширяющийся объем знаний приводит к тому, что работа над любой проблемой в одиночку невозможна. Поэтому работа в команде и становится ключевой компетенцией современного человека.

Лучшая современная школа обязана отвечать на все требования, определяемые различными изменениями в мире.

Третье «Т», Технологии, позволяет двигаться по выбранному пути самосовершенствования с максимальной скоростью и на современном уровне.

Мы ставим перед собой задачу активно изучать новейшие методики и технологии, применяемые в образовании во всём мире. Непрерывное развитие и повышение квалификационного уровня педагогов и преподавателей позволит легко осваивать их и внедрять в Лицее для того, чтобы вырастить граждан новой России, имеющих фундаментальное образование и владеющих современными навыками, необходимыми для конкурентоспособности на высшем мировом уровне.

Разделение стратегии на три части, конечно, условно. Они тесно взаимосвязаны и представляют собой единое целое. Поэтому и предлагаемые мероприятия распределены по разделам условно. Каждая программа призвана работать во всех трех направлениях. Тем не менее, программы сгруппированы по трем разделам, в зависимости от центральной темы.

Обсуждение закрыто.

Владимир Путин:

" Очень жаль, что у нас исчезли некоторые специализированные школы, которые искали талантливых ребят по всей стране и готовили их по особой программе..."

Источник

Андрей Воробьев, губернатор МО:

"Для нас очень важно, чтобы школы Подмосковья были лучшими в стране и ребята здесь получали достойное образование, реализовывались и творили на благо нашей страны. Здесь великолепный директор школы, потрясающий преподавательский состав. По рейтингу подмосковных школ – Физтех-лицей один из лидеров региона."

Игорь Агамирзян:

"Наконец-то, «Физтех-лицей» получил замечательное новое здание. К тому же, ему присвоили имя великого человека и ученого Петра Капицы. Сегодня МФТИ обзавелся новым источником для своей кадровой базы, а Московская область — новым центром притяжения для талантливых детей, с которых все начинается."

Константин Новоселов, Нобелевский
лауреат:

"Я по-хорошему завидую вам, сегодняшним лицеистам, и вашим родителям, потому что у вас есть возможность учиться у самых лучших преподавателей и студентов МФТИ. Близость к Физтеху и близость к живой науке дают колоссальные возможности. Вы будете учиться передовым знаниям в прекрасно оборудованных экспериментальных классах».

Н.В.Карлов, ректор МФТИ 1987-97 г.г.

Мы задумывали сделать такую школу, где и работать и учиться будет трудно, но интересно, где будет царить дух Физтеха.
А «Физтех» означает думать творчески…
«Физтех» означает вечное стремление к совершенству во всем

Из книги «Я – Физтех»


Все отзывы
  • Подписаться на рассылку

    * Это поле обязательно
  • Ваши предложения и комментарии Вы можете направить по адресу info@go2phystech.ru