Фонд Развития Физтех Лицея

Саян Георгий , 5 класс

ТРАДИЦИИ ВОСПИТАНИЯ В РОССИЙСКИХ ИМПЕРАТОРСКИХ СЕМЬЯХ

Руководитель: Саян С.Г.

В своем реферате мне хотелось бы проиллюстрировать семейные традиции воспитания в российских императорских семьях на примере воспитания будущих императоров Александра I, Александра II и наследника последнего русского царя Николая II – цесаревича Алексея. В 1777 году у Великого Князя Павла Петровича и его супруги – Марии Федоровны родился первенец. Екатерина Вторая, бабушка наследника, не только сама дала имя ребенку – Александр, в честь святого Александра Невского и героического Александра Македонского, но и, по сути, отняла сына у родителей, так как не считала их способными воспитать Наследника Престола. В 1780 она составляет для внуков первый сборник – из азбуки, ряда наставлений и двух сказок, а в 1784 г. пишет подробную инструкцию для воспитателей Великих Князей. «Главное достоинство наставления детей состоять должно в любви к ближнему (не делай другому, чего не хочешь, чтобы тебе сделано было), в общем благоволении к роду человеческому, в доброжелательстве ко всем людям, в ласковом и снисходительном обращении со всеми…». Александр и Константин не должны были походить на избалованных принцев, но им надлежало с раннего детства познакомиться с ручным трудом. Программа обучения, составленная самой Императрицей для внуков, была хороша, обширна, включала многие дисциплины и предметы, необходимые будущему Монарху. Александр Второй родился в 1818 году. Заботу о воспитании сына царь Николай I почитал одним из важнейших своих дел. Царевич воспитывался в спокойной, здоровой, во всех отношениях благополучной семейной обстановке. Когда Николай Павлович стал Императором, а его сын – Наследником Престола, воспитателем семилетнего Александра был назначен знаменитый поэт Василий Андреевич Жуковский, известный всем как человек чистой души и редкого благородства. Жуковский был приближен к высшим кругам, его монархические и христианские убеждения были всем известны. Человека, способного более ответственно подойти к делу, сложно было найти. «Теперь живу не для себя. Я простился со светом; он весь в учебной комнате Великого Князя, где я исполняю свое дело, и в моем кабинете, где я к нему готовлюсь…» От мальчика постоянно требовали быть идеалом – во всем. Всегда быть первым, быть образцовым человеком, образцовым принцем, быть почти святым, не имея права на маленькие слабости. Беда была лишь в том, что с Александром всегда обращались как с взрослым и ни на минуту не давали забывать о той цели жизни, к которой его готовили. Александр любил тех, кто его воспитывал. Он не сомневался в их правоте. Он винил себя в том, в чем винили его они, и прилагал все усилия, чтобы не быть – а выглядеть. От него требовали идеального поведения во всех сферах жизни – он и старался выглядеть идеалом. Знал, что должен преодолеть те качества, которые не нравятся воспитателям, потому что это его «обязанность». Быть наследником Престола – тоже обязанность. Пьер Жильяр – воспитатель последнего Царевича. Впервые Царская семья познакомилась с Пьером Жильяром, уроженцем швейцарского кантона Во, в Петергофе, на даче герцога Сергия Лейхтенбергского. Жильяр, учитель французского, зарекомендовал себя очень хорошо – это был честный и обаятельный молодой человек, и при этом – прекрасный педагог. Он получил предложение, которое перевернуло его жизнь, – двум старшим дочерям Государя нужен был учитель французского языка. Жильяр без колебаний принял блестящее предложение. Когда единственному сыну императора Николая — Алексею понадобился наставник, гувернер, то с просьбой взять на себя воспитание Наследника Российского престола он обратились к Пьеру Жильяру – уже проверенному учителю, ставшему близким другом Семьи. Гиперопека, которой подвергался маленький Царевич, была вполне обоснована, но мешала укреплению внимания и нормальному развитию воли ребенка. С каждым днем он открывал в своем воспитаннике все новые и новые замечательные качества и все сильнее привязывался к нему. «Тем временем дни шли за днями, и я чувствовал, как укрепляется мой авторитет. Я мог отметить у моего воспитанника все чаще и чаще повторявшиеся порывы доверчивости, которые были для меня как бы залогом того, что вскоре между нами установятся более сердечные отношения». Ограничение свободы не было единственной проблемой, которую болезнь Цесаревича Алексея поставила перед его родителями и воспитателем. Не менее важно, чтобы ребенок с детства учился выбирать себе товарищей сам, следуя своим симпатиям, а не «дружил» по родительскому приказу. Пьер Жильяр вполне отдавал себе отчет в том, что он воспитывает не просто мальчика, а Наследника Российского престола. И он прекрасно понимал, что важные качества для Монарха – это сострадание и чуткость, умение прислушиваться к мнению других людей, восприятие своей великой задачи именно как служения своему народу, но не как повод для тщеславия и гордыни. Все Великие Князья, будущие монархи, получили прекрасное образование, часто обучение начиналось еще в раннем возрасте, и к семи-восьми годам дети уже владели грамотой, арифметикой, начатками иностранных языков. Затем их ждало изучение самых разнообразных дисциплин, для чего приглашались именитые, сведущие в своем деле преподаватели. «Детей воспитай в страхе Божии. Старайся о учении их науках, потребных к их званию», — писал в обращенном к жене завещании Император Павел Первый. А спустя десятилетия его потомок завещает своему сыну, которому суждено стать святым Русской Православной Церкви: «Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства»…

Вернуться к списку тезисов

Обсуждение закрыто.

Владимир Путин:

" Очень жаль, что у нас исчезли некоторые специализированные школы, которые искали талантливых ребят по всей стране и готовили их по особой программе..."

Источник

Андрей Воробьев, губернатор МО:

"Для нас очень важно, чтобы школы Подмосковья были лучшими в стране и ребята здесь получали достойное образование, реализовывались и творили на благо нашей страны. Здесь великолепный директор школы, потрясающий преподавательский состав. По рейтингу подмосковных школ – Физтех-лицей один из лидеров региона."

Игорь Агамирзян:

"Наконец-то, «Физтех-лицей» получил замечательное новое здание. К тому же, ему присвоили имя великого человека и ученого Петра Капицы. Сегодня МФТИ обзавелся новым источником для своей кадровой базы, а Московская область — новым центром притяжения для талантливых детей, с которых все начинается."

Константин Новоселов, Нобелевский
лауреат:

"Я по-хорошему завидую вам, сегодняшним лицеистам, и вашим родителям, потому что у вас есть возможность учиться у самых лучших преподавателей и студентов МФТИ. Близость к Физтеху и близость к живой науке дают колоссальные возможности. Вы будете учиться передовым знаниям в прекрасно оборудованных экспериментальных классах».

Н.В.Карлов, ректор МФТИ 1987-97 г.г.

Мы задумывали сделать такую школу, где и работать и учиться будет трудно, но интересно, где будет царить дух Физтеха.
А «Физтех» означает думать творчески…
«Физтех» означает вечное стремление к совершенству во всем

Из книги «Я – Физтех»


Все отзывы
  • Подписаться на рассылку

    * Это поле обязательно
  • Ваши предложения и комментарии Вы можете направить по адресу info@go2phystech.ru