Фонд Развития Физтех Лицея

29 августа 2011
Типенко: зарплата учителей вырастет на 30% не во всех регионах

 

С 1 сентября 2011 года увеличивается зарплата учителей по всей России: региональные власти должны повысить ее как минимум на 30% или довести до средней по экономике. В проекте интегрированного закона "Об образовании" предложено записать норму о том, что зарплата учителей должна быть "не ниже уровня средней по экономике региона". О перспективах реализации этих планов в интервью РИА Новости рассуждает директор Центра универсальных программ Наталия Типенко.

— Наталия Георгиевна, все-таки в каких случаях заработок учителя действительно вырастет на 30 процентов, а в каких – будет соответствовать средней зарплате работников по экономике региона, то есть, скорее всего, 30-процентного увеличения зарплат в ряде мест учителям ждать не приходится?

— В правилах, утвержденных постановлением № 436 правительства России "О порядке предоставления в 2011 — 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования" содержится показатель  "соотношение среднемесячной зарплаты учителей и заработной платы  работников в целом по экономике".

С другой  стороны, премьер говорил о необходимости повышения зарплаты учителей на  30%. И каждый регион имеет право выбрать: повысить зарплату учителям на 30 процентов или же довести ее до уровня средней зарплаты работников, занятых в экономике региона.

Почти в половине субъектов Федерации зарплата учителей будет уже к сентябрю находиться на уровне средней по экономике региона, а в нескольких — даже его превысит. В значительной части регионов для достижения среднего уровня по экономике необходимо повышение менее чем на 30 процентов. Например, в Кабардино-Балкарии – на 7 процентов. В Новгородской области средняя зарплата учителей уже несколько выше, чем средняя по экономике.

В таких регионах повышение зарплаты будет ниже, чем на 30 процентов, и придется объяснять учителям — почему.

Но есть и такие регионы, где для достижения среднего уровня по экономике необходимо повышение на 30 процентов и более. Так, в Тамбовской области повышение составит более 28 процентов. В Калужской области фонд  оплаты учителей до конца года будет увеличен на 40 процентов, чтобы достичь уровня средней зарплаты по экономике региона.

— Но ведь законодательное закрепление обязательства государства выплачивать учителям зарплату, равную средней зарплате по экономике, не ляжет тяжелым бременем на региональные бюджеты?

— Уже осенью 2011 года среднюю зарплату по экономике учителям обеспечат больше половины субъектов Федерации, при том что постепенное повышение в регионах идет с января 2011 года. Не стоит забывать и о том, что федеральный центр выделяет субсидии на модернизацию образования, и регионы могут потратить деньги в соответствии с обязательствами, которые они принимают на себя в рамках соглашений.

— Среди обязательств, взятых на себя регионами, — переход на новую систему оплаты труда (НСОТ). Означает ли это, что все будут обязаны вводить НСОТ в соответствии с рекомендациями Минобрнауки, то есть — учитывать число учеников в  классе, вводить коэффициент за сложность и приоритетность предмета, обеспечивать 30-процентный стимулирующий фонд и прочее?

— Нет. НСОТ, по данным Министерства образования, введена уже во всех регионах. Принято решение, что субсидию получат все регионы, вне  зависимости от модели НСОТ(штатно-окладная система, или базовая единица,  или ученико-час лежат в ее основе). НСОТ предполагает наличие базовой и стимулирующей частей, а также какую-то зависимость зарплаты от результата. Под это условие подходят все.

Нужно только учитывать, что речь идет о росте зарплаты, а не оклада. То есть за счет какой части — базовой или стимулирующей — зарплата будет расти, определяется регионом. Рекомендовано лишь придерживаться соотношения 70 к 30 между базовой частью и стимулирующей. Соответственно, те регионы, где стимулирующая часть сейчас составляет менее 30 процентов от зарплаты (а их большинство), будут увеличивать в первую очередь ее. Поскольку деньги, в конечном счете, все равно распределяются на уровне муниципалитета и школы, то будут периодически возникать ситуации, когда одни учителя получат больше, другие — меньше, а средняя зарплата в результате вырастет. Профсоюзы уже сейчас высказывают оправданные опасения по этому поводу и рекомендуют  проводить повышение  между базовой и стимулирующей частями хотя бы поровну…

— Смогут ли региональные власти проконтролировать, чтобы рост зарплат был пусть не всегда равномерным, но хотя бы справедливым?

— Дело в том, что правительственная субсидия пойдет не на повышение зарплат, а на комплекс мероприятий, указанных в соглашении каждого региона с Федерацией: закупку оборудования, комплектацию библиотек, повышение квалификации и прочего. В региональном бюджете, таким образом, высвобождаются средства, и их можно направить на оплату труда. Так что уже на уровне субъекта Федерации можно принять решение, какая часть пойдет на увеличение базовой части, какая – стимулирующей. Кто-то уже сейчас решил, что рост обеих частей должен быть равномерным. Это один инструмент контроля.

Можно пойти и по другому пути — увеличить только стимулирующую часть, предоставив право ее распределения директорам школ. Такой вариант тоже будет встречаться. 

 

 

Источник: РИА Новости


 



Вернуться к списку новостей

Обсуждение закрыто.

Владимир Путин:

" Очень жаль, что у нас исчезли некоторые специализированные школы, которые искали талантливых ребят по всей стране и готовили их по особой программе..."

Источник

Андрей Воробьев, губернатор МО:

"Для нас очень важно, чтобы школы Подмосковья были лучшими в стране и ребята здесь получали достойное образование, реализовывались и творили на благо нашей страны. Здесь великолепный директор школы, потрясающий преподавательский состав. По рейтингу подмосковных школ – Физтех-лицей один из лидеров региона."

Игорь Агамирзян:

"Наконец-то, «Физтех-лицей» получил замечательное новое здание. К тому же, ему присвоили имя великого человека и ученого Петра Капицы. Сегодня МФТИ обзавелся новым источником для своей кадровой базы, а Московская область — новым центром притяжения для талантливых детей, с которых все начинается."

Константин Новоселов, Нобелевский
лауреат:

"Я по-хорошему завидую вам, сегодняшним лицеистам, и вашим родителям, потому что у вас есть возможность учиться у самых лучших преподавателей и студентов МФТИ. Близость к Физтеху и близость к живой науке дают колоссальные возможности. Вы будете учиться передовым знаниям в прекрасно оборудованных экспериментальных классах».

Н.В.Карлов, ректор МФТИ 1987-97 г.г.

Мы задумывали сделать такую школу, где и работать и учиться будет трудно, но интересно, где будет царить дух Физтеха.
А «Физтех» означает думать творчески…
«Физтех» означает вечное стремление к совершенству во всем

Из книги «Я – Физтех»


Все отзывы
  • Подписаться на рассылку

    * Это поле обязательно
  • Ваши предложения и комментарии Вы можете направить по адресу info@go2phystech.ru