Фонд Развития Физтех Лицея

Никитенко Дарья , 6 класс

Тайны «Повестей Белкина»

Руководитель: Кузьмина М. Ю.

Пушкин … унёс с собою … великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем. Ф. М. Достоевский Понимаем ли мы «Повести Белкина»? На первый взгляд, они кажутся незамысловатыми, даже наивными, чтобы называться загадочными. Читать их легко и интересно, написаны они, как иногда говорят, «просто». Однако простота эта кажущаяся. Писатель Даниил Гранин однажды сказал, что Пушкин «поддаётся раскопкам». А это означает, что просто прочитать пушкинское произведение и даже понять его фабулу, мало. Над ним нужно размышлять. Почти два столетия учёные-литературоведы бьются над загадками «Повестей Белкина». В своей исследовательской работе я тоже поставила перед собой цель – попытаться выдвинуть свои версии и приблизиться к разгадкам наиболее спорных вопросов «Повестей Белкина». Тайна первая. Кто такой Иван Петрович Белкин? Вопрос этот сложный. Над ним многие годы размышляют учёные, даже появилась такая литературоведческая проблема – «Загадка Белкина». Попробуем её разгадать. Проза Пушкина так отличалась от существовавшей в то время литературы, что он как автор не рассчитывал на успех, с огромной душевной болью переживал непонимание современниками и даже решил опубликовать свои повести под псевдонимом. Возможно, так и появился Иван Петрович Белкин. Несмотря на то, что между ними много общего, Белкин – не сам Пушкин, как иногда думают неопытные читатели. Это обобщённый образ писателя, которого Пушкин наделяет своими мыслями и раздумьями. Возможно, этот вымышленный герой помог Пушкину приблизить к читателям реальную человеческую жизнь обыкновенных людей, убедить их в полной достоверности рассказанного. Образ Белкина-автора – великое изобретение Пушкина, которым он очень дорожил. Тайна вторая. В чём секрет гробовщика Адрияна Прохорова? «Гробовщику» особенно «повезло» в литературоведении: о нём написано едва ли не больше статей, чем обо всех других повестях Белкина. Но в большинстве работ, на мой взгляд, установилось предвзятое отношение к главному герою – Адрияну Прохорову, которого называют «плебеем и кулаком», неисправимым торгашом и барышником. Я согласна с мнением литературоведа Н. Н. Петруниной, которая считает, что «достаточно вчитаться в текст пушкинской повести, чтобы увидеть несправедливость этого обвинительного заключения». «Мрачный» герой становится в конце произведения «обрадованным». Несостоявшиеся похороны не вызывают у него ни досады, ни раздражения. Значит, в основе его характера лежит не стяжательство, не циничное отношение к миру, а острая потребность в радости. Пробудившись от ночного кошмара, Адриян начинает чувствовать новую жизнь, впервые за много лет получает радость от своего пребывания в этом мире, от общения с другими людьми. Тайна третья. Почему Сильвио так и не убил графа? «Выстрел» — одна из самых загадочных повестей Пушкина. Тем интереснее найти её разгадку. Эта повесть привлекает внимание не только своим захватывающим сюжетом, но и загадочностью главного героя с необыкновенным именем Сильвио. Яркий, необычный человек, привыкший первенствовать повеса-гусар, постепенно превратился в злобного завистника и мстителя. Так почему же во время второй решающей дуэли Сильвио так и не убил графа? Вмешательство жены графа и удовлетворение от его унижения, конечно же, сыграли свою роль, но я считаю, что есть и другая, более глубокая причина: страшный мститель Сильвио вновь стал человеком. Оказывается, его душа не умерла, осталась жива. И это она не позволила Сильвио сделать заветный выстрел, к которому он готовился несколько лет. Это подтверждает и конец повести, рассказывающий о том, что Сильвио был убит, участвуя в борьбе греков за свою независимость. Тайна четвёртая. Почему ранней осенью у Пушкина возник замысел повести «Метель»? Осень 1830 года. Пушкин в Болдино. Образ метели возникает в его творческом сознании не случайно: состояние подавленное, тоска, тревога, мысли о деньгах, о приданом, о невозможности выехать в Москву, увидеть невесту… Всё это мучило его и как будто душило в своих объятиях. 7 сентября рождается стихотворение «Бесы», 20 октября закончена повесть «Метель». Эти художественные образы рождает гнетущее настроение поэта. Может быть «Метель» — это просто занимательная история с неправдоподобным концом? Или в ней заложен глубокий смысл? Художественный текст всегда многозначен. Так метель в повести становится судьбой: она устранила Владимира из жизни Марьи Гавриловны и преподнесла ей другого суженого. Судьба-метель «дописывает» жизнь героев помимо их воли. Вот как сказал об этом литературовед М. Гершензон: «…здесь Пушкин изобразил жизнь-метель не только как властную над человеком стихию, но как стихию умную, мудрее самого человека. Люди, как дети, заблуждаются в своих замыслах и хотениях… Метель-судьба знает их подлинную, их скрытую волю – лучше их самих». Тайна пятая. Почему Пушкин, формируя сборник, нарушает хронологический порядок расположения повестей Белкина? Что заставило Пушкина расположить повести не в том порядке, в каком они были написаны? В процессе изучения «Повестей Белкина» я пришла к выводу, что это не случайный набор произведений, а цикл, части которого тесно связаны друг с другом. На мой взгляд, повесть «Барышня-крестьянка» перекликается с повестью «Метель». Их роднит композиция, расстановка образов и сюжет. Две другие повести, имеющие сходство, — это «Станционный смотритель» и «Выстрел». Здесь общими чертами являются временные паузы, отделяющие важнейшие части сюжета, множественность рассказчиков, неожиданный финал. В центре цикла Пушкин расположил единственную, ни с чем больше не связанную повесть «Гробовщик». Таким образом, в основе композиции всего цикла лежит принцип симметрии. Пушкину было важно представить читателям не разрозненную группу произведений, а единое художественное целое. В ходе своей исследовательской работы я попыталась приблизиться к разгадкам наиболее интересных вопросов «Повестей Белкина». Конечно, мне удалось раскрыть далеко не все тайны. Но вдумчивое чтение прозы Пушкина убедило меня в том, что за кажущейся лёгкостью и простотой стиля скрываются глубины смысла, требующие напряжённой работы мысли и творческого воображения. А. Платонов писал: «В чём тайна произведений Пушкина? В том, что за его сочинениями – как будто ясными по форме и предельно глубокими, исчерпывающими по смыслу – остаётся нечто ещё большее, что пока ещё не сказано. Мы видим море, но за ним предчувствуем океан».

Вернуться к списку тезисов

Обсуждение закрыто.

Владимир Путин:

" Очень жаль, что у нас исчезли некоторые специализированные школы, которые искали талантливых ребят по всей стране и готовили их по особой программе..."

Источник

Андрей Воробьев, губернатор МО:

"Для нас очень важно, чтобы школы Подмосковья были лучшими в стране и ребята здесь получали достойное образование, реализовывались и творили на благо нашей страны. Здесь великолепный директор школы, потрясающий преподавательский состав. По рейтингу подмосковных школ – Физтех-лицей один из лидеров региона."

Игорь Агамирзян:

"Наконец-то, «Физтех-лицей» получил замечательное новое здание. К тому же, ему присвоили имя великого человека и ученого Петра Капицы. Сегодня МФТИ обзавелся новым источником для своей кадровой базы, а Московская область — новым центром притяжения для талантливых детей, с которых все начинается."

Константин Новоселов, Нобелевский
лауреат:

"Я по-хорошему завидую вам, сегодняшним лицеистам, и вашим родителям, потому что у вас есть возможность учиться у самых лучших преподавателей и студентов МФТИ. Близость к Физтеху и близость к живой науке дают колоссальные возможности. Вы будете учиться передовым знаниям в прекрасно оборудованных экспериментальных классах».

Н.В.Карлов, ректор МФТИ 1987-97 г.г.

Мы задумывали сделать такую школу, где и работать и учиться будет трудно, но интересно, где будет царить дух Физтеха.
А «Физтех» означает думать творчески…
«Физтех» означает вечное стремление к совершенству во всем

Из книги «Я – Физтех»


Все отзывы
  • Подписаться на рассылку

    * Это поле обязательно
  • Ваши предложения и комментарии Вы можете направить по адресу info@go2phystech.ru