Фонд Развития Физтех Лицея

16 августа 2011
Сидоренко: ошибок в школьных учебниках стало меньше

Новые образовательные стандарты предъявляют новые требования к школьным учебникам. Как обстоят дела с их экспертизой, в интервью РИА Новости рассказал ученый секретарь Комиссии по анализу и экспертизе учебной литературы Российской академии наук Сергей Сидоренко.

— Сергей Викторович, экспертиза школьных учебников проводится Российской академией наук (РАН) и Российской академией образования (РАО) уже несколько лет. Чем руководствуются академики, одобряя или не одобряя учебники? Существуют ли понятные для общественности критерии экспертизы?

— РАН оценивает соответствие учебника современным научным представлениям, РАО – то, как написан учебник, подачу материла, особенности его восприятия детьми определенного возраста. Работа коллег из РАО не менее важна: случается — и наши эксперты говорят,  — при всех достоинствах учебник бывает написан таким языком, что и студентам его будет сложно читать.

В РАН при оценке учебника используется экспертная анкета с набором критериев. Так, эксперт должен указать, представлена ли в содержании учебника система основных понятий, относящихся к данной области знания, представлены ли наиболее актуальные знания по учебному предмету, ключевые теории, идеи, понятия, факты — и все это с учетом ступени обучения.

Поскольку новые стандарты обращены не к содержанию образования, но к результатам освоения основной образовательной программы, эксперт отмечает, достаточный ли объем научных знаний представлен в учебнике для достижения этих результатов.
Естественно, мы выявляем также фактические ошибки и несоответствия.

Что касается РАО, то там, насколько мне известно, экспертная анкета разработана, но пока не утверждена, критерии согласовываются.

На мой взгляд, наличие критериев при экспертизе необходимо. Все-таки это не личное мнение автора, не рецензия.

— Считается, что в РАО экспертизу удачно проходят практически все учебники, а в РАН – наоборот, ее пройти очень сложно.

— Некоторые учебники у нас проходили экспертизу по нескольку раз. Например, академик Виктор Васильев, руководитель секции по математике, отказывался читать учебник дальше после того, как находил в нем 100 ошибок. И если раньше мы могли вернуть учебник на доработку, то теперь экспертиза проводится только один раз. Даже если будут найдены небольшие ошибки – издательство или другой заказчик могут подать учебник на экспертизу только на следующий год.

— И все-таки почему в учебниках встречаются ошибки? Ваши эксперты что-то недоглядели, или это вина издателей?

— За последние пять лет я припоминаю один случай, когда в учебнике по математике вместо 1,88 "прошла" цифра 1,89. Это, пожалуй, единственная ошибка, допущенная по нашей вине.

В остальных случаях – их немного, два-три обращения в год – выясняется: наши эксперты находили ошибки в учебниках, но в издательстве данные замечания не учли.

Был один серьезный случай, когда после нашей экспертизы в администрацию президента пришло письмо от человека, который нашел в одном из действующих учебников 14 ошибок. Оказалось, мы действительно проводили экспертизу этого учебника – и нашли в нем не 14, а 16 ошибок, о чем сообщили издательству, однако наши замечания по каким-то причинам прошли незамеченными. Ведь мы проводим экспертизу не готовой книги, а оригинал-макета.

Я, кстати, неоднократно предлагал проводить мониторинг уже изданных учебников и недавно на совещании в Минобрнауки попросил издателей присылать в Академию наук по одному экземпляру каждого изданного учебника – в библиотеку, для коллекции.

— Среди тех, кто участвует в экспертизе, есть авторы учебников – во всяком случае, в РАО это обычная практика, и там считают, что именно такие эксперты наиболее эффективны. Как обстоят дела в РАН?

— Я не вижу в этом серьезной проблемы, но мы все-таки считаем необходимым не допустить конфликт интересов. Включение авторов учебников в нашу комиссию – редчайшие случаи, и их учебники просто передаются на экспертизу в другие институты.

— Как вы в целом оцениваете качество современных школьных учебников?

— Вообще мне сложно говорить о качестве – ведь мы, по сути, занимаемся научным редактированием. Но судите сами: раньше в прессе было много публикаций, посвященных этой теме, были скандалы, звучали нарекания со стороны родителей и учителей – по всей видимости, в погоне за количеством учебников страдало качество экспертизы. Сейчас во всех издательствах учебной литературы есть научные редакции, и такого количества нареканий нет.

Несколько лет назад газета "Комсомольская правда" объявила конкурс "Помоги академикам". Журналисты предложили читателям поискать ошибки в учебниках, и обещали ноутбук тому, кто найдет больше всех. Насколько мне известно, ноутбук так и остался в редакции.

 

Источник: РИА Новости

 


 



Вернуться к списку новостей

Обсуждение закрыто.

Владимир Путин:

" Очень жаль, что у нас исчезли некоторые специализированные школы, которые искали талантливых ребят по всей стране и готовили их по особой программе..."

Источник

Андрей Воробьев, губернатор МО:

"Для нас очень важно, чтобы школы Подмосковья были лучшими в стране и ребята здесь получали достойное образование, реализовывались и творили на благо нашей страны. Здесь великолепный директор школы, потрясающий преподавательский состав. По рейтингу подмосковных школ – Физтех-лицей один из лидеров региона."

Игорь Агамирзян:

"Наконец-то, «Физтех-лицей» получил замечательное новое здание. К тому же, ему присвоили имя великого человека и ученого Петра Капицы. Сегодня МФТИ обзавелся новым источником для своей кадровой базы, а Московская область — новым центром притяжения для талантливых детей, с которых все начинается."

Константин Новоселов, Нобелевский
лауреат:

"Я по-хорошему завидую вам, сегодняшним лицеистам, и вашим родителям, потому что у вас есть возможность учиться у самых лучших преподавателей и студентов МФТИ. Близость к Физтеху и близость к живой науке дают колоссальные возможности. Вы будете учиться передовым знаниям в прекрасно оборудованных экспериментальных классах».

Н.В.Карлов, ректор МФТИ 1987-97 г.г.

Мы задумывали сделать такую школу, где и работать и учиться будет трудно, но интересно, где будет царить дух Физтеха.
А «Физтех» означает думать творчески…
«Физтех» означает вечное стремление к совершенству во всем

Из книги «Я – Физтех»


Все отзывы
  • Подписаться на рассылку

    * Это поле обязательно
  • Ваши предложения и комментарии Вы можете направить по адресу info@go2phystech.ru