Фонд Развития Физтех Лицея

1 октября 2010
Сеть учебы:Дистанционное школьное образование в России развивается, но очень медленно

Меняющийся мир требует новых подходов к школьному обучению. За последние десятилетия появилось столько новых способов передачи информации, что обычные школьные учебники, напечатанные на бумаге, уже кажутся почти анахронизмом. Сегодня появился огромный пласт мультимедиа, то есть нетекстовых видов информации, включающий интернет, специализированные учебные программы, презентации, языковые онлайн-курсы и другие способы подачи материала.

Схема обучения в виртуальной школе была разработана более десяти лет назад. Она довольно проста. На сайте выкладываются материалы учебных курсов, доступ к ним открывается после регистрации и оплаты. Прочтя материалы, ученик выполняет задания, качество работы автоматически проверяется системой. Кроме того, в виртуальных школах есть преподаватели, с которыми ученик консультируется по электронной почте, в чате, форуме, по Skype и т.д. Также существует система, развитая еще в СССР, когда обучение идет с помощью пересылки учебных материалов и выполненных заданий обычной почтой. "Современные технологии позволяют давать детям, находящимся на надомном обучении, образование, ничем не уступающее образованию, получаемому в других школах, — говорит руководитель отдела региональных образовательных проектов ГОУ ЦО "Технологии обучения" Татьяна Иванова. — В распоряжении учителя и веб-камера, позволяющая видеть ученика во время уроков, и такие современные технологии, как удаленный доступ, позволяющий контролировать действия ребенка на компьютере".
По словам Татьяны Ивановой, дистанционные уроки в ее "Живой школе" проводятся с помощью Skype, где есть возможность видеоконференции. Таким образом учитель и ученик могут видеть друг друга, учитель может демонстрировать ребенку учебные материалы. "Если на обычном уроке учитель использует указку, чтобы обратить внимание ребенка, то здесь я использую курсор и выделяю нужное место цветом", — поясняет она.

"Традиционно считается, что дистанционное образование эффективно для лиц с ограниченными физическими возможностями, для отбывающих наказание в исправительных заведениях, — рассказывает директор Центра дистанционного образования "Эйдос" Андрей Хуторской. — Однако в процентном соотношении эти аудитории не так уж и велики, по крайней мере в России". По словам Андрея Хуторского, основных целевых аудиторий дистанционного школьного образования три. Это, во-первых, школьники, которым не хватает очных форм занятий, которые хотят проявить себя на уровне страны или даже мира, а не только своего класса или школы. Для них проводятся конкурсы, проекты, олимпиады. Например, "Эйдос" за год устраивает около ста дистанционных эвристических олимпиад. "Это очень необычная технология, которая сильно отличается от традиционных олимпиад, — поясняет Андрей Хуторской. — Она ориентирована на развитие креативных способностей: ни одно из заданий не имеет готовых ответов, их невозможно найти в интернете или угадать".
Вторая категория — это учителя, которые хотят освоить современные способы преподавания, причем не только дистанционные, но и очные методики. Опыт показывает, что дистанционные курсы для учителей продуктивнее занятий в традиционных институтах повышения квалификации.

Третья категория — это методисты, завучи, администраторы, которые с помощью дистанционного образования стараются вывести свою школу на всероссийский уровень, ведут исследования и участвуют в проектах.

Впрочем, виртуальные школы — это не только получение знаний сверх стандартной программы и повышение квалификации педагогов. С помощью дистанционного обучения учеников, например, готовят к ЕГЭ. Так, скажем, в интернет-школе "Просвещение" подготовка осуществляется тремя способами. Это самостоятельное обучение, когда ученик получает доступ к учебным комплексам, размещенным в Сети, и готовится сам. Второй путь — для не столь высокоорганизованных учащихся: обучение также с использованием сетевых образовательных ресурсов, но в сопровождении и под контролем сетевого преподавателя в онлайн-режиме. И наконец, есть коллективная подготовка учащихся, когда они ведут подготовку к ЕГЭ в классно-урочной системе, но с использованием материалов, выложенных в интернете.

Что касается реакции вузов на абитуриентов, занимавшихся дистанционно, то, по словам Татьяны Ивановой, "выпускникам дистанционных образовательных учреждений предоставляется аттестат государственного образца, такой же, как и в обычной школе. Кроме того, в аттестате о полном среднем образовании у школьника кроме оценок по базовым предметам могут стоять оценки по цифровому видео, компьютерной графике, веб-дизайну и так далее".

Однако, невзирая на наличие целевой аудитории и наработанные методики, дистанционное образование в России развивается довольно медленно. Оно уже перестало считаться чем-то экзотическим, но пока что не получило широкого распространения. Причина — недоверие к новым формам обучения среди учителей и чиновников, считают многие специалисты. "Несмотря на то что дистанционное образование успешно нашло себя в системе дополнительного образования, основной проблемой в развитии остаются низкий уровень квалификации в области интернет-технологий управленцев всех уровней, непонимание ими возможностей виртуальной школы, нежелание менять устаревший менталитет, — считает Андрей Хуторской. — Часто дистанционное образование сводится к пересылке материалов и получению педагогом выполненных учащимися работ. Между тем в основе должны лежать специально разработанные под каждую группу учащихся программы, позволяющие развивать творческий потенциал". А Татьяна Иванова видит главную проблему в недостаточном развитии интернета.

"Дистанционное школьное образование в России будет развиваться, — уверен Андрей Хуторской. — Это обусловлено потребностью общества в более эффективной организации жизни с помощью телекоммуникаций, а также развитием самих телекоммуникаций". Но главной основой и опорой всегда будет учитель, а также его педагогическое мировоззрение, которое невозможно заменить ни одной компьютерной программой.

 

Источник: «Известия»

 


 



Вернуться к списку новостей

Обсуждение закрыто.

Владимир Путин:

" Очень жаль, что у нас исчезли некоторые специализированные школы, которые искали талантливых ребят по всей стране и готовили их по особой программе..."

Источник

Андрей Воробьев, губернатор МО:

"Для нас очень важно, чтобы школы Подмосковья были лучшими в стране и ребята здесь получали достойное образование, реализовывались и творили на благо нашей страны. Здесь великолепный директор школы, потрясающий преподавательский состав. По рейтингу подмосковных школ – Физтех-лицей один из лидеров региона."

Игорь Агамирзян:

"Наконец-то, «Физтех-лицей» получил замечательное новое здание. К тому же, ему присвоили имя великого человека и ученого Петра Капицы. Сегодня МФТИ обзавелся новым источником для своей кадровой базы, а Московская область — новым центром притяжения для талантливых детей, с которых все начинается."

Константин Новоселов, Нобелевский
лауреат:

"Я по-хорошему завидую вам, сегодняшним лицеистам, и вашим родителям, потому что у вас есть возможность учиться у самых лучших преподавателей и студентов МФТИ. Близость к Физтеху и близость к живой науке дают колоссальные возможности. Вы будете учиться передовым знаниям в прекрасно оборудованных экспериментальных классах».

Н.В.Карлов, ректор МФТИ 1987-97 г.г.

Мы задумывали сделать такую школу, где и работать и учиться будет трудно, но интересно, где будет царить дух Физтеха.
А «Физтех» означает думать творчески…
«Физтех» означает вечное стремление к совершенству во всем

Из книги «Я – Физтех»


Все отзывы
  • Подписаться на рассылку

    * Это поле обязательно
  • Ваши предложения и комментарии Вы можете направить по адресу info@go2phystech.ru