Фонд Развития Физтех Лицея

Бражникова Юлия , 4 класс

Сердце, отданное детям (о В.А. Сухомлинском)

Руководитель: Бражникова Т.Б.

Существует наука о воспитании – педагогика. Но воспитывать человека – это, скорее, искусство. И научить этому искусству не могут никакие, даже самые лучшие учебники. Может быть, поэтому с таким вниманием рассматриваем мы опыт людей, которые были наделены подлинным талантом воспитателей. «На любви к детям держится мир». Во все эпохи лучшие педагоги именно эту мысль считали главной в деле воспитания. Василий Александрович Сухомлинский из их числа. «Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: Любовь к детям» – так написал он в главной книге своей жизни «Сердце отдаю детям». И название её вовсе не красивый литературный оборот, а чистая правда. Детские годы В.А. Сухомлинского совпали с гражданской войной. Время лишений, разрухи, людской вражды и ненависти. Едва закончилась война, началась коллективизация. Особенно тяжело протекала она на Украине. Обезлюдели, вымерли многие сёла. Болезни, голод….Затем Отечественная война с фашизмом, война жестокая и кровавая. В.А. Сухомлинский, уходит добровольцем на фронт. Дважды ранен, чудом остаётся жив. Василий Александрович видел много горя, много ненависти, много человеческого зла. Но тяжёлая жизнь не ожесточила душу Сухомлинского. Он всегда и во всём был доброжелателен и отзывчив, любил людей, старался пробуждать добрые чувства. В 1948 году В.А. Сухомлинский становится директором Павлышевской средней школы и бессменно руководит ею в течение 22 лет. В 1948 году это была обычная, рядовая школа, к тому же почти разрушенная за годы войны. Знаменитой её сделал В.А. Сухомлинский. Учительская профессия, – писал В.А. Сухомлинский, – это человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека. Замечательная черта – постоянно открывать в человеке новое, изумляться новому, видеть человека в процессе его становления – один из тех корней, которые питают призвание к педагогическому труду». Так формировался педагогический талант самого Сухомлинского, источник которого – любовь к детям, глубокая вера в возможность воспитания каждого ребёнка так, чтобы не нужно было потом исправлять допущенные в раннем детстве ошибки. Терпимость к детским слабостям, понимание тончайших побудительных мотивов и причин детских шалостей, чуткость, забота о ребёнке – всю эту мудрость Василий Александрович вынес из собственного детства. В.А. Сухомлинский – достойный наследник гуманистической традиции. И в педагогической теории, и в повседневной практике он отстаивал центральное, определяющее положение своей философии, своей педагогики, своей жизни: гуманное общество могут построить только гуманные, добрые, мудрые люди, а воспитать таких людей могут только вдумчивые, умные учителя, владеющие идеями и методами гуманной педагогики. «Возлюби ребёнка. Возлюби его сильнее, чем самого себя. Уверуй, что ребёнок чище, лучше, честнее, талантливее тебя. Всего себя отдавай детям и только тогда ты сможешь именоваться Учителем»; — в этих словах – педагогическое кредо и определяющее начало всей жизни В.А. Сухомлинского. Всё его творчество проникнуто верой в неповторимость человеческой жизни, талантливость и самобытность каждого. По убеждению В.А. Сухомлинского, человека тогда можно назвать гармоничной, всесторонне развитой личностью, если в нём присутствует человечность. Именно к этому привязывает он всё, что приобретается ребёнком в жизни вообще и в школе в частности. «Без нравственной чистоты теряет смысл всё – образование, духовное богатство, трудовое мастерство, физическое совершенство». В своём последнем напутствии выпускникам Павлышевской средней школы, уже смертельно больной, В.А. Сухомлинский так говорил юношам и девушкам, вступающим в жизнь: « Человеческой силе духа нет предела. Нет трудностей и лишений, которых бы не мог одолеть человек. Не молчаливо перетерпеть, перестрадать, но одолеть, выйти победителем, стать сильнее. Больше всего бойтесь минуты, когда трудность покажется вам непреодолимой, когда появится мысль отступить, пойти по лёгкому пути». В этих словах весь В.А. Сухомлинский – гуманист, мыслитель, педагог.

Вернуться к списку тезисов

Обсуждение закрыто.

Владимир Путин:

" Очень жаль, что у нас исчезли некоторые специализированные школы, которые искали талантливых ребят по всей стране и готовили их по особой программе..."

Источник

Андрей Воробьев, губернатор МО:

"Для нас очень важно, чтобы школы Подмосковья были лучшими в стране и ребята здесь получали достойное образование, реализовывались и творили на благо нашей страны. Здесь великолепный директор школы, потрясающий преподавательский состав. По рейтингу подмосковных школ – Физтех-лицей один из лидеров региона."

Игорь Агамирзян:

"Наконец-то, «Физтех-лицей» получил замечательное новое здание. К тому же, ему присвоили имя великого человека и ученого Петра Капицы. Сегодня МФТИ обзавелся новым источником для своей кадровой базы, а Московская область — новым центром притяжения для талантливых детей, с которых все начинается."

Константин Новоселов, Нобелевский
лауреат:

"Я по-хорошему завидую вам, сегодняшним лицеистам, и вашим родителям, потому что у вас есть возможность учиться у самых лучших преподавателей и студентов МФТИ. Близость к Физтеху и близость к живой науке дают колоссальные возможности. Вы будете учиться передовым знаниям в прекрасно оборудованных экспериментальных классах».

Н.В.Карлов, ректор МФТИ 1987-97 г.г.

Мы задумывали сделать такую школу, где и работать и учиться будет трудно, но интересно, где будет царить дух Физтеха.
А «Физтех» означает думать творчески…
«Физтех» означает вечное стремление к совершенству во всем

Из книги «Я – Физтех»


Все отзывы
  • Подписаться на рассылку

    * Это поле обязательно
  • Ваши предложения и комментарии Вы можете направить по адресу info@go2phystech.ru