Фонд Развития Физтех Лицея

30 января 2010
Родители — к доске! Что ждет столичные школы в Год учителя

В марте столичные школы проведут открытые уроки для родителей — пусть посмотрят, кто и как учит их детей.
Какая она, современная школа? Что в ней надо менять, а что — сохранять? Есть и официальный повод для размышлений: в стране объявлен Год учителя. О том, что ждет московские школы в этом году, корреспонденту "РГ" рассказала руководитель департамента образования Москвы Ольга Ларионова.

Почему у сына тройка?
Российская газета: Ольга Николаевна, сегодня многие родители в неведении, что происходит в классе, чем живет их ребенок-подросток… Школа отгородилась замками и заборами — не всегда в нее можно и зайти…
Ольга Ларионова: Заборы и замки нужны только в целях безопасности детей. Школе нечего скрывать от родителей. Поэтому уже в марте перед весенними каникулами мы начнем проводить для них открытые уроки. Выберем субботу, когда родители не работают. Пусть приходят на любой урок. Если недовольны отметками по математике — посидите в классе, послушайте, как учитель объясняет предмет, как ваш ребенок отвечает… Сделайте вывод, в чем причина слабых знаний. Потом будет возможность обсудить это с педагогом — ему тоже полезно. А к концу дня родителей ждут творческие отчеты: если есть театральная студия — покажет спектакль, спортивная секция проведет соревнование. Многие проблемы "отцов и детей" возникают от незнания того, что происходит в школе.
РГ: Кстати, говорят, что московских десятиклассников весной ждет экзамен по литературе?
Ларионова: Действительно, Москва в этом году вводит промежуточную аттестацию по литературе — все десятиклассники будут писать сочинение.
С введением ЕГЭ сочинение ушло, и у многих старшеклассников пропал стимул к изучению литературы. Это неправильно. Сочинение учит размышлять, давать оценку поступкам героев… Отметка по сочинению пойдет в классный журнал.
Платной "нулевки" не быть
РГ: В Москве стало модно устраивать детей в школы, которые учат по какой-либо системе: Монтесcори, Занкова, Эльконина-Давыдова… На ваш взгляд, такое стремление родителей оправданно?
Ларионова: Все эти системы начального образования проверены временем. Если учитель хочет перейти на обучение по какой-либо из систем, он идет на курсы, потом школа заказывает соответствующие учебники, объявляет набор… Но надо ли гоняться за модой? Когда меня спрашивают, какая начальная школа лучше, я отвечаю: та, где хороший учитель. Для первоклассников это самое главное.
РГ: Юрий Лужков заявил, что в московских государственных учреждениях недопустима платная подготовка детей к школе. Но такие факты далеко не редкость.
Ларионова: Многие школы открывали нулевые классы, где по договорам готовили детей к учебе. Законом не запрещено оказывать платные услуги. Другой вопрос: зачем, если подготовительные группы в детсадах занимаются тем же самым бесплатно? Причем детей с пяти лет в обязательном порядке принимают в детсады вне очереди.. Так что школе нет нужды этим заниматься. Позиция мэра доведена до сведения всех директоров — и сейчас с дошкольниками работают только те учреждения, где уже раньше были заключены договоры с родителями.
РГ: Вы же понимаете, что родителям важна не сама подготовка, а возможность оказаться потом в этой престижной школе. Ради этого многие возят ребенка через всю Москву… Ставится ли задача как-то выравнять школы в городе?
Ларионова: Школы, конечно, разные: одни переполнены, в них сложно попасть, а другие стоят полупустые. В Москве есть даже малокомплектные учреждения, которые присоединяем к другим. Правда, в основном это связано не с тем, что родители не хотят туда вести детей. Просто в районе снесли дома, жителей переселили, а школа осталась. Наша задача — добиться, чтобы в каждой школе была своя программа развития. И к учителям теперь другие требования.
Учителю тоже надо "подтянуться"
РГ: Сколько теперь получает московский учитель?
Ларионова: Вопрос о зарплате никто из учителей сегодня не ставит. Она заметно выросла за последнее время: только в 2009 году было три повышения. Учитель в столице в среднем получает 34,5 тысячи рублей. В связи с этим и спрос с него может быть больше… В Год учителя перед ним стоит задача серьезно поднять квалификацию.
РГ: И как она будет выполняться?
Ларионова: Сейчас до 40 тысяч московских учителей и других педагогических работников ежегодно проходят курсы повышения квалификации. В основном через Институт открытого образования, городские пединституты, кроме того, у нас хорошие контакты с МВТУ имени Баумана. Но учителя — разные, есть с очень высокой квалификацией, которым не требуются обычные курсы, а нужны, например, научные знания по физике, химии, математике — наука ведь не стоит на месте. Для кого-то "слабым местом" являются информационные технологии, без которых в современной школе не обойтись.
Теперь учителю будет выдаваться сертификат — с трехуровневой системой подготовки за счет бюджета. Он рассчитан, допустим, на 72 часа, но учитель сам определяет, где, когда и какие знания он будет получать. Кто-то выберет, например, несколько часов физики — в Бауманке, а курс подростковой психологии — в педуниверситете… Причем набрать необходимое количество часов можно даже не в один год…
РГ: Когда учителя получат такие сертификаты?
Ларионова: В порядке эксперимента начнем внедрять их в Юго-Западном округе уже в этом году.
Век учителя
РГ: Наверное, учителям-пенсионерам непросто бегать на учебу, постигать те же информационные технологии?
Ларионова: Сегодня средний возраст московского учителя — 45 лет. Примерно каждый пятый — пенсионер. Конечно, должно быть естественное обновление… Тем более что сейчас многие выпускники педвузов хотят работать в школе — в прошлом году мы приняли больше 2,5 тысячи человек. В некоторых учреждениях образования даже был конкурс. Вот сегодня я была в колледже дизайна N 18 — директор рассказала, что из 58 новичков, которые пришли трудоустраиваться перед 1 сентября, смогла принять только 11…
РГ: Молодые специалисты по-прежнему получают подъемные, надбавки от города?
Ларионова: Все доплаты сохраняются. Молодой специалист сразу получает единовременную помощь — 20 тысяч рублей, а в течение первых трех лет работы — ежемесячную надбавку в размере 40 процентов от своей ставки (отличники — 50 процентов) плюс частичную компенсацию за проезд на общественном транспорте. Причем педагогическую деятельность большинство начинают сразу с 12-го разряда. Сегодня в школах Москвы насчитывается 5,5 тысячи молодых специалистов, которые еще не отработали по три года. Но с трудоустройством молодежи уже возникают проблемы. Проблема нехватки кадров осталась позади.
РГ: Какой же выход? Увольнять пенсионеров?
Ларионова: За ними — опыт и высокая квалификация, от которых школа не вправе отказываться. К тому же многие одиноки, а пенсия невелика… Поэтому прямо с 1 сентября 2010 года в городе создается институт наставничества — оплачиваемый. Идея принята правительством Москвы — скоро выйдет соответствующее постановление. Смысл в чем? Опытные педагоги-пенсионеры смогут работать методистами-наставниками. Для них в окружных методических центрах, которые есть при управлениях образования, будут выделены ставки. За каждым ветераном закрепят молодых педагогов из 4-5 школ, он будет посещать их уроки, помогать советами. Нужда в таких наставниках есть — об этом говорят и сами учителя-новички.
Кроме того, согласно новому положению в этом году учителям, уходящим на пенсию, предложат единовременные выплаты в размере 20 тысяч рублей. Пока такая мера поддержки адресована только народным или заслуженным учителям, лауреатам премий, победителям нацпроектов — только их 3,5 тысячи… Со временем эта категория будет расширена.


Источник: Газета «Российская неделя»
 


 



Вернуться к списку новостей

Обсуждение закрыто.

Владимир Путин:

" Очень жаль, что у нас исчезли некоторые специализированные школы, которые искали талантливых ребят по всей стране и готовили их по особой программе..."

Источник

Андрей Воробьев, губернатор МО:

"Для нас очень важно, чтобы школы Подмосковья были лучшими в стране и ребята здесь получали достойное образование, реализовывались и творили на благо нашей страны. Здесь великолепный директор школы, потрясающий преподавательский состав. По рейтингу подмосковных школ – Физтех-лицей один из лидеров региона."

Игорь Агамирзян:

"Наконец-то, «Физтех-лицей» получил замечательное новое здание. К тому же, ему присвоили имя великого человека и ученого Петра Капицы. Сегодня МФТИ обзавелся новым источником для своей кадровой базы, а Московская область — новым центром притяжения для талантливых детей, с которых все начинается."

Константин Новоселов, Нобелевский
лауреат:

"Я по-хорошему завидую вам, сегодняшним лицеистам, и вашим родителям, потому что у вас есть возможность учиться у самых лучших преподавателей и студентов МФТИ. Близость к Физтеху и близость к живой науке дают колоссальные возможности. Вы будете учиться передовым знаниям в прекрасно оборудованных экспериментальных классах».

Н.В.Карлов, ректор МФТИ 1987-97 г.г.

Мы задумывали сделать такую школу, где и работать и учиться будет трудно, но интересно, где будет царить дух Физтеха.
А «Физтех» означает думать творчески…
«Физтех» означает вечное стремление к совершенству во всем

Из книги «Я – Физтех»


Все отзывы
  • Подписаться на рассылку

    * Это поле обязательно
  • Ваши предложения и комментарии Вы можете направить по адресу info@go2phystech.ru