Фонд Развития Физтех Лицея

10 ноября 2010
Прутченков: работа в управляющем совете школы должна стать престижной

В последние годы в школах России создаются управляющие советы. В чем их польза и значимость, в интервью РИА Новости разъясняет профессор кафедры экономики Московского института открытого образования, доктор педагогических наук Александр Прутченков.

style=»text-align: justify;»>
— Александр Сергеевич, в школах есть всевозможные органы самоуправления, в том числе советы – школьные, попечительские, управляющие. В чем разница?

— Школьный совет – это внутренний орган, состоящий из представителей учеников, родителей и педагогов. Попечительский совет – орган внешний, в него входят, как правило, состоятельные люди, помогающие школе развиваться.
Управляющий совет – слияние этих двух моделей. Его члены – родители, ученики и педагоги, представители общественности и учредителя – государства. Могут участвовать в обсуждениях и 2-3 старшеклассника. И если решения первых двух советов носят рекомендательный характер, решения управляющего совета школа обязана выполнять.

— В скольких школах уже есть такие советы?

— Предполагалось, к концу 2010 года такой совет будет в каждой пятой школе. В рамках комплексных проектов модернизации региональной системы образования (2007 – 2009 годы, 31 регион), управляющие советы нужно было создать в каждой школе.
Сегодня управляющие советы практически есть везде, но реально работающих очень мало.

— Что нужно для их эффективной работы?

— Как минимум нормативная база. Законы об управляющих советах есть лишь в ряде регионов. Даже в Москве только еще разрабатывается специальное положение.

Члены управляющих советов должны проходить подготовку. Им нужно знать основные законодательные нормы, прежде всего закон "Об образовании", разбираться в документах, по каким работает школа, понимать права и обязанности совета. Чтобы голосовать за бюджет школы, нужно быть экономически грамотным. Нужны и навыки менеджмента, и знание детской психологии – если родитель, работающий в бизнесе, на производстве, будет переносить оттуда принципы управления в школу, успеха не будет. На Интернет-портале "5Ц" ("Пять ценностей") для этого будут организованы дистанционные консультации, в некоторых регионах будет возможность познакомиться с опытом управляющих советов в конкретных школах.

Директора школ перегружены, задача управляющего совета — брать решение части школьных проблем на себя. Возник конфликт между директором и начальником управления образования? Пусть его решит председатель совета как "третья сторона". Но далеко не все директора доверяют общественным управляющим, дают им возможность для принятия реальных решений.

— Новая система оплаты труда предусматривает, что начисление стимулирующих выплат учителям – до 30% оклада – есть компетенция управляющего совета. Члены совета действительно принимают такие решения?

— Да, и они способны это делать. Качество работы учителя можно увидеть лишь изнутри школы – никакому начальнику управления образованием это не под силу. И здесь важны не только такие показатели, как количество победителей олимпиад, подготовленных учителем, или результаты ЕГЭ. Как член совета я вижу: к одному учителю все дети так и бегут – наверное, он делает что-то интересное, нужно об этом узнать подробнее и его премировать. Но нельзя доверять только мнению учащихся. В 1990-е годы по этому пути шли вузы – на основании баллов, которые студенты выставляли преподавателям, платили тем премии, хотя студент, нацеленный на получение образования, работу требовательного педагога оценит высоко, а бездельник – низко.

Сегодня участие в распределении надбавок за качество работы становится экономической основой деятельности управляющего совета. Помимо этого, советы помогают директору более объективно распределять средства и на другие нужды, создавать внебюджетные фонды, находить дополнительные деньги для школы. Но для этого нужны активные, заинтересованные люди. Если среди них есть экономисты, юристы, они многое могут подсказать директору: те же возможности привлечения внебюджетных средств.

— Почему реально работающих советов в школах пока мало?

— У родителей и педагогов нет достаточной мотивации. В стране вообще сейчас нет культуры общественной деятельности, отношения к ней как к престижной. Раньше мы этим гордились – состояли в партии, в профсоюзах, в разных обществах; на Западе и сейчас это принято – состоять в 5-7 клубах. Скажем, небольшой немецкий городок: есть профессиональная дружина пожарных, а есть общественная, добровольная, и люди этим гордятся.

Если мы не поймем, что гражданское общество состоит из таких небольших организаций и ассоциаций – его и не будет. Самый простой мотив для участия в работе управляющего совета – то, что ваши дети и внуки учатся в этой школе. Дети выпускаются – родители из совета уходят, и это нормально. Со временем, я надеюсь, будет мода на подобные клубы и организации. Но такая традиция будет формироваться не один год. Приказом сверху тут ничего не добьешься.
 

 

Источник: РИА Новости


 


 



Вернуться к списку новостей

Обсуждение закрыто.

Владимир Путин:

" Очень жаль, что у нас исчезли некоторые специализированные школы, которые искали талантливых ребят по всей стране и готовили их по особой программе..."

Источник

Андрей Воробьев, губернатор МО:

"Для нас очень важно, чтобы школы Подмосковья были лучшими в стране и ребята здесь получали достойное образование, реализовывались и творили на благо нашей страны. Здесь великолепный директор школы, потрясающий преподавательский состав. По рейтингу подмосковных школ – Физтех-лицей один из лидеров региона."

Игорь Агамирзян:

"Наконец-то, «Физтех-лицей» получил замечательное новое здание. К тому же, ему присвоили имя великого человека и ученого Петра Капицы. Сегодня МФТИ обзавелся новым источником для своей кадровой базы, а Московская область — новым центром притяжения для талантливых детей, с которых все начинается."

Константин Новоселов, Нобелевский
лауреат:

"Я по-хорошему завидую вам, сегодняшним лицеистам, и вашим родителям, потому что у вас есть возможность учиться у самых лучших преподавателей и студентов МФТИ. Близость к Физтеху и близость к живой науке дают колоссальные возможности. Вы будете учиться передовым знаниям в прекрасно оборудованных экспериментальных классах».

Н.В.Карлов, ректор МФТИ 1987-97 г.г.

Мы задумывали сделать такую школу, где и работать и учиться будет трудно, но интересно, где будет царить дух Физтеха.
А «Физтех» означает думать творчески…
«Физтех» означает вечное стремление к совершенству во всем

Из книги «Я – Физтех»


Все отзывы
  • Подписаться на рассылку

    * Это поле обязательно
  • Ваши предложения и комментарии Вы можете направить по адресу info@go2phystech.ru