Фонд Развития Физтех Лицея

5 июля 2011
Пивовар: проблему списывания на ЕГЭ решат центры для сдачи экзамена

ЕГЭ в этом году сопровождается скандалами: сообщениями о массовом списывании, о том, что вместо выпускников тесты писали студенты… Как все это расценивают в вузах? Каковы ожидания от предстоящей вступительной кампании? – Об этом в интервью РИА Новости рассуждает ректор Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Ефим Пивовар.

— Ефим Иосифович, ситуация с нарушениями при сдаче ЕГЭ напрямую касается вузов. Ведь абитуриенты, сфальсифицировавшие экзаменационные результаты, предъявят их в приемные комиссии. Можно ли как-то бороться, в частности, со списыванием?

— Проблема решается довольно просто. Во многих странах, где прием в вузы осуществляется по итогам тестов, есть специальные центры: экзамены сдают не в школах, как у нас, причем зачастую в соседних, – а именно в отдельных, подготовленных для сдачи экзаменов зданиях. В этих центрах можно решить и проблемы пользования мобильной связью.

Но, на мой взгляд, проблема еще и в том, что у нас ЕГЭ превратился в некую показательную систему – работы школы, муниципалитета, региона. От среднего балла ЕГЭ зависит оценка школы, отношение Минобрнауки к региону, муниципалитету; ЕГЭ включен в показатели оценки работы губернаторов. Раньше, скажем, руководство Рязанской области особенно не волновало, как сдают экзамены школьники Рязани или, к примеру, Москвы – сейчас же все сравнивают показатели.

Разумеется, плохо, что ЕГЭ сопровождается скандалами. Но, может быть, это в какой-то степени еще и результат более пристального внимания общества к теме. Ведь подобные случаи имели место и раньше. И, возможно, не стоит видеть в скандалах один негатив: по крайней мере, после них поиск решения обозначившихся проблем должен усилиться.

Я, к примеру, вообще сторонник того, чтобы по окончании школы выпускники сдавали экзамены по всем основным предметам. Вот я в свое время сдавал восемь экзаменов. Профориентация у нас сейчас слабая, недостаточная, и молодые люди не всегда отчетливо представляют себе, какую профессию выбрать. И тут было бы разумно вернуться к прежней системе получения аттестата зрелости, а не документа о сданных выпускником нескольких экзаменах.

— Вы не раз выказывали идею, чтобы учащиеся оканчивали школы с портфолио, которые оценивались бы вузами наравне с результатами ЕГЭ…

— Да, поскольку результаты ЕГЭ дают неполную информацию о выпускнике.

Сведения об успехах в учебе надо начинать собирать за год до выпускных экзаменов. Школьник может написать сам о себе эссе – чем увлекается, что его интересует, приложить дипломы, сертификаты об участии в конкурсах, олимпиадах… Можно также подготовить и эссе по заданию вуза, куда абитуриент намерен поступать.

Портфолио может включать в себя также рекомендации учителей, оценки по основным предметам за последние пять лет – то есть из всего этого формируется, так сказать, «дело» учащегося.  Именно так работают во многих странах, где прием в вузы осуществляется на основе тестов.

Конечно же, надо совершенствовать и сами тесты: в некоторые из них могут быть включены и устные формы.

В ведущих вузах страны следует сохранить собственные испытания. У нас сейчас достаточно жесткие правила приема, которые «спускаются» в вузы «сверху». Я понимаю, это делается с целью борьбы со злоупотреблениями, но из-за этого система приема становится очень неповоротливой, некомфортной для ее участников.

— Какие у вас ожидания относительно предстоящей вступительной кампании? Это будет третий год приема в вузы на основе ЕГЭ. В прошлом году было довольно много жалоб на то, что места в ведущих вузах заполонили льготники и олимпиадники.

— С олимпиадниками вопрос «утрясен». Они теперь смогут воспользоваться своей льготой лишь в одном вузе, а в другие вузы подать (при желании) документы на общих основаниях.

Что касается льготников, в РГГУ никогда не было такой проблемы – у нас все было спокойно.

— А демографический спад? Сокращается ли набор? Не так давно звучали предложения о сокращении мест в гуманитарных вузах и увеличении количества мест по инженерным специальностям – это касается РГГУ?

—  Число абитуриентов по сравнению с прошлым годом по стране сократилось на девять процентов. Думаю, это скажется на приеме. Как – пока прогнозировать сложно. У нас все-таки вуз, в котором уже есть «династии»: родители, окончившие наш вуз, стремятся, чтобы их дети тоже поступили к нам.

Что касается количества мест, то их несколько сократили – с 960 до 917. Изменилось и их «качество»: набор будет происходить преимущественно в бакалавриат, крайне мало мест в специалитете, чуть больше чем в прошлом году выделено мест для приема в магистратуру.

Произошло некоторое перераспределение набора: по отдельным направлениям – истории, филологии, социологии – нам даже удалось увеличить число бюджетных мест, появились бюджетные места на отделение «Религиоведение» – в прошлом году их не было.

 

Источник: РИА Новости

 


 



Вернуться к списку новостей

Обсуждение закрыто.

Владимир Путин:

" Очень жаль, что у нас исчезли некоторые специализированные школы, которые искали талантливых ребят по всей стране и готовили их по особой программе..."

Источник

Андрей Воробьев, губернатор МО:

"Для нас очень важно, чтобы школы Подмосковья были лучшими в стране и ребята здесь получали достойное образование, реализовывались и творили на благо нашей страны. Здесь великолепный директор школы, потрясающий преподавательский состав. По рейтингу подмосковных школ – Физтех-лицей один из лидеров региона."

Игорь Агамирзян:

"Наконец-то, «Физтех-лицей» получил замечательное новое здание. К тому же, ему присвоили имя великого человека и ученого Петра Капицы. Сегодня МФТИ обзавелся новым источником для своей кадровой базы, а Московская область — новым центром притяжения для талантливых детей, с которых все начинается."

Константин Новоселов, Нобелевский
лауреат:

"Я по-хорошему завидую вам, сегодняшним лицеистам, и вашим родителям, потому что у вас есть возможность учиться у самых лучших преподавателей и студентов МФТИ. Близость к Физтеху и близость к живой науке дают колоссальные возможности. Вы будете учиться передовым знаниям в прекрасно оборудованных экспериментальных классах».

Н.В.Карлов, ректор МФТИ 1987-97 г.г.

Мы задумывали сделать такую школу, где и работать и учиться будет трудно, но интересно, где будет царить дух Физтеха.
А «Физтех» означает думать творчески…
«Физтех» означает вечное стремление к совершенству во всем

Из книги «Я – Физтех»


Все отзывы
  • Подписаться на рассылку

    * Это поле обязательно
  • Ваши предложения и комментарии Вы можете направить по адресу info@go2phystech.ru