Фонд Развития Физтех Лицея

12 июля 2011
Первоклассники нового стандарта

Пожалуй, в этом году количество тревожных сообщений побило все рекорды, и это связано с тем, что с 1 сентября в первых классах всех без исключения школ вводится новый федеральный государственный образовательный стандарт. Множество домыслов и скоропалительных выводов наводнило страну, в первую очередь родительское сообщество. Авторы ФГОС уже несколько месяцев вынуждены «гастролировать» по регионам, чтобы объяснить, что такое этот самый стандарт и с чем его едят. На главный вопрос они отвечают однозначно: платным образование не станет.

— Все, что будет стоять в учебном плане, — бесплатно. Все, что будет стоять в плане внеурочной деятельности, — бесплатно, — рассказала нашему корреспонденту директор департамента общего образования федерального Минобрнауки Елена Низиенко. — Причем я могу точно сказать, что максимально установленное стандартом количество учебных часов превышает то, которое было до сих пор. Абсолютно все привычные предметы будут бесплатны для всех. Деньги придется платить лишь в том случае, если вы, к примеру, желаете вырастить полиглота и вместо одного-двух языков учить его пяти-шести.

Выходит, что набор уроков в новых федеральных образовательных стандартах ничем не отличается от привычной программы начальных классов — математика, русский язык, иинформатика, литературное чтение, иностранный (английский, французский, немецкий, испанский), окружающий мир, музыка, изобразительное искусство, технология (труд) и физическая культура. Стоит отметить и то, что обязательной является внеурочная деятельность — занятия в кружках и секциях, организованных либо на базе школы, либо в сторонних организациях по договору.

Предполагается, что это будет занимать до 10 часов в неделю, то есть 2 часа в день. Авторы стандарта отмечают, что в сельских, малокомплектных школах количество внеурочных часов может оказаться несколько меньше. Определять учебный план и содержание занятий образовательные учреждения должны будут самостоятельно.

— У кого-то, возможно, сложилось мнение, что ФГОС ограничивает школы и ставит их в рамки. Но на самом деле стандарт, напротив, дает им большую свободу, нежели раньше, — подчеркнула Елена Низиенко. — Образовательным учреждениям дается некая основа, каркас, а «поверх» этого школа уже самостоятельно разрабатывает свою программу с учетом своей миссии. Главное, чтобы все эти программы работали на реализацию стандарта.

Так если бесплатные предметы никуда не делись, простор для творчества школам оставили, то в чем же, собственно, изменения? В первую очередь, как выяснилось, в идеологии общего образования.

— Главная задача стандарта — сделать ребенка «гибким», чтобы он не просто получил определенные знания, но и умел их применять, добывать самостоятельно, искать выходы из различных ситуаций, — утверждает разработчик ФГОС, научный руководитель Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования, доктор педагогических наук Александр Кондаков. — Даже сейчас на рынке востребованы профессии, о которых лет пять назад никто не слышал. А сегодняшние первоклассники окончат школу в 2021 году, и каковы будут требования нового времени, не знает никто.

Перемены коснулись и учебной литературы. Сейчас в федеральный перечень учебников включены системы книг по различным предметам, объединенные одним авторским коллективом, одной концепцией. Благодаря этому детям не придется все время переключаться с одной манеры изложения на другую. Необходимо также усовершенствование материально-технической базы. По словам Елены Низиенко, в российских школах традиционно не было особых требований к условиям, все силы бросались на результат. Из-за этого материально-техническая база обветшала. Директор департамента считает, что именно стандарт привел к тому, что сейчас начали выделяться солидные средства на создание условий, чтобы и у детей, и у педагогов были комфортные рабочие места.

— Премьер-министр Владимир Путин поднял вопрос о повышении учительских зарплат, причем такого, чтобы вывести размер жалованья на уровень средних зарплат по экономике в регионе, — рассказал министр образования Челябинской области Александр Кузнецов. – Для этого в течение 2011, 2012 и 2013 годов правительство направит в субъекты федерации в общей сложности 120 миллиардов. Причем первая точка отсчета – 1 сентября 2011 года, а финишная – 1 сентября 2013 года, то есть на все про все дано два учебных года. Но подчеркну, что деньги эти пойдут не на зарплаты. Деньги, которые придут в регионы, нужно будет направлять на обновление школ, ремонт, закупку оборудования и так далее. И уже за счет высвободившихся средств субъекты федерации должны будут повысить заработок учителей.

Так, по словам Александра Кондакова, в сегодняшних школах каждый кабинет необходимо оборудовать автоматизированным рабочим местом учителя, такими же — хотя бы по одному на двух-четырех человек — для учащихся, и интерактивной доской.

Выходит, таких уж кардинальных изменений в обучении первоклашек ждать не приходится. ФГОС для «началки» — скорее комплекс мер, призванных сделать учебу детей более приятной, интересной и комфортной. Куда более серьезные перемены коснутся старшей школы, новые стандарты для 9 — 11 классов обсуждают до сих пор. Внедрять их планируют с 1 сентября 2013 года, и разработчики подчеркивают, что у них еще есть время, чтобы найти оптимальный вариант.

Надо отметить, что в Челябинской области новые ФГОС для начальной школы апробируют уже четвертый год. С этого года они станут обязательными для всех.

 

Источник: Единое окно доступа к образовательным ресурсам

 


 



Вернуться к списку новостей

Обсуждение закрыто.

Владимир Путин:

" Очень жаль, что у нас исчезли некоторые специализированные школы, которые искали талантливых ребят по всей стране и готовили их по особой программе..."

Источник

Андрей Воробьев, губернатор МО:

"Для нас очень важно, чтобы школы Подмосковья были лучшими в стране и ребята здесь получали достойное образование, реализовывались и творили на благо нашей страны. Здесь великолепный директор школы, потрясающий преподавательский состав. По рейтингу подмосковных школ – Физтех-лицей один из лидеров региона."

Игорь Агамирзян:

"Наконец-то, «Физтех-лицей» получил замечательное новое здание. К тому же, ему присвоили имя великого человека и ученого Петра Капицы. Сегодня МФТИ обзавелся новым источником для своей кадровой базы, а Московская область — новым центром притяжения для талантливых детей, с которых все начинается."

Константин Новоселов, Нобелевский
лауреат:

"Я по-хорошему завидую вам, сегодняшним лицеистам, и вашим родителям, потому что у вас есть возможность учиться у самых лучших преподавателей и студентов МФТИ. Близость к Физтеху и близость к живой науке дают колоссальные возможности. Вы будете учиться передовым знаниям в прекрасно оборудованных экспериментальных классах».

Н.В.Карлов, ректор МФТИ 1987-97 г.г.

Мы задумывали сделать такую школу, где и работать и учиться будет трудно, но интересно, где будет царить дух Физтеха.
А «Физтех» означает думать творчески…
«Физтех» означает вечное стремление к совершенству во всем

Из книги «Я – Физтех»


Все отзывы
  • Подписаться на рассылку

    * Это поле обязательно
  • Ваши предложения и комментарии Вы можете направить по адресу info@go2phystech.ru