Фонд Развития Физтех Лицея

13 октября 2010
Олейникова: обучение в течение всей жизни повысит мобильность на рынке

Российская экономика предъявляет образовательной сфере новые условия существования. В частности, особого внимания заслуживает обучение взрослых. Как известно, идея «учиться всю жизнь» родилась на Западе и там успешно реализуется, обеспечивая человеку мобильность на рынке труда независимо от его возраста. О ситуации в России рассказывает в интервью РИА Новости директор Центра изучения проблем профессионального образования, вице-президент Международной ассоциации профессионального образования (IVETA) Ольга Олейникова.


© Фото: ГУ-ВШЭ

— Ольга Николаевна, в последние годы все чаще звучит мысль о том, что учиться нужно всю жизнь. Почему?

— В условиях развития общества, основанного на знаниях, это необходимость. Технологии обновляются, меняется организация труда, и люди на предприятиях должны адаптироваться к изменениям, обновляя свои умения и компетенции. Полученного один раз диплома на всю жизнь недостаточно не только для того, чтобы строить карьеру, но и чтобы просто оставаться востребованным на рынке труда.

Есть и вторая причина: демографический спад. Вряд ли инновационную экономику может «поднять на себе» относительно скромная по численности армия подрастающего поколения – при сохранении у всего оставшегося населения прежнего уровня профессиональных квалификаций.

В России словосочетание «обучение в течение всей жизни» до сих пор воспринимается в значительной степени либо как лозунг, либо как синоним непрерывного профессионального образования. Попытки формирования целостной современной национальной стратегии развития образования остаются пока безуспешными.

— Что же в таком случае следует понимать под обучением в течение всей жизни?

— Концепция предполагает три типа обучения. Формальное – структурированное с точки зрения целей и продолжительности обучения, его получают в учебных заведениях, и оно подтверждается неким сертификатом. Неформальное – также структурированное по целям и подтверждаемое официальным документом, приобретается на различных курсах и на рабочем месте. Спонтанное – осуществляемое повседневно, связанное с работой, жизнью в семье или проведением досуга, не структурированное с точки зрения целей и продолжительности. В экономике знаний в свете роста возможностей виртуального обучения все большее значение приобретают неформальное и спонтанное образование.

Профессиональное образование всех уровней у нас не всегда отвечает целям потребителей образовательных услуг. Плюс у нас нет системы признания результатов полученного обучения, независимо от форм, сроков и места его освоения. Часто люди, научившиеся что-либо делать, не могут получить доступ к рабочим местам из-за отсутствия у них официального сертификата. Нужно решить эту проблему.

— Каким же образом могут быть подтверждены знания и умения, полученные в ходе неформального и спонтанного обучения?

— С помощью сертификационных центров наподобие тех, в каких сегодня принимаются экзамены на знание иностранных языков.
Отсутствие таких центров во многом связано с отсутствием профессиональных стандартов и национальной рамки квалификаций, описывающей требования к уровням квалификации. Попытки ее разработки предпринимались, но до сих пор приемлемой рамки квалификаций, сопоставимой с европейской, у нас нет.

Убеждена, все это должно быть прописано в новом законе об образовании, но в его проекте об этом пока не говорится ни слова.

— Несколько лет назад Центр изучения проблем профессионального образования совместно с коллегами из Ирландии реализовывал проект «Обучение взрослого населения». Расскажите об этом опыте.

— Освоив необходимые методики исследования потребностей рынка труда, колледжи — участники проекта — разработали соответствующие модульные программы. В Воронеже – программу по переобучению отставных военных в области технологий обеспечения безопасности помещений, в Рязани – по подготовке домашних воспитателей (на тот момент в городе было много безработных учителей). Одновременно учебные заведения освоили новые маркетинговые стратегии и методы обучения взрослого населения.

— То есть, чтобы переобучать граждан, преподавателям колледжей тоже пришлось повысить квалификацию. Во многих ли учебных заведениях могут это сделать самостоятельно?

— Едва ли. Им необходимо научиться выявлять спрос на образовательные программы и разрабатывать их, осваивать андрагогику – педагогику обучения взрослых. Многое из этого не может быть осуществлено без внешней помощи, а значит, без дополнительных затрат.

Тем не менее, развитие конкурентной среды на российском образовательном рынке приведет к тому, что любое учебное заведение будет вынуждено научиться всему тому, от чего будет зависеть его конкурентоспособность.

— Что может быть сделано государством, чтобы обучение в течение всей жизни стало нормой?

— Должна быть принята соответствующая стратегия, к созданию которой были бы привлечены все заинтересованные стороны: государство, граждане, бизнес. В стратегии должно быть обозначено распределение ролей и ответственности, нормативно-правовое регулирование и обязательства по инвестициям в данную сферу образовательной деятельности.

 

Источник: РИА Новости

 


 



Вернуться к списку новостей

Обсуждение закрыто.

Владимир Путин:

" Очень жаль, что у нас исчезли некоторые специализированные школы, которые искали талантливых ребят по всей стране и готовили их по особой программе..."

Источник

Андрей Воробьев, губернатор МО:

"Для нас очень важно, чтобы школы Подмосковья были лучшими в стране и ребята здесь получали достойное образование, реализовывались и творили на благо нашей страны. Здесь великолепный директор школы, потрясающий преподавательский состав. По рейтингу подмосковных школ – Физтех-лицей один из лидеров региона."

Игорь Агамирзян:

"Наконец-то, «Физтех-лицей» получил замечательное новое здание. К тому же, ему присвоили имя великого человека и ученого Петра Капицы. Сегодня МФТИ обзавелся новым источником для своей кадровой базы, а Московская область — новым центром притяжения для талантливых детей, с которых все начинается."

Константин Новоселов, Нобелевский
лауреат:

"Я по-хорошему завидую вам, сегодняшним лицеистам, и вашим родителям, потому что у вас есть возможность учиться у самых лучших преподавателей и студентов МФТИ. Близость к Физтеху и близость к живой науке дают колоссальные возможности. Вы будете учиться передовым знаниям в прекрасно оборудованных экспериментальных классах».

Н.В.Карлов, ректор МФТИ 1987-97 г.г.

Мы задумывали сделать такую школу, где и работать и учиться будет трудно, но интересно, где будет царить дух Физтеха.
А «Физтех» означает думать творчески…
«Физтех» означает вечное стремление к совершенству во всем

Из книги «Я – Физтех»


Все отзывы
  • Подписаться на рассылку

    * Это поле обязательно
  • Ваши предложения и комментарии Вы можете направить по адресу info@go2phystech.ru