Фонд Развития Физтех Лицея

Бондарев Иван , 4 класс

Наставники А.С. Пушкина в лицее

Руководитель: Балыкова В. Б.

Царскосельский лицей особенное и единственное в своем роде учебное заведение. Император Александр предполагал поместить в новое учебное заведение своих братьев – Николая (будущего императора) и Михаила, однако императрица не допустила такой близости коронованных наследников к обычным смертным, и в лицее обучались дети небогатых и неименитых родителей. . Программа лицея была очень пестрая. Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как нибудь (из «Евгения Онегина») Первоначально она была рассчитана на курс, равный университетскому, и была разнообразна и энциклопедична (включая и греческий язык, и химию, и астрономию). Курс разделялся на трехлетний начальный и трехлетний окончательный . Начальный включал русский, латинский, французский и немецкий языки, основы закона Божия, нравственной философии и логики, арифметики, алгебры, тригонометрии, физики, историю российскую и иностранную, географию, хронологию, риторику и изящные искусства и гимнастические упражнения. В программе окончательного курса, кроме перечисленных предметов, имелись право естественное, публичное, гражданское, история церкви, ифика (или наука нравов), политическая экономия, геометрия, статика, гидравлика, артиллерия, фортификация, археология, статистика, история философии, нумизматика, эстетика, история изящных искусств… Подбор профессоров и педагогов. Первого директора Василия Федоровича Малиновского рекомендовал видный реформатор Сперанский. . Методика воспитания была рассчитана на то, чтобы приучить юношество к самостоятельному мышлению, независимости поступков. Лицей воспитывал и укреплял чувство человеческого достоинства, дух чести и товарищества, отвращение к холопству, чинопочитанию, составлявшие вместе особый «лицейский дух», на всю жизнь запомнившийся лицеистам. Царскосельский лицей был первым в своем роде учебным заведением, Александр был воспитанником первого выпуска, отсюда – все особенности обучения и полученного образования. Наставники Александра в лицее – «передовые люди своего времени на учебном поприще» (по словам П.В.Анненкова). Александр Петрович Куницын, профессор права, логики, психологии, этики, был вероятно, самым выдающимся талантливым из лицейских профессоров. В своих лекциях Куницын говорил о равенстве всех перед лицом закона, о различных формах правления, о правах и обязанностях правительств и правителей, о роли народа в выборе правителя. Кошанский – профессор российской словесности, по которой у Пушкина были отличные оценки. Он отлично знал античный мир и увлекательно рассказывал о Древней Греции и Риме. Однако на уроках русской словесности руководствовался старомодными правилами, предпочитал высокий стиль простому разговорному языку. И.К. Кайданов – преподаватель истории и географии, которыми Пушкин охотно занимался. Давид Иванович де Будри – преподаватель французской литературы, был родным братом Жана Поля Марата, о котором много рассказывал. Пушкин показывал отличные превосходные успехи во французском и считался одним из первых учеников. Алексей Николаевич Иконников – гувернер, внук знаменитого актера Дмитриевского, он любил театр и писал пьесы, которые разыгрывались лицеистами. Сергей Гаврилович Чирков – гувернер и учитель рисования – прекрасно воспитанный и образованный человек, с тонким тактом и поэтическими наклонностями. Василий Федорович Малиновский – первый Директор, вдохновитель и организатор лицейской системы воспитания; его смерть в 1814 г. тяжело переживали. Егор Антонович Энгельгардт – второй Директор, очень образованный человек, опытный педагог. Теппер де Фергюссон – учитель музыки и пения, человек обширных познаний и блестящего музыкального дарования и вдохновенности, в доме которого на музыкальных и танцевальных вечерах очень любил бывать Пушкин. Поэт Жуковский. Жуковский познакомился со стихами Александра у его дяди Василия Львовича, а потом сам приехал в Царское Село, и завязалась дружба. Они читали друг другу свои стихи, и именно Жуковского Пушкин называл своим учителем. Жуковский ничего не навязывал своему младшему товарищу, а только советовал побольше читать, учиться, сам привозил ему книги и журналы, укреплял веру в себя. Система воспитания Лицея, его профессора, преподаватели, гувернеры, директора, а также люди, с которыми он познакомился в Лицее, сыграли огромную роль в развитии и образовании Александра, формировании его личности и становлении его как поэта.

Вернуться к списку тезисов

Обсуждение закрыто.

Владимир Путин:

" Очень жаль, что у нас исчезли некоторые специализированные школы, которые искали талантливых ребят по всей стране и готовили их по особой программе..."

Источник

Андрей Воробьев, губернатор МО:

"Для нас очень важно, чтобы школы Подмосковья были лучшими в стране и ребята здесь получали достойное образование, реализовывались и творили на благо нашей страны. Здесь великолепный директор школы, потрясающий преподавательский состав. По рейтингу подмосковных школ – Физтех-лицей один из лидеров региона."

Игорь Агамирзян:

"Наконец-то, «Физтех-лицей» получил замечательное новое здание. К тому же, ему присвоили имя великого человека и ученого Петра Капицы. Сегодня МФТИ обзавелся новым источником для своей кадровой базы, а Московская область — новым центром притяжения для талантливых детей, с которых все начинается."

Константин Новоселов, Нобелевский
лауреат:

"Я по-хорошему завидую вам, сегодняшним лицеистам, и вашим родителям, потому что у вас есть возможность учиться у самых лучших преподавателей и студентов МФТИ. Близость к Физтеху и близость к живой науке дают колоссальные возможности. Вы будете учиться передовым знаниям в прекрасно оборудованных экспериментальных классах».

Н.В.Карлов, ректор МФТИ 1987-97 г.г.

Мы задумывали сделать такую школу, где и работать и учиться будет трудно, но интересно, где будет царить дух Физтеха.
А «Физтех» означает думать творчески…
«Физтех» означает вечное стремление к совершенству во всем

Из книги «Я – Физтех»


Все отзывы
  • Подписаться на рассылку

    * Это поле обязательно
  • Ваши предложения и комментарии Вы можете направить по адресу info@go2phystech.ru