Фонд Развития Физтех Лицея

12 июля 2012
Мокринский: крупным школам проще удовлетворить интересы детей

Объединение школ в Москве вызывает в острую общественную критику. Доходит до открытых протестов. Высказываются учителя и родители. Есть ли преимущества у крупных школ? О ситуации в интервью РИА Новости рассказывает директор столичного лицея №1535 Михаил Мокринский.

— Михаил Геннадьевич, зачем нужно объединять школы?

— Крупным школам проще удовлетворить разнообразные запросы детей, у них больше возможностей. В небольших чаще бывает так: к концу 9-го года обучения школа — с учетом преподавательского состава, оборудования и прочего — предлагает учащимся 2-3 «профильных» класса. Например, естественнонаучный, физико-математический и еще один — «универсальный». Учебное заведение стремится оставить у себя максимум детей. Даже и не столько ради прагматики финансирования, а просто они свои, в них вложены труд, душа. И юным гуманитариям будут навязывать не выбор, а его отсутствие: выбирать придется между, допустим, физико-математическим классом, где и учителя получше, и настрой на учебу, и третьим, «никаким» классом, где их не будут пичкать ненужной им физикой.

Лучшие возможности для профилизации дает четкое разделение на начальную, основную и старшую школы. Старшая ступень собирает большое число учащихся, вследствие чего хорошо финансируется и может обеспечить реальный выбор профиля. Постсоветская система профильных лицеев, набиравших детей 7-9-го классов, была создана в рамках именно этой логики.

— Тем не менее, родители против «слияний и поглощений», выходят на митинги…

— На мой взгляд, причин тому, что объединения проходят болезненно, по крайней мере, две.

Во-первых, не всегда учитывается специфика школ. Так, берется «слабейшая», то есть наименее наполненная, школа в районе и присоединяется к «сильнейшей» — самой популярной из ближайших по простейшему территориальному принципу. Лежащие на поверхности плюсы для «слабой» школы: обновится система, добавится оборудования, появятся лучшие педагоги, будут больше следить за качеством. Однако при простом территориальном подходе есть большая опасность не учесть всего разнообразия детских и родительских интересов. Ведь в неуспешной, разбалансированной школе могут скрываться удачные нишевые решения, оптимальные для групп учащихся. Могут быть отдельные хорошие профили или отдельные квалифицированные специалисты. При объединении администрация более успешной школы может неверно оценить ситуацию и не учесть интересов довольно значительной группы людей. Поскольку у нас, к сожалению, спокойно отстаивать свои позиции и слушать оппонента мало еще кто умеет, директор объединенной школы может узнать о масштабе проблемы, только когда она превращается в конфликт с привлечением СМИ и чиновников.
Во-вторых — интересы детей могут не всегда совпадать с интересами учителей и отдельных педагогических коллективов.

— Допустим, объединили две школы с принципиально разным контингентом учеников. Что делать — разделить их на обособленные группы?

— В рамках одной школы эту проблему решить сложно. Прежде всего, общество и школа, в том числе, должны честно себе сказать: у нас есть разные дети, и зафиксировать в нормативных документах, программах несколько обобщенных реалистичных моделей учеников, выпускников, учебных процессов. Часто на бумаге учащиеся — это «спортсмены, отличники и просто красавцы», и от книг-то их за уши не оттащишь, и они знают, чего хотят. А это, мягко говоря, не так.
Нужно принять тот факт, что уровни освоения школьной программы у детей — разные. Программы, следовательно, должны быть разных уровней. Один ученик способен самую сложную программу освоить блестяще. Для другого освоение, допустим, русского языка на базовом уровне на «три» — уже достижение. Соответственно, нужен более дифференцированный подход.

Наконец, если мы хотим делегировать школе полномочия по социализации, нужно позволить ей быть честной. В частности, разрешить ставить «двойки» и не пытаться наказывать ее за неуспешность учеников. «Неуды» — отражение реальности.

— А нельзя ли решить все названные проблемы, не прибегая к объединению школ, если процесс этот столь болезненный?

—  Проблем стало бы значительно меньше, если бы удалось наладить сетевое взаимодействие между школами. К сожалению, по моему опыту, у нас это очень сложно. В большинстве школ — сложившиеся рабочие коллективы, где установился более или менее устраивающий всех порядок. Любые изменения неизбежно приведут к серьезному ущемлению интересов той или иной части коллектива, поэтому какую форму сотрудничества более успешная школа ни предложит, полного согласия все равно, скорее всего, не будет.

Есть другой вариант, использующийся, скажем, в Великобритании, — дать неуспешной школе повышенное финансирование для перехода на новую образовательную политику и жестко контролировать ее в «переходный период». Но у нас это тоже вряд ли пойдет. Люди не привыкли ни к проектной работе в жестких временных и юридических рамках, ни к соответствующему формату внешнего контроля-сотрудничества. Так что, боюсь, серьезных альтернатив укрупнению школ пока нет.

Источник: РИА Новости


 



Вернуться к списку новостей

Обсуждение закрыто.

Владимир Путин:

" Очень жаль, что у нас исчезли некоторые специализированные школы, которые искали талантливых ребят по всей стране и готовили их по особой программе..."

Источник

Андрей Воробьев, губернатор МО:

"Для нас очень важно, чтобы школы Подмосковья были лучшими в стране и ребята здесь получали достойное образование, реализовывались и творили на благо нашей страны. Здесь великолепный директор школы, потрясающий преподавательский состав. По рейтингу подмосковных школ – Физтех-лицей один из лидеров региона."

Игорь Агамирзян:

"Наконец-то, «Физтех-лицей» получил замечательное новое здание. К тому же, ему присвоили имя великого человека и ученого Петра Капицы. Сегодня МФТИ обзавелся новым источником для своей кадровой базы, а Московская область — новым центром притяжения для талантливых детей, с которых все начинается."

Константин Новоселов, Нобелевский
лауреат:

"Я по-хорошему завидую вам, сегодняшним лицеистам, и вашим родителям, потому что у вас есть возможность учиться у самых лучших преподавателей и студентов МФТИ. Близость к Физтеху и близость к живой науке дают колоссальные возможности. Вы будете учиться передовым знаниям в прекрасно оборудованных экспериментальных классах».

Н.В.Карлов, ректор МФТИ 1987-97 г.г.

Мы задумывали сделать такую школу, где и работать и учиться будет трудно, но интересно, где будет царить дух Физтеха.
А «Физтех» означает думать творчески…
«Физтех» означает вечное стремление к совершенству во всем

Из книги «Я – Физтех»


Все отзывы
  • Подписаться на рассылку

    * Это поле обязательно
  • Ваши предложения и комментарии Вы можете направить по адресу info@go2phystech.ru