Фонд Развития Физтех Лицея

16 января 2013
Минкультуры опубликовало список 100 фильмов для школьников

Инициатива Никиты Михалкова ввести в школах курс кинообразования, призванный наряду с уроками литературы формировать эстетические взгляды детей, — в первые дни Нового года получила продолжение. На сайте Министерства культуры размещен список из ста фильмов, которые рекомендованы для просмотра в школах.

С осени прошлого года в Интернете — и на сайте Минкультуры, и на сайтах многих СМИ — шло активное обсуждение этой идеи. Люди писали о том, какие фильмы необходимо включить в этот список. Одновременно возникло множество вопросов: где взять такое количество квалифицированных преподавателей, так хорошо знающих киноискусство и его историю, где добыть необходимое техническое оборудование, кто возьмет на себя тиражирование рекомендованных фильмов? Найдутся ли немалые средства, необходимые для всего этого? А главное — как «раздвинуть» и без того перегруженное расписание школьников, чтобы найти время и для коллективного просмотра картин, и для их серьезного обсуждения? Чем в этом расписании можно еще пожертвовать, если и так до предела ужаты уроки литературы, музыки, рисования? И стоит ли жертвовать?

Cписок фильмов, которые рекомендованы к просмотру в школах

Вопросы резонные. Особенно неясной кажется проблема педагогов: знатоков кино, способных работать с детьми, для всех школ не хватит даже в Москве и крупнейших мегаполисах, не говоря о бесчисленных малых городах и поселках, где живет значительная часть населения России.

Вопросы представлялись столь серьезными, что никто пока не рискнул дать на них сколько-нибудь внятный ответ. Но без такой ясности самые благие пожелания нереалистичны и потому бесперспективны.

Есть вопросы и к опубликованному списку. Первый и главный: стоит ли вновь городить непроходимые барьеры между историей российского и мирового кино? Ведь поначалу в этих пожеланиях имена Феллини или Куросавы фигурировали рядом с именами Эйзенштейна, Ромма или Калатозова. И это правильно, потому что без понимания художественных идей на глобальном уровне невозможно научиться «читать» само это искусство — кино. Минкультуры, правда, обещает, оформив юридические тонкости, предложить список еще из сотни фильмов — зарубежных. Но тогда проблема реалистичности идеи станет еще острее: двести фильмов — это, навскидку, примерно неделя непрерывного, без сна и обеда, просмотра, — ее уж точно никто не найдет.

В опубликованном списке очень — возможно, слишком — ощутимо влияние сугубо академического киноведения. Да, конечно, хорошо бы школьникам охватить своим вниманием все наше кино, начиная с его первых шагов. Да, любопытно посмотреть, с каких азов начиналась, скажем, наша анимация. И все-таки включать в список рекомендованных картины Старевича, Перестиани или даже «Понизовую вольницу» — самую первую немую ленту, имеющую чисто музейное значение, в ущерб многим шедеврам мирового кино, кажется, не слишком рационально. Такой чрезмерно «научный» подход способен засушить идею на корню.

Да и отечественные фильмы в списке подобраны скорее по признаку формального «представительства» от крупнейших течений и имен нашего кинематографа, чем согласно их социальной роли, способности вернуть детям ощущение истории не кино, а — страны и общества. Отлично, если ребята посмотрят «Обыкновенный фашизм» и «Покаяние». Но почему в списке есть «Морозко», — сказка, которую дети и так смотрят по ТВ, но нет, скажем, важнейших для своего времени фильмов «Тема» и «Прошу слова» Панфилова? И нужно ли для формального знания истории кино обязательно смотреть «Месть кинематографического оператора» или «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков», но не смотреть, скажем, «Плюмбум» Вадима Абдрашитова — «подростковую» картину, которая со временем становится только актуальнее? И не отвратит ли от Пушкина фильм 1916 года «Пиковая дама», который, хоть и снят самим Протазановым, но смотреть трудно даже искушенному любителю раритетов?

Вообще, такой «историографический» подход кажется наименее плодотворным, если мы хотим учить детей «считывать» с экрана не достоинства монтажа, а тот общественный посыл, которым рождены лучшие фильмы. Кино, конечно, предстает в своем развитии, но оно здесь не воспринимается как способ осмысления общественных процессов и человеческих отношений. И в этом смысле совершенно невероятным представляется тот факт, что последний по времени фильм в списке снят в 90-х, и что в нем полностью отсутствует современное кино. Конечно, школьники и без помощи взрослых успешно и навсегда портят свои вкусы просмотром какого-нибудь «Того самого Карлосона», но хорошо бы, в противовес, показать им «Возвращение» и «Елену » Андрея Звягинцева, и современное прочтение «Бориса Годунова» в фильме Владимира Мирзоева, и картины Алексея Попогребского, и «Искупление» Александра Прошкина, и «Орду» Прошкина-младшего, и «Анну Каренину» Сергея Соловьева…

Пока обнародованный Министерством культуры список, хоть и содержит много важных и необходимых в таком деле названий, страдает формальностью и, я бы сказал, музейностью. В таком собрании фильмов не чувствуется движения никакой мысли, кроме историографической, и нет иного подхода, кроме архивного. Такое ощущение, что его составляли, бесстрастно перебирая карточки каталогов, но без той живой любви к живому искусству, научить которой мы надеемся школьников.

Конечно, когда-то нужно делать первый шаг. Будем считать, что он сделан — на уровне еще совсем не обдуманной, но уже — идеи. Пора перейти к обсуждению способов ее воплощения, и «РГ» приглашает практиков кино и школ принять в этом обсуждении живое участие.

Источник: Единое окно доступа к образовательным ресурсам


 



Вернуться к списку новостей

Обсуждение закрыто.

Владимир Путин:

" Очень жаль, что у нас исчезли некоторые специализированные школы, которые искали талантливых ребят по всей стране и готовили их по особой программе..."

Источник

Андрей Воробьев, губернатор МО:

"Для нас очень важно, чтобы школы Подмосковья были лучшими в стране и ребята здесь получали достойное образование, реализовывались и творили на благо нашей страны. Здесь великолепный директор школы, потрясающий преподавательский состав. По рейтингу подмосковных школ – Физтех-лицей один из лидеров региона."

Игорь Агамирзян:

"Наконец-то, «Физтех-лицей» получил замечательное новое здание. К тому же, ему присвоили имя великого человека и ученого Петра Капицы. Сегодня МФТИ обзавелся новым источником для своей кадровой базы, а Московская область — новым центром притяжения для талантливых детей, с которых все начинается."

Константин Новоселов, Нобелевский
лауреат:

"Я по-хорошему завидую вам, сегодняшним лицеистам, и вашим родителям, потому что у вас есть возможность учиться у самых лучших преподавателей и студентов МФТИ. Близость к Физтеху и близость к живой науке дают колоссальные возможности. Вы будете учиться передовым знаниям в прекрасно оборудованных экспериментальных классах».

Н.В.Карлов, ректор МФТИ 1987-97 г.г.

Мы задумывали сделать такую школу, где и работать и учиться будет трудно, но интересно, где будет царить дух Физтеха.
А «Физтех» означает думать творчески…
«Физтех» означает вечное стремление к совершенству во всем

Из книги «Я – Физтех»


Все отзывы
  • Подписаться на рассылку

    * Это поле обязательно
  • Ваши предложения и комментарии Вы можете направить по адресу info@go2phystech.ru