Фонд Развития Физтех Лицея

12 февраля 2015
Между школой и вузом. ЕГЭ в этом году пройдёт в новом формате

Выпускные экзамены в самарских школах начались в этом году рано. Уже в декабре 11-классники, впервые за много лет, написали итоговое сочинение по литературе. А 14 февраля желающие досрочно сдадут первый госэкзамен в этом году географию. Чтобы обсудить изменения в проведении ЕГЭ, еженедельник «АиФ в Самаре» собрал ведущих экспертов в области образования.

Но разговор на круглом столе, который состоялся 4 февраля, получился шире: чего не хватает современным школьникам для успешного поступления в вузы и для обучения в них.

Мы ждём перемен

В 2015 г. ЕГЭ в Самаре будут сдавать уже в пятнадцатый раз. «Юбилейный» Единый государственный экзамен претерпел немало изменений. Так, например, в этом году школьники будут сдавать математику на двух уровнях — базовом и профильном. Уже сегодня это новшество вызывает немало вопросов. Эксперты пояснили, кому удобны такие изменения:

— Сдавать математику на профильном уровне должны будут все абитуриенты, у которых предмет входит в число обязательных экзаменов для поступления на специальность. Базовый уровень сдаётся только для оценки в аттестат. Сдав предмет на этом уровне, вы просто не сможете предъявить эти результаты вузу, — пояснил проректор по заочному обучению и дополнительному образованию ПГСГА Алексей Щелков.

Кроме того, выпускникам нужно помнить, что, «завалив» предмет на профильном уровне, пересдать его в 2015 г. они смогут только на базовом. И в таком случае о поступлении на выбранную специальность придётся забыть.

Не меньше вопросов вызывает и итоговое сочинение, за которое самарские вузы смогут начислять наиболее удачливым выпускникам дополнительные баллы. Отсканированные тексты будут доступны в электронном виде, и лучшие из них смогут принести поступающим до 10 дополнительных баллов. Конечно, особенно заинтересованы в этом гуманитарные факультеты. Однако пока система учета этих работ совершенно не ясна.

— По сути, мы должны будем прочитать все сочинения за те несколько дней, что проходят между окончанием приёма документов и объявлением результатов. Не представляю, как это возможно, ведь у нас даже преподавателей нет для проверки, — поделился сомнениями ответственный секретарь приёмной комиссии, начальник управления по формированию контингента СГАУ Сергей Горяйнов.

Кроме того, до 1 марта 2015 г. все выпускники должны выбрать, какие экзамены они будут сдавать. Определиться к этому сроку нужно и выпускникам прошлых лет, которые наравне с 11-классниками будут штурмовать стены самарских вузов.

14 же февраля пройдёт досрочный экзамен по географии, сдать который смогут ученики прошлых лет и десятиклассники, которые решили пройти тестирование, пока знания не «выветрились» из головы (курс географии заканчивается в 10-м классе).

Школа — не аквариум

Изменения в формате ЕГЭ-2015, видимо, связаны с печальными результатами прошлого года. Баллы выпускников тогда оказались такими низкими, что государство было вынуждено понизить минимальный показатель по русскому языку и математике, чтобы спасти аттестаты 20% 11-классников, которые не преодолели минимальный порог. Правда, результаты Самарской области оказались значительно выше, чем в среднем по России. Так, если средний балл по русскому языку в 2014 г. по стране составил 62,7, то по нашей области — 67,7. Выше были баллы и по остальным предметам. Однако общее снижение успеваемости школьников коснулось и 63-го региона. И, по мнению специалистов, вряд ли в этой тенденции виновата школа.

Как заметила Светлана Джаджа, кандидат педагогических наук, проректор по учебно-методической работе Самарского института повышения квалификации работников образования, «современная школа — открытая система, а вовсе не аквариум, в котором выращивают ребёнка с нужными навыками. Безусловно, в последние годы снижается мотивация к обучению, но разве это вина педагогов? Дети много лет видят, что хорошие оценки не гарантируют успеха в жизни, и выстраивают свою систему ценностей».

Для тех, кто хочет достойно сдать ЕГЭ, большинство самарских университетов открывают подготовительные курсы, где не только учат решать тесты, но и знакомят с вузовской системой образования, которая сильно отличается от школьной. Правда, популярность таких курсов пока невысока: большинство самарских школьников предпочитают заниматься с индивидуальными репетиторами. Более того, зачастую игнорируют курсы и те, кого на них готовы учить бесплатно.

— При нашем вузе уже несколько лет работают бесплатные курсы для молодых матерей. Поступить туда могут женщины до 23 лет, которых мы за счёт бюджета готовим к сдаче ЕГЭ, — заметил ответственный секретарь приёмной комиссии, начальник управления по формированию контингента СамГУ Игорь Мокраусов. — И каждый год мы наблюдаем недобор. Поступающие на курсы хотят гарантий своего поступления в вуз, но таких гарантий при системе ЕГЭ им никто не даст. Здесь только помогут подготовиться к экзамену, чтобы поступить на любую специальность на общих основаниях.

Страдают от недобора и бесплатные подготовительные курсы при ПГСГА, куда принимают представителей льготных категорий (это дети-сироты, дети-инвалиды и др.).

Приходиться доучивать

Недовольны вузовские преподаватели и уровнем знаний поступающих. Студенты даже с высокими баллами зачастую не знают базовых понятий. Практически в любом университете первокурсников приходится доучивать.

— Работу на первом курсе мы часто вынуждены начинать с понятия точки в пространстве. А некоторых студентов приходится чуть ли не учить чертить круг. И это при том, что программа бакалавриата рассчитана сейчас на четыре года, после которых студент получает диплом. А мы вынуждены тратить год только на то, чтобы доучить первокурсника, чтобы он мог усвоить вузовскую программу, — поделился ответственный секретарь приёмной комиссии СГАСУ Сергей Колесников.

— Количество предметов увеличивается, а это неминуемо ведёт к снижению качества образования, — поддержала преподавателей вузов Светлана Джаджа. — При этом школа теряет важнейшие предметы. Например, сейчас во многих школах не преподают черчение. Мы выступаем за то, чтобы этот предмет вернули в школы: без него невозможно понять тригонометрию, да и техническим вузам приходится учить детей с нуля. Мальчики не могут сколотить табуретку? Так технологии в школах тоже нет. Её заменили информационными технологиями.

Источник: http://www.samara.aif.ru

 


 



Вернуться к списку новостей

Обсуждение закрыто.

Владимир Путин:

" Очень жаль, что у нас исчезли некоторые специализированные школы, которые искали талантливых ребят по всей стране и готовили их по особой программе..."

Источник

Андрей Воробьев, губернатор МО:

"Для нас очень важно, чтобы школы Подмосковья были лучшими в стране и ребята здесь получали достойное образование, реализовывались и творили на благо нашей страны. Здесь великолепный директор школы, потрясающий преподавательский состав. По рейтингу подмосковных школ – Физтех-лицей один из лидеров региона."

Игорь Агамирзян:

"Наконец-то, «Физтех-лицей» получил замечательное новое здание. К тому же, ему присвоили имя великого человека и ученого Петра Капицы. Сегодня МФТИ обзавелся новым источником для своей кадровой базы, а Московская область — новым центром притяжения для талантливых детей, с которых все начинается."

Константин Новоселов, Нобелевский
лауреат:

"Я по-хорошему завидую вам, сегодняшним лицеистам, и вашим родителям, потому что у вас есть возможность учиться у самых лучших преподавателей и студентов МФТИ. Близость к Физтеху и близость к живой науке дают колоссальные возможности. Вы будете учиться передовым знаниям в прекрасно оборудованных экспериментальных классах».

Н.В.Карлов, ректор МФТИ 1987-97 г.г.

Мы задумывали сделать такую школу, где и работать и учиться будет трудно, но интересно, где будет царить дух Физтеха.
А «Физтех» означает думать творчески…
«Физтех» означает вечное стремление к совершенству во всем

Из книги «Я – Физтех»


Все отзывы
  • Подписаться на рассылку

    * Это поле обязательно
  • Ваши предложения и комментарии Вы можете направить по адресу info@go2phystech.ru