Фонд Развития Физтех Лицея

13 ноября 2010
Любимов: реформу школ Москвы надо начинать с переподготовки учителей

11 ноября состоялось первое заседание коллегии Департамента образования Москвы, которое провел его новый руководитель, бывший замминистра образования РФ Исаак Калина. Своими впечатлениями в интервью РИА Новости поделился член коллегии Департамента образования, заместитель научного руководителя ГУ-ВШЭ, профессор Лев Любимов.


© Фото предоставлено ГУ-ВШЭ

— Лев Львович, каковы ваши впечатления от заседания коллегии?

— Заседание сначала проходило в том формате, который существовал при прежнем руководителе департамента Ольге Ларионовой. Сначала делает доклад начальник городского уровня, потом тему продолжает его заместитель, потом подчиненный ему же чиновник окружного уровня и так далее. На одной из коллегий я как-то по-профессорски заметил, что в академическом сообществе принято, чтобы при обсуждении темы, помимо докладчика, выступали еще и его оппоненты. Ольга Ларионова ответила: "У нас тут не академики, а власть". К сожалению, не удалось донести, что любая демократическая власть предполагает систему сдержек и противовесов и уж, по крайней мере, учитывает мнение экспертного сообщества.

Вчера на коллегии в этом старом формате обсуждалось развитие ученического самоуправления в школах Москвы. Выслушали доклад заместителя руководителя департамента, и я задал вопросы: "В чем состоит объект этого управления? Кем и чем управляют? Какова цель? Как можно измерить результаты?" "Как эта деятельность вбирает в себя соответствующие компоненты (знаниевые и другие) из основной образовательной программы школы?" Исаак Иосифович Калина деликатно предложил считать эти вопросы моим выступлением, не обязывая докладчика отвечать на них.

Затем доклад сделал одиннадцатиклассник — председатель городского ученического совета из одной московской школы, бойкий такой юноша. Едва ли не главная его мысль заключалась в том, что основное чаяние школьников – стать успешными. Я его спросил: "А не хотите ли вы быть гражданами? Не хотите быть патриотами, законопослушными, добрыми, с крепкой любовью "к родному пепелищу?" Ведь тема самоуправления — это как раз о воспитании гражданственности, а не о примитивном утилитаризме.

— А как на это среагировал Исаак Калина?

— Он выслушал все выступления – после основных докладчиков выступали еще несколько человек с короткими, формальными, полными декларациями об успехах сообщениями – и предложил в течение ближайшей недели обсудить тему в дистанционном режиме, по электронной почте, и совместно переработать проект решения. А второй вопрос, который был вынесен на коллегию, — о реализации в Москве президентской образовательной инициативы "Наша новая школа" — пока снять с повестки дня, также обсудить материалы для коллегии в дистанционном режиме, а потом принять решение, как проводить открытое обсуждение.

Я такой подход поддерживаю. Если уж ставится какой-то вопрос, значит, нужно обсуждать его с экспертами, а не только с подчиненными тебе же сотрудниками. На мой взгляд, Исаак Калина сразу понял, что такой формат работы коллегии — пустая трата времени и предоставление любому чиновнику шанса докладывать о своих же успехах. Его решение – это отмена данного формата. Никому не нужны отчетные доклады, когда один за другим чиновники поднимаются на трибуну для чтения по бумажке торжественных деклараций об успехах. В пример могу привести опыт ГУ-ВШЭ: человек пятьдесят руководителей разного уровня 3-4 раза в год на 2 дня выезжают за город и обсуждают проблемы университета. Но мы не доклады делаем, а по-настоящему обсуждаем, даже кричим друг на друга!
По итогам заседания Исаак Калина поручил создать рабочую группу, которая будет определять новые механизмы работы коллегии.

— Что, на ваш взгляд, новому руководителю предстоит изменить в московской системе образования?

— При прежнем руководстве система замерла. На нее тратятся такие деньги, что ожидать следовало бы намного больше, чем мы имеем сегодня. Если в Рязани на школьника в среднем тратится 10 тыс. рублей в месяц, то в Москве — 120 тыс. рублей. И я имею право спросить о результатах не сотню элитных школ, а все 1500. Москва может похвастаться десятками школ городского подчинения, где созданы особые условия. А обычные школы? Мы же понимаем, как они работают.

Вот ставится вопрос о "Нашей новой школе" – центральный вопрос, по которому надо утверждать систему мероприятий. А в этом огромном городе, где 1500 школ и 150 тысяч учителей – тех людей и те учебные заведения, которые способны воспринять идеи президентской инициативы, по пальцам можно пересчитать. Ни педагогический корпус, ни школьные администраторы к этому не готовы. Делать надо очень многое, а для этого принимать продуманные, а не парадные решения.

— С чего же начинать?

— Главная позиция – кадры. Нужна их переподготовка, повышение квалификации, причем не в той системе переподготовки учителей, которая действует сегодня. Как в условиях нормативно-подушевого финансирования деньги следуют за школьником, так и за учителем они должны следовать – надо дать ему ваучер на переподготовку, а куда уж он пойдет повышать квалификацию – его дело. Дайте учителю право самостоятельно решить: если он химик, может, он в Менделеевку пойдет или в МГУ. Вместо этого в Москве — классическая советская система, когда все учителя идут в Московский институт открытого образования.

— Как работники московского образования отнеслись к назначению Исаака Калины?

— Они понимают, что он, во-первых, очень опытный человек, а, во-вторых, новый для Москвы человек, и это дает ему преимущества. Он пришел из образовательной среды, которую никогда не покидал. Ему хватило одного часа, чтобы понять, что происходило в Москве последние три года, достаточно деликатно оставить эту эпоху в прошлом. На членов коллегии это произвело вдохновляющее впечатление.

 

Источник: РИА Новости

 


 



Вернуться к списку новостей

Обсуждение закрыто.

Владимир Путин:

" Очень жаль, что у нас исчезли некоторые специализированные школы, которые искали талантливых ребят по всей стране и готовили их по особой программе..."

Источник

Андрей Воробьев, губернатор МО:

"Для нас очень важно, чтобы школы Подмосковья были лучшими в стране и ребята здесь получали достойное образование, реализовывались и творили на благо нашей страны. Здесь великолепный директор школы, потрясающий преподавательский состав. По рейтингу подмосковных школ – Физтех-лицей один из лидеров региона."

Игорь Агамирзян:

"Наконец-то, «Физтех-лицей» получил замечательное новое здание. К тому же, ему присвоили имя великого человека и ученого Петра Капицы. Сегодня МФТИ обзавелся новым источником для своей кадровой базы, а Московская область — новым центром притяжения для талантливых детей, с которых все начинается."

Константин Новоселов, Нобелевский
лауреат:

"Я по-хорошему завидую вам, сегодняшним лицеистам, и вашим родителям, потому что у вас есть возможность учиться у самых лучших преподавателей и студентов МФТИ. Близость к Физтеху и близость к живой науке дают колоссальные возможности. Вы будете учиться передовым знаниям в прекрасно оборудованных экспериментальных классах».

Н.В.Карлов, ректор МФТИ 1987-97 г.г.

Мы задумывали сделать такую школу, где и работать и учиться будет трудно, но интересно, где будет царить дух Физтеха.
А «Физтех» означает думать творчески…
«Физтех» означает вечное стремление к совершенству во всем

Из книги «Я – Физтех»


Все отзывы
  • Подписаться на рассылку

    * Это поле обязательно
  • Ваши предложения и комментарии Вы можете направить по адресу info@go2phystech.ru