Фонд Развития Физтех Лицея

25 октября 2010
Лункин: дети лишь потом поймут, что говорил им учитель о религии

Завершается первый этап апробации школьного курса «Основы религиозных культур и светской этики». В эксперименте приняли участие около 240 тысяч учащихся 4-х и 5-х классов в 19 регионах страны. В интервью РИА Новости итоги эксперимента комментирует директор Института религии и права, старший научный сотрудник Института Европы РАН Роман Лункин.


© Фото: ГУ ВШЭ

— Роман Николаевич, как новый курс принимается в школах, каковы ваши впечатления?

— Я думаю, введение курса стало своеобразным зеркалом восприятия религии в обществе и отношения к православию.
В большинстве регионов около 40-60 процентов учащихся отдали предпочтение курсу «Основы светской этики», тогда как курс «Основы православной культуры» выбрали только около 20-30 процентов школьников. Как выяснилось, даже те, кто называет себя православным, не готовы пристально и глубоко изучать православную веру. Религиозная составляющая, обязательства и правила скорее пугают людей, чем привлекают. Полагаю, Русская православная церковь надеялась на более благоприятные итоги эксперимента – об этом можно судить по болезненной реакции представителей церкви, которые не раз заявляли, что в некоторых регионах при выборе курсов на школьников оказывалось давление.

— Перед началом эксперимента высказывались опасения относительно возможных конфликтов между детьми из-за их разделения…

— Об открытых конфликтах мне не известно. И я считаю, это заслуга педагогических коллективов, что конфликты удается сглаживать – точнее, не доводить до них.

Хотя были жалобы на то, что в школах настаивают на выборе какого-то определенного курса. Публично по этому поводу выступали представители православных епархий, мусульмане, протестанты и ряд других конфессий (фактически не было учтено и мнение неправославных христиан, в том числе старообрядцев, поэтому очевиден вопрос: почему в школах говорят об основах православия, а не вообще христианства?). К нам в Институт религии и права поступали звонки, что детям настойчиво рекомендуют выбрать именно основы православной культуры.

Однако во многих случаях учителя скорее рекомендовали выбирать основы светской этики или основы мировых религий, а родители, естественно, соглашались. Учителей и родителей понять можно: они выбирали то, что не разделяет детей. Но все равно звучали вопросы: кто тут православный? кто мусульманин, иудаист, буддист? А если родители старообрядцы или баптисты?..

Напряжение, возникшее при выборе курса, еще может вылиться в конфликт, когда пройдет время, когда дети осознают свое различие по религиозному принципу.

— Согласно результатам опроса, проведенного в школах-участниках эксперимента, большинство детей отмечают, что новый предмет им нравится.

— Я думаю, рано пока говорить о том, как дети воспринимают курс. Конечно, они будут говорить, что им все нравится – хотя бы потому, что у них появилось что-то новое. И вообще когда взрослые задают детям вопрос, нравится ли им на уроке (все равно каком – математике или русского языка), они скорее ответят да, чем нет. Лучше, конечно, спрашивать об этом у их родителей. Те могут сказать, с интересом ли их ребенок идет на занятия, читает он ли учебники, не разрушились ли отношения в классе из-за того, что все изучают разные веры…

— Подготовка к введению курса проходила в сжатые сроки. Сказалось ли это на преподавании?

— Да, известно о дефиците учебников, методических пособий, книг для учителей – всего того объема литературы и знаний, какой учителя должны были получить и усвоить, прежде чем приступать к такому непростому разговору с детьми.
Часть учебников и методических пособий допечатывалась уже в процессе эксперимента, учителя догоняли и наверстывали то, чего они не успели сделать сначала.

Из-за спешки не был учтен и опыт преподавания основ православной культуры в целом ряде регионов – а он имеется: в Вологодской, Костромской и Владимирской областях есть курс «Истоки», сочетающий в себе изложение православной истории с краеведением. Курс приближен к рассказу об истории родной земли, он в опосредованной форме рассказывает о христианстве, православии.

— Эксперимент будет длиться еще два года. Как может сложиться дальнейшая судьба курса?

— На мой взгляд, в общеобразовательной школе оправданно преподавать курс светской этики и основы мировых религий – эти предметы могут быть обязательными. И это было бы естественным итогом эксперимента, потому как сейчас у всех есть вопросы по поводу шести моделей предмета, особенно конфессиональных. Если уж мы хотим преподавать в школах православную веру, то надо честно сказать об этом — выделить деньги, дать всем неправославным верующим право на свои факультативные занятия в школе, и спокойно преподавать.

 

Источник: РИА Новости


 



Вернуться к списку новостей

Обсуждение закрыто.

Владимир Путин:

" Очень жаль, что у нас исчезли некоторые специализированные школы, которые искали талантливых ребят по всей стране и готовили их по особой программе..."

Источник

Андрей Воробьев, губернатор МО:

"Для нас очень важно, чтобы школы Подмосковья были лучшими в стране и ребята здесь получали достойное образование, реализовывались и творили на благо нашей страны. Здесь великолепный директор школы, потрясающий преподавательский состав. По рейтингу подмосковных школ – Физтех-лицей один из лидеров региона."

Игорь Агамирзян:

"Наконец-то, «Физтех-лицей» получил замечательное новое здание. К тому же, ему присвоили имя великого человека и ученого Петра Капицы. Сегодня МФТИ обзавелся новым источником для своей кадровой базы, а Московская область — новым центром притяжения для талантливых детей, с которых все начинается."

Константин Новоселов, Нобелевский
лауреат:

"Я по-хорошему завидую вам, сегодняшним лицеистам, и вашим родителям, потому что у вас есть возможность учиться у самых лучших преподавателей и студентов МФТИ. Близость к Физтеху и близость к живой науке дают колоссальные возможности. Вы будете учиться передовым знаниям в прекрасно оборудованных экспериментальных классах».

Н.В.Карлов, ректор МФТИ 1987-97 г.г.

Мы задумывали сделать такую школу, где и работать и учиться будет трудно, но интересно, где будет царить дух Физтеха.
А «Физтех» означает думать творчески…
«Физтех» означает вечное стремление к совершенству во всем

Из книги «Я – Физтех»


Все отзывы
  • Подписаться на рассылку

    * Это поле обязательно
  • Ваши предложения и комментарии Вы можете направить по адресу info@go2phystech.ru