Фонд Развития Физтех Лицея

Целевая программа «ЛИЦЕЙ — ВУЗ — ИННОВАТОР»

АЛАШЕЕВ  Юрий Олегович

Координатор программ «Лицей-ВУЗ-Инноватор»

АЛАШЕЕВ Юрий Олегович
8-985 999-8976
yuryalash@gmail.com

Эта программа представляет собой адаптацию системы-физтеха к школьному
образованию. В течение трех последних лет обучения старшеклассники
формируют группы из трех учеников, которые работают над
исследовательским проектом. Для организации этой работы в школе
созданы пять лабораторий, работающих по тем же пяти направлениям, что
выбраны в Сколково в качестве приоритетных областей развития:

  • живые системы
  • информационные технологии
  • космические исследования
  • ядерные исследования
  • высокоэффективная энергетика

Руководят этими лабораториями и работой проектных групп —
студенты-старшекурсники МФТИ; каждая такая лаборатория имеет базовую
кафедру в МФТИ и научного руководителя из числа ученых и
преподавателей университета. Это позволяет школьникам использовать
лабораторную базу МФТИ для своих экспериментов, почувствовать вкус
университетской жизни, приобрести опыт общения со студентами и
преподавателями. Кроме того, по каждому направлению есть
корпорация-партнер, один из лидеров отрасли (ЦВТ Химрар по живым
системам, Яндекс по информационным технологиям и др.). Их участие
дает возможность увидеть, как научные исследования находят
практическое применение в жизни. Благодаря этой программе школьники в
раннем возрасте приобретают навыки, необходимые для успеха в
современном мире. Они учатся работать в команде, учатся работать над
длительным проектом в условиях максимально приближенным к реальным,
осваивают сложные сетевые взаимодействия. Ведь проектная группа
разбросана по трем организациям и состоит из

  • трех школьников
  • студента-руководителя
  • профильного школьного учителя
  • преподавателя МФТИ
  • куратора от компании-партнера

Благодаря этому ученики в процессе работы над проектом имеют
возможность не только приобрести новые знания и выполнить исследование
на высоком, «вузовском» уровне, но и начать осваивать навык работы в
современной, сложно-организованной команде, приобрести первые связи в
инновационной среде, которые потом можно развивать в дальнейшем, в
ВУЗе и по его окончании. О результатах этой работы группы отчитываются
на ежегодной конференции и итоговой статьей по окончании трехлетнего
проекта, который вполне может стать их первой научной публикацией. Мы
видим, что такая работа дает неоценимый вклад в воспитание современных
специалистов, надеемся, что дальнейшая отработка этой программы и ее
распространение на другие школы внесет свою лепту в инновационное
развитие страны.

Информационное письмо Фонда развития Физтех-лицея
по программе Лицей-Вуз-Инноватор
Ноябрь, 2010.

Программа Лицей-ВУЗ-Инноватор является логичным развитием отлично зарекомендовавшей себя научно-практической конференции школьников, ежегодно проводящейся в лицее. Предполагается внедрять программу для старшеклассников, начиная с 9-го класса.

Ученики будут формировать группы из 3 человек для работы над общим научно-практическим проектом. Проект может продолжаться как полгода, оканчиваясь докладом на февральской конференции, так и несколько лет, для более серьезной проработки темы и получения более серьезных результатов. Для руководства группой и будет привлекаться «микрошеф», студент МФТИ, старшекурсник либо аспирант (в идеале – выпускник нашего лицея), которому за эту работу будет выплачиваться стипендия из средств фонда развития физтех-лицея (РФЛ).

Встречи группы с руководителем предполагается проводить в МФТИ, чтобы проводить эксперименты в институтских лабораториях, повысить статус этой работы в глазах учеников, дать ученикам возможность личного общения со студентами и знакомства с атмосферой одного из лучших ВУЗов. Кроме этого, для обеспечения высокого уровня общее руководство проектом будет осуществляться «макрошефом», ученым, преподавателем МФТИ, который будет встречаться с группой трижды: в начале проекта для обсуждения плана, в середине – для контроля ходя проекта, за неделю перед выступлением на конференции – для внесения последних корректировок.

Это программа является распространением традиций образовательной системы-физтеха, заложенных П.Л.Капицей, в применении к школьному образованию. Петр Леонидович считал, что обучение творческому процессу должно обязательно происходить в непосредственном общении мастера и ученика. И была реализована уникальная система, когда студенты, начиная с четвертого курса начинают несколько дней в неделю учиться и работать на базовой кафедре, в реальном научном или исследовательском институте, и имеют «микрошефа», для постоянного контакта, и «макрошефа», для общего руководства обучением и работой студента. Таким образом, обеспечивается процесс обучения творчеству «из рук в руки», и максимально качественная подготовка специалиста к окончанию ВУЗа путем раннего вовлечения его в реальную научную работу.

В результате этого проекта школьники получат:
— опыт работы командой, научатся распределять работу между собой, нести ответственность друг перед другом за выполнение своей части, преодоление разногласий, взаимной поддержки и обучения. Те навыки общения и командной работы без которых немыслим успех в 21-м веке;
— опыт работы над большими и длительными инновационными проектами в реальных условиях, под руководством опытных руководителей;
— опыт общения со студентами и преподавателями МФТИ, которые будут передавать им свой опыт творческой работы в непосредственном общении;
— знакомство с лабораториями и исследовательской работой высокого уровня, творческой атмосферой высшей школы;

Проект полностью соответствует духу всей концепции развития лицея:

— Развивает традиции и самого лицея, перенимая традиции МФТИ, обеспечивая передачу творческого опыта от выпускников лицея, студентов и преподавателей физтеха в раннем юношеском возрасте.

— Способствует возникновению атмосферы творчества и раскрытия талантов.

— Развивает в учениках современные навыки проектной работы, командного взаимодействия и самоорганизации, обучает работе с новейшими технологиями научной и исследовательской работы.

Приглашаем энтузиастов-родителей присоединиться к реализации программы
Лицей-Вуз-Инноватор !!!

Посещение Центра Высоких Технологий «ХимРар»


В этом году стартовала программа Фонда развития Физтех-лицея «Лицей-ВУЗ-Инноватор». Основная идея данной программы заключается в том, чтобы ориентировать одаренных детей не просто на карьеру в области науки и техники, а уже со школы формировать у них активную жизненную позицию, направленную на внедрение новых знаний и технологий, которые могут помочь нашей стране вернуться на передовые позиции в мире по соответствующим направлениям научно-технического прогресса.

Данная программа является логическим развитием уже действующей в лицее программы «Лицей-ВУЗ-Наука», которая реализуется в виде переноса образовательной системы Физтеха (МФТИ) на школьное образование для одаренных детей. Одним из главных элементов программы наряду с регулярными научно практическими конференциями является система «базовых кафедр» для школьников, которые помогают старшеклассникам участвовать в реальном научно-исследовательском и инновационном процессе, еще учась в школе. Все начинается с экскурсий школьников на различные инновационные предприятия, где они не только могут увидеть эксперименты, описанные в учебниках, но и убедиться, что наука возрождается уже в новых рыночных условиях, и современная Россия все больше и больше нуждается в специалистах инженерных профессий и ученых разных отраслей науки.

На днях школьники из Физтех-лицея посетили с экскурсией Центр Высоких Технологий «ХимРар» в Химках. Во время визита ребята увидели современные химические и биологические лаборатории, в которых трудятся сотни ученых химиков, биологов, фармакологов, и познакомились со всем циклом разработки новых лекарств в постгеномную эру, начиная от выбора биомишеней и заканчивая производством пилотных партий лекарственных препаратов для клинических испытаний. Как сказала Елена Сурина, специалист по связям с общественностью ЦВТ «ХимРар» «Мы уже несколько лет практикуем экскурсии школьников в наш центр. Вначале стали приглашать детей наших сотрудников, но замечая, как у ребят загораются глаза, когда они видят реальный химический или биологический эксперимент, мы выделили это направление в отдельную деятельность для всех желающих школ и других общеобразовательных учреждений. Сейчас популяризация естественно-научного и инновационного направления, а также помощь в профессиональном самоопределении молодежи, начиная со школы, стали нашей миссией».

Директор МОУ Лицей № 11 «Физтех» Машкова Марина Геннадиевна: «Мы приветствуем и выражаем благодарность нашим активным родителям (многие из которых сами физтехи) за блестяще организованную экскурсию на предприятие «ХимРар». Важность этого события трудно переоценить: ведь по сути это начало реализации программы по инновационной профориентации ребят. Слабым местом в подготовке к жизни современных школьников является неосведомленность и довольно слабые представления об отраслях народного хозяйства, о деятельности различных предприятий — что в конечном итоге часто становится причиной неправильного выбора профессии. Один из путей решения данной проблемы мы видим в реализации программы «Лицей-ВУЗ-Инноватор». От того насколько интересным, современным и качественным мы сделаем образование сегодня, зависит успех в будущем каждого из наших учеников в отдельности и страны в целом. Именно такие программы позволят реально возродить Российскую школу и реализовать инициативы, озвученные Президентом РФ в рамках проекта «Наша новая школа».

Обсуждение закрыто.

Владимир Путин:

" Очень жаль, что у нас исчезли некоторые специализированные школы, которые искали талантливых ребят по всей стране и готовили их по особой программе..."

Источник

Андрей Воробьев, губернатор МО:

"Для нас очень важно, чтобы школы Подмосковья были лучшими в стране и ребята здесь получали достойное образование, реализовывались и творили на благо нашей страны. Здесь великолепный директор школы, потрясающий преподавательский состав. По рейтингу подмосковных школ – Физтех-лицей один из лидеров региона."

Игорь Агамирзян:

"Наконец-то, «Физтех-лицей» получил замечательное новое здание. К тому же, ему присвоили имя великого человека и ученого Петра Капицы. Сегодня МФТИ обзавелся новым источником для своей кадровой базы, а Московская область — новым центром притяжения для талантливых детей, с которых все начинается."

Константин Новоселов, Нобелевский
лауреат:

"Я по-хорошему завидую вам, сегодняшним лицеистам, и вашим родителям, потому что у вас есть возможность учиться у самых лучших преподавателей и студентов МФТИ. Близость к Физтеху и близость к живой науке дают колоссальные возможности. Вы будете учиться передовым знаниям в прекрасно оборудованных экспериментальных классах».

Н.В.Карлов, ректор МФТИ 1987-97 г.г.

Мы задумывали сделать такую школу, где и работать и учиться будет трудно, но интересно, где будет царить дух Физтеха.
А «Физтех» означает думать творчески…
«Физтех» означает вечное стремление к совершенству во всем

Из книги «Я – Физтех»


Все отзывы
  • Подписаться на рассылку

    * Это поле обязательно
  • Ваши предложения и комментарии Вы можете направить по адресу info@go2phystech.ru