Фонд Развития Физтех Лицея

Целевая программа «ЛИЦЕЙ — ВУЗ — ИННОВАТОР»

Эта программа представляет собой адаптацию системы-физтеха к школьному
образованию. В течение трех последних лет обучения старшеклассники
формируют группы из трех учеников, которые работают над
исследовательским проектом. Для организации этой работы в школе
созданы пять лабораторий, работающих по тем же пяти направлениям, что
выбраны в Сколково в качестве приоритетных областей развития:

  • живые системы
  • информационные технологии
  • космические исследования
  • ядерные исследования
  • высокоэффективная энергетика

Руководят этими лабораториями и работой проектных групп —
студенты-старшекурсники МФТИ; каждая такая лаборатория имеет базовую
кафедру в МФТИ и научного руководителя из числа ученых и
преподавателей университета. Это позволяет школьникам использовать
лабораторную базу МФТИ для своих экспериментов, почувствовать вкус
университетской жизни, приобрести опыт общения со студентами и
преподавателями. Кроме того, по каждому направлению есть
корпорация-партнер, один из лидеров отрасли (ЦВТ Химрар по живым
системам, Яндекс по информационным технологиям и др.). Их участие
дает возможность увидеть, как научные исследования находят
практическое применение в жизни. Благодаря этой программе школьники в
раннем возрасте приобретают навыки, необходимые для успеха в
современном мире. Они учатся работать в команде, учатся работать над
длительным проектом в условиях максимально приближенным к реальным,
осваивают сложные сетевые взаимодействия. Ведь проектная группа
разбросана по трем организациям и состоит из

  • трех школьников
  • студента-руководителя
  • профильного школьного учителя
  • преподавателя МФТИ
  • куратора от компании-партнера

Благодаря этому ученики в процессе работы над проектом имеют
возможность не только приобрести новые знания и выполнить исследование
на высоком, «вузовском» уровне, но и начать осваивать навык работы в
современной, сложно-организованной команде, приобрести первые связи в
инновационной среде, которые потом можно развивать в дальнейшем, в
ВУЗе и по его окончании. О результатах этой работы группы отчитываются
на ежегодной конференции и итоговой статьей по окончании трехлетнего
проекта, который вполне может стать их первой научной публикацией. Мы
видим, что такая работа дает неоценимый вклад в воспитание современных
специалистов, надеемся, что дальнейшая отработка этой программы и ее
распространение на другие школы внесет свою лепту в инновационное
развитие страны.

Информационное письмо Фонда развития Физтех-лицея
по программе Лицей-Вуз-Инноватор
Ноябрь, 2010.

Программа Лицей-ВУЗ-Инноватор является логичным развитием отлично зарекомендовавшей себя научно-практической конференции школьников, ежегодно проводящейся в лицее. Предполагается внедрять программу для старшеклассников, начиная с 9-го класса.

Ученики будут формировать группы из 3 человек для работы над общим научно-практическим проектом. Проект может продолжаться как полгода, оканчиваясь докладом на февральской конференции, так и несколько лет, для более серьезной проработки темы и получения более серьезных результатов. Для руководства группой и будет привлекаться «микрошеф», студент МФТИ, старшекурсник либо аспирант (в идеале – выпускник нашего лицея), которому за эту работу будет выплачиваться стипендия из средств фонда развития физтех-лицея (РФЛ).

Встречи группы с руководителем предполагается проводить в МФТИ, чтобы проводить эксперименты в институтских лабораториях, повысить статус этой работы в глазах учеников, дать ученикам возможность личного общения со студентами и знакомства с атмосферой одного из лучших ВУЗов. Кроме этого, для обеспечения высокого уровня общее руководство проектом будет осуществляться «макрошефом», ученым, преподавателем МФТИ, который будет встречаться с группой трижды: в начале проекта для обсуждения плана, в середине – для контроля ходя проекта, за неделю перед выступлением на конференции – для внесения последних корректировок.

Это программа является распространением традиций образовательной системы-физтеха, заложенных П.Л.Капицей, в применении к школьному образованию. Петр Леонидович считал, что обучение творческому процессу должно обязательно происходить в непосредственном общении мастера и ученика. И была реализована уникальная система, когда студенты, начиная с четвертого курса начинают несколько дней в неделю учиться и работать на базовой кафедре, в реальном научном или исследовательском институте, и имеют «микрошефа», для постоянного контакта, и «макрошефа», для общего руководства обучением и работой студента. Таким образом, обеспечивается процесс обучения творчеству «из рук в руки», и максимально качественная подготовка специалиста к окончанию ВУЗа путем раннего вовлечения его в реальную научную работу.

В результате этого проекта школьники получат:
— опыт работы командой, научатся распределять работу между собой, нести ответственность друг перед другом за выполнение своей части, преодоление разногласий, взаимной поддержки и обучения. Те навыки общения и командной работы без которых немыслим успех в 21-м веке;
— опыт работы над большими и длительными инновационными проектами в реальных условиях, под руководством опытных руководителей;
— опыт общения со студентами и преподавателями МФТИ, которые будут передавать им свой опыт творческой работы в непосредственном общении;
— знакомство с лабораториями и исследовательской работой высокого уровня, творческой атмосферой высшей школы;

Проект полностью соответствует духу всей концепции развития лицея:

— Развивает традиции и самого лицея, перенимая традиции МФТИ, обеспечивая передачу творческого опыта от выпускников лицея, студентов и преподавателей физтеха в раннем юношеском возрасте.

— Способствует возникновению атмосферы творчества и раскрытия талантов.

— Развивает в учениках современные навыки проектной работы, командного взаимодействия и самоорганизации, обучает работе с новейшими технологиями научной и исследовательской работы.

Приглашаем энтузиастов-родителей присоединиться к реализации программы
Лицей-Вуз-Инноватор !!!

Посещение Центра Высоких Технологий «ХимРар»


В этом году стартовала программа Фонда развития Физтех-лицея «Лицей-ВУЗ-Инноватор». Основная идея данной программы заключается в том, чтобы ориентировать одаренных детей не просто на карьеру в области науки и техники, а уже со школы формировать у них активную жизненную позицию, направленную на внедрение новых знаний и технологий, которые могут помочь нашей стране вернуться на передовые позиции в мире по соответствующим направлениям научно-технического прогресса.

Данная программа является логическим развитием уже действующей в лицее программы «Лицей-ВУЗ-Наука», которая реализуется в виде переноса образовательной системы Физтеха (МФТИ) на школьное образование для одаренных детей. Одним из главных элементов программы наряду с регулярными научно практическими конференциями является система «базовых кафедр» для школьников, которые помогают старшеклассникам участвовать в реальном научно-исследовательском и инновационном процессе, еще учась в школе. Все начинается с экскурсий школьников на различные инновационные предприятия, где они не только могут увидеть эксперименты, описанные в учебниках, но и убедиться, что наука возрождается уже в новых рыночных условиях, и современная Россия все больше и больше нуждается в специалистах инженерных профессий и ученых разных отраслей науки.

На днях школьники из Физтех-лицея посетили с экскурсией Центр Высоких Технологий «ХимРар» в Химках. Во время визита ребята увидели современные химические и биологические лаборатории, в которых трудятся сотни ученых химиков, биологов, фармакологов, и познакомились со всем циклом разработки новых лекарств в постгеномную эру, начиная от выбора биомишеней и заканчивая производством пилотных партий лекарственных препаратов для клинических испытаний. Как сказала Елена Сурина, специалист по связям с общественностью ЦВТ «ХимРар» «Мы уже несколько лет практикуем экскурсии школьников в наш центр. Вначале стали приглашать детей наших сотрудников, но замечая, как у ребят загораются глаза, когда они видят реальный химический или биологический эксперимент, мы выделили это направление в отдельную деятельность для всех желающих школ и других общеобразовательных учреждений. Сейчас популяризация естественно-научного и инновационного направления, а также помощь в профессиональном самоопределении молодежи, начиная со школы, стали нашей миссией».

Директор ГОБУ «Физтех-Лицей» им. П. Л. Капицы Машкова Марина Геннадиевна: «Мы приветствуем и выражаем благодарность нашим активным родителям (многие из которых сами физтехи) за блестяще организованную экскурсию на предприятие «ХимРар». Важность этого события трудно переоценить: ведь по сути это начало реализации программы по инновационной профориентации ребят. Слабым местом в подготовке к жизни современных школьников является неосведомленность и довольно слабые представления об отраслях народного хозяйства, о деятельности различных предприятий — что в конечном итоге часто становится причиной неправильного выбора профессии. Один из путей решения данной проблемы мы видим в реализации программы «Лицей-ВУЗ-Инноватор». От того насколько интересным, современным и качественным мы сделаем образование сегодня, зависит успех в будущем каждого из наших учеников в отдельности и страны в целом. Именно такие программы позволят реально возродить Российскую школу и реализовать инициативы, озвученные Президентом РФ в рамках проекта «Наша новая школа».

Дебаты 2012

12 мая, в субботу, произошло долгожданное событие для лицеистов, занимающихся научной работой в рамках реализуемой программы «ЛИЦЕЙ-ВУЗ-ИННОВАТОР», и их руководителей.

По сути состоялась мини-конференция, на которой прошла предзащита научных проектов, которые будут презентованы в феврале 2013 года на ежегодной научно-практической конференции «Старт в инновации» http://go2phystech.ru/tezisy-dokladov-nauchno-prakticheskoj-konferentsii-shkol-nikov-2012-g Правда, мероприятие напоминало отчасти всеми любимый КВН — тот же накал эмоций, озарения и праздник интеллекта:)

Поскольку данное состязание имело своей целью только смоделировать условия грядущей конференции, то лицеисты презентовали тему и цель работы, а также план ее решения.

Согласно регламенту проводимого мероприятия группы лицеистов должны были проявить себя в трех конкурсах:

1) доклад своей работы
2) вопросы команде-сопернику
3) ответы на вопросы команды-соперника, решение задачи.

Было столь интересно, захватывающе, что ребята так увлеклись всем происходящим, что не хотели расходиться, хотя отведенный регламент мероприятия давно вышел за установленные временные рамки. Однако, все же успели принять одно важное рещение – обязательно сделать такие встречи постоянными: уж столь неожиданно-творчески все получилось, на одном дыхании, как говорят в таких случаях.

Поздравляем команды победителей и руководителей групп, а также желаем научных и творческих успехов в предстоящем учебном году!

Тезисы докладов научно-практических конференций

АЛАШЕЕВ  Юрий Олегович

Координатор программ «Лицей-ВУЗ-Инноватор»

АЛАШЕЕВ Юрий Олегович
8-985 999-8976
yuryalash@gmail.com

Обсуждение закрыто.

Владимир Путин:

" Очень жаль, что у нас исчезли некоторые специализированные школы, которые искали талантливых ребят по всей стране и готовили их по особой программе..."

Источник

Андрей Воробьев, губернатор МО:

"Для нас очень важно, чтобы школы Подмосковья были лучшими в стране и ребята здесь получали достойное образование, реализовывались и творили на благо нашей страны. Здесь великолепный директор школы, потрясающий преподавательский состав. По рейтингу подмосковных школ – Физтех-лицей один из лидеров региона."

Игорь Агамирзян:

"Наконец-то, «Физтех-лицей» получил замечательное новое здание. К тому же, ему присвоили имя великого человека и ученого Петра Капицы. Сегодня МФТИ обзавелся новым источником для своей кадровой базы, а Московская область — новым центром притяжения для талантливых детей, с которых все начинается."

Константин Новоселов, Нобелевский
лауреат:

"Я по-хорошему завидую вам, сегодняшним лицеистам, и вашим родителям, потому что у вас есть возможность учиться у самых лучших преподавателей и студентов МФТИ. Близость к Физтеху и близость к живой науке дают колоссальные возможности. Вы будете учиться передовым знаниям в прекрасно оборудованных экспериментальных классах».

Н.В.Карлов, ректор МФТИ 1987-97 г.г.

Мы задумывали сделать такую школу, где и работать и учиться будет трудно, но интересно, где будет царить дух Физтеха.
А «Физтех» означает думать творчески…
«Физтех» означает вечное стремление к совершенству во всем

Из книги «Я – Физтех»


Все отзывы
  • Подписаться на рассылку

    * Это поле обязательно
  • Ваши предложения и комментарии Вы можете направить по адресу info@go2phystech.ru