Фонд Развития Физтех Лицея

27 июня 2012
Ленская: ЕГЭ по английскому перегружен грамматикой

Новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для старшей школы предполагает, что ЕГЭ по иностранному языку должен стать обязательным. О необходимых изменениях в содержании экзамена рассуждает в интервью РИА Новости руководитель Отдела развития Московской высшей школы социальных и экономических наук (МВШСЭН) Елена Ленская.

— Елена Анатольевна, как вы оцениваете то, что ЕГЭ по иностранному языку станет обязательным?

— Я всегда ратовала за это, еще с 2001 года. Знание иностранного языка, прежде всего английского, дает преимущества на рынке труда. Сейчас многие по окончании школы его не знают: на старшей ступени учителя часто перестают обращать внимание на тех, кто не собирается сдавать экзамен. При обязательности ЕГЭ по иностранному нужно будет работать со всеми.

— Говорят, преподавание иностранного языка затратно…

— Затратность отчасти надумана, отчасти есть следствие нашей практики деления классов на малые группы. Двадцать пять, даже тридцать человек в группе — для европейских учителей это норма.

В России учителя иностранных языков поставлены в условия, равных которым по комфортности работы нет нигде, кроме других стран постсоветского пространства. Я не призываю отказываться от этого преимущества — если мы могли себе позволить такие условия обучения даже в годы жесточайших кризисов, есть смысл их сохранить. Но и не жаловаться. Затраты на лингафонные кабинеты уже не оправданы — мультимедийные установки их полностью заменяют. И речь, собственно, не о расходах школ, а о затратах государства и регионов для повышения квалификации учителей.

— Должны ли измениться экзаменационные задания?

— Они должны измениться в любом случае. Сейчас тест не сбалансирован. Много сложных заданий — по грамматике, явно превышающих уровень B1 Европейской языковой рамки, на который мы изначально ориентировались, а задания, связанные с написанием самостоятельного текста, удивительно примитивны. Знание английской грамматики на уровне, какой задает сегодняшний ЕГЭ, нужно лишь будущим лингвистам. Хорошая письменная речь — полезный навык в условиях, когда весь мир переписывается по электронной почте.

Причин, почему у нас такой «перекос», несколько. Составители тестов представляют интересы лингвистических факультетов ведущих вузов. Экзамен по английскому языку сдают их потенциальные абитуриенты. Неоправданно сложная грамматика — дополнительный способ отсечь «нежелательную» часть поступающих.
Кроме того составление тестов — это ремесло, им нужно владеть в должной степени. Когда в создании КИМов ЕГЭ по английскому принимали участие прошедшие глубокую и длительную подготовку в Кембриджском экзаменационном синдикате школьные учителя, он был гораздо более адекватным и сбалансированным. Но этих авторов изначального дизайна экзамена по английскому языку не только вытеснили статусные профессора, но даже их фамилии перестали упоминаться.

Новые задания должны учитывать потребности тех, кому иностранный язык будет нужен в первую очередь для коммуникации. А те, кому сложные грамматические формы действительно нужны, смогут освоить их в вузах.

— Новый министр образования и науки Дмитрий Ливанов говорил о возможности введения устной части ЕГЭ. Известно: преподавание английского в России — разного уровня. Не станет ли устная часть проблемой для школьников из деревень, малых городов?

— Ввести устную часть необходимо. Вряд ли это приведет к тому, что кто-то из школьников окажется в худшем положении. Против устной части возражали лишь московские учителя. Но им, в условиях Москвы не способным научить детей элементарной речи, пора искать другую работу.

В малых и средних городах ситуация с педагогическими кадрами совершенно нормальная. Экзамен с устной частью шел практически во всех регионах России несколько лет, и проблем не возникало — экзаменаторы были обучены, сбоев с приемом устной части практически не было.

Иное дело — ребята из сельской местности, где иностранный порой преподают педагоги без профильного образования. Введение устной части ничего не изменит — дети из таких школ и сейчас, увы, в заведомо худших условиях.

Сложности в приеме устной части ЕГЭ нет — нужно только хорошо подготовить экзаменаторов. Это можно сделать быстро: во многих регионах такие экзаменаторы уже есть. А там, где их нет, могут помочь тренеры, в свое время обученные Британским советом. Я  принимала участие в создании в Красноярске, Самаре, Санкт-Петербурге и Сочи центров подготовки экзаменаторов, сейчас этих людей еще можно найти и предложить им стать тьюторами для специалистов по приему устной части ЕГЭ. Задача — провести со школьником короткую беседу. Темы должны быть разными (учеба, карьера, проблемы молодежи), но на одном уровне сложности, и диалог должен быть организован по одной и той же процедуре. Раньше возникали трудности с фиксацией результатов — сейчас цифровые технологии позволяют делать это недорого и надежно.

Устную часть вводить нужно: если ее не будет, многие школы никогда не будут учить детей разговаривать.

 

Источник: РИА Новости


 



Вернуться к списку новостей

Обсуждение закрыто.

Владимир Путин:

" Очень жаль, что у нас исчезли некоторые специализированные школы, которые искали талантливых ребят по всей стране и готовили их по особой программе..."

Источник

Андрей Воробьев, губернатор МО:

"Для нас очень важно, чтобы школы Подмосковья были лучшими в стране и ребята здесь получали достойное образование, реализовывались и творили на благо нашей страны. Здесь великолепный директор школы, потрясающий преподавательский состав. По рейтингу подмосковных школ – Физтех-лицей один из лидеров региона."

Игорь Агамирзян:

"Наконец-то, «Физтех-лицей» получил замечательное новое здание. К тому же, ему присвоили имя великого человека и ученого Петра Капицы. Сегодня МФТИ обзавелся новым источником для своей кадровой базы, а Московская область — новым центром притяжения для талантливых детей, с которых все начинается."

Константин Новоселов, Нобелевский
лауреат:

"Я по-хорошему завидую вам, сегодняшним лицеистам, и вашим родителям, потому что у вас есть возможность учиться у самых лучших преподавателей и студентов МФТИ. Близость к Физтеху и близость к живой науке дают колоссальные возможности. Вы будете учиться передовым знаниям в прекрасно оборудованных экспериментальных классах».

Н.В.Карлов, ректор МФТИ 1987-97 г.г.

Мы задумывали сделать такую школу, где и работать и учиться будет трудно, но интересно, где будет царить дух Физтеха.
А «Физтех» означает думать творчески…
«Физтех» означает вечное стремление к совершенству во всем

Из книги «Я – Физтех»


Все отзывы
  • Подписаться на рассылку

    * Это поле обязательно
  • Ваши предложения и комментарии Вы можете направить по адресу info@go2phystech.ru