Фонд Развития Физтех Лицея

18 января 2012
Куприянова: зарплаты учителей должны расти постоянно и бесконфликтно

К 2013 году средняя зарплата учителей должна быть доведена до средней зарплаты по экономике в регионе. Как оценивает первые результаты проекта модернизации региональных систем образования учительская общественность, в интервью РИА Новости рассказывает заместитель председателя Профсоюза работников народного образования и науки РФ Татьяна Куприянова.

— Татьяна Викторовна, как проходит запланированное повышение зарплаты? Тяжело ли оно дается региональным властям?

— Довольно тяжело. В экономике посткризисный период: в рамках проекта модернизации региональных систем образования федеральный центр дает средства именно на модернизацию, а средства на повышение зарплаты должны найти региональные власти, а многие региональные бюджеты — дотационные.

Несмотря на наличие официальных данных, мы собираем данные о зарплатах по регионам своими силами — на сегодня располагаем информацией по 52 регионам из 83. Из них в 28 регионах зарплата уже превысила среднюю зарплату по экономике за первый квартал 2011 года, а в 24 — еще нет.

— Сетевое сообщество учителей Завуч.инфо опубликовало обращение к Владимиру Путину, в котором говорится, что с сентября повышение составило всего одну тысячу рублей. И на форумах в Интернете много негативных оценок ситуации. С чем это связано?

— Ситуация по регионам сильно разнится. В среднем рост зарплаты составил от 10 до 70 процентов, и он зависит от стартового уровня зарплаты до начала реализации проекта и бюджетной обеспеченности регионов. Есть регионы, где повышение незначительное — в Новгородской области зарплата учителей в первом квартале 2011 года и так фактически была равна средней по экономике, то есть принятому регионам обязательству. А, скажем, в Курской области  в соответствии с соглашением нужно было повышать зарплату  значительно — с 8422 рублей до 14371 рубля. То есть в одних регионах был значительный рост зарплаты, учителя его почувствовали, в других — нет, отсюда разочарования.

Причина негативных оценок еще и в том, что эмоциональное напряжение в учительской среде немалое. До этого в течение двух лет индексации зарплаты в бюджетной сфере не было — повышение её проводилось только в тех регионах, где в 2009 и 2010 годах вводилась новая система оплаты труда. Но ведь перед учителями стали ставить и новые задачи — новые требования к качеству, содержанию работы.

— Есть мнение, что  повышение зарплаты до средней по экономике позволит остановить двойной негативный отбор, когда слабые выпускники идут сначала из школ в педвузы, а из педвузов на работу в школы. Вы согласны с такой оценкой?

— Безусловно, средняя зарплата — это статусный фактор. Но для повышения престижа профессии учителя нужен и пакет социальный мер: учитель должен быть обеспечен жильем, качественным медицинским обслуживанием, у него должна быть возможность откладывать средства на пенсионное обеспечение. И конечно, важно, чтобы зарплату повышали не только учителям, но и всем другим работникам образования.

Зарплата учителя должна ежегодно увеличиваться с учетом роста средней зарплаты по экономике, при этом не должно возникать конфликтов. Недавно на коллегии в Минобрнауки состоялось очередное обсуждение проекта закона «Об образовании», и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов сказал, что новый закон должен стать основой для постоянного повышения зарплаты. Для этого нужно закрепить норму о том, что зарплата учителей всегда должна быть равна средней по экономике, зарплата преподавателей учреждений среднего профессионального образования — в 1,5 раза выше средней по экономике, преподавателей вузов — в 2 раза.
Но пока закон с учетом таких норм не принят, остается вопрос: что будет с зарплатой учителей после 2013 года, когда во всех регионах она сравняется со средней по экономике или превысит ее? Ведь через полтора года федеральные субсидии закончатся, а в региональных бюджетах денег больше не станет. Помимо зарплаты, снова возникнут расходы на ремонт зданий, закупку нового оборудования и прочие нужды, которые на период реализации проекта оплачиваются из федерального бюджета.

— Эксперты отмечают и негативные последствия повышения зарплаты — старение педагогического корпуса: пожилые учителя не хотят терять повышенную зарплату и уходить с работы.

— Мы неоднократно говорили, что в каждом регионе необходимо принять программу «Педагогические кадры», направленную на обновление педагогического корпуса. Важно не только создать конкурентные стартовые условия оплаты труда для молодых специалистов, но и обеспечить поддержку тех, кто уже уходит на пенсию — это могут быть единовременные либо ежемесячные выплаты в дополнение к пенсии. На эти цели, кстати, нужны не такие уж большие деньги. Кроме финансовой поддержки важно возрождать институт наставничества: учитель, которому уже тяжело вести полную нагрузку, вполне мог бы работать наставником.

 

Источник: РИА Новости


 


 



Вернуться к списку новостей

Обсуждение закрыто.

Владимир Путин:

" Очень жаль, что у нас исчезли некоторые специализированные школы, которые искали талантливых ребят по всей стране и готовили их по особой программе..."

Источник

Андрей Воробьев, губернатор МО:

"Для нас очень важно, чтобы школы Подмосковья были лучшими в стране и ребята здесь получали достойное образование, реализовывались и творили на благо нашей страны. Здесь великолепный директор школы, потрясающий преподавательский состав. По рейтингу подмосковных школ – Физтех-лицей один из лидеров региона."

Игорь Агамирзян:

"Наконец-то, «Физтех-лицей» получил замечательное новое здание. К тому же, ему присвоили имя великого человека и ученого Петра Капицы. Сегодня МФТИ обзавелся новым источником для своей кадровой базы, а Московская область — новым центром притяжения для талантливых детей, с которых все начинается."

Константин Новоселов, Нобелевский
лауреат:

"Я по-хорошему завидую вам, сегодняшним лицеистам, и вашим родителям, потому что у вас есть возможность учиться у самых лучших преподавателей и студентов МФТИ. Близость к Физтеху и близость к живой науке дают колоссальные возможности. Вы будете учиться передовым знаниям в прекрасно оборудованных экспериментальных классах».

Н.В.Карлов, ректор МФТИ 1987-97 г.г.

Мы задумывали сделать такую школу, где и работать и учиться будет трудно, но интересно, где будет царить дух Физтеха.
А «Физтех» означает думать творчески…
«Физтех» означает вечное стремление к совершенству во всем

Из книги «Я – Физтех»


Все отзывы
  • Подписаться на рассылку

    * Это поле обязательно
  • Ваши предложения и комментарии Вы можете направить по адресу info@go2phystech.ru