Фонд Развития Физтех Лицея

31 августа 2010
Кореняк: эмоциональный контакт с детьми снимает многие проблемы

Подростки традиционно тревожат и школьных учителей, и родителей, но ряд трудных ситуаций разрешить легче, если взрослые понимают ребенка, слышат его. О «правильном» отношении к детям, причинах возникновения зависимостей и как вести себя в этом случае взрослым, рассказывает  в интервью РИА Новости автор и основатель Программы для наркозависимых, директор центра реабилитации «Возрождение» Дмитрий Кореняк.


© Виталий Аньков

— Дмитрий Владимирович, как сделать превращение ребенка в подростка наименее болезненным для него и его окружения? Часто этот период становится для семьи прямо-таки нешуточным испытанием.

— В переходном возрасте проявляются все ошибки прошлого периода воспитания. Гораздо эффективнее делать все необходимое в детстве, прежде чем начинают возникать сложности.
Первое, что нужно ребенку – это любовь. Причем любовь – это не только нежное отношение, но и жесткое выстраивание границ: что хорошо, что плохо, что можно, чего нельзя. Балуя детей, относясь к их проступкам нетребовательно, снисходительно, попустительски, мы наносим им большой вред.
        
Родители сегодня вообще перестали применять жесткие меры. Не жестокие, а, подчеркиваю, именно жесткие. Бить, оскорблять, лишать пищи (останешься без обеда!) – это недопустимая жестокость. Обычно стихийная семейная педагогика сводится к бессмысленным угрозам (вот ты у меня дождешься, я руки тебе оторву!) и последующему бездействию.

Реагировать надо иначе: не придешь вовремя, будешь неделю сидеть без компьютера. И даже если потом вы решите, что мера слишком жесткая, не отказывайтесь от своего слова. Тогда ребенок поймет: родители действительно что-то могут – и начнут вас слушать.

Можно и нужно быть требовательным, внимательным, последовательным. Дети уважают действия. Пустые слова – никогда.
Надо сделать ребенка ответственным, приучать к самоконтролю. Но делать это разумно: не требовать слишком много или слишком мало. Некоторые мамы названивают 17-летнему чаду и без конца спрашивают: уроки выучил? Но это уже давно должно было перейти в сферу ответственности ребенка.
Если он в состоянии что-то выполнять сам, это должно стать частью его жизни.

— Подростки часто бросаются в крайности, впадают в ту или иную зависимость. Что с этим делать?

— Зависимость — понятие очень широкое. Мы все в чем-то условно зависимы. В каком случае это переходит границы? – Когда жизнь человека начинает привязываться к предмету зависимости и одна из сфер жизни начинает чрезмерно влиять на остальные. Люди могут зависеть не только от психотропных средств, но и, например, от компьютерных игр или быть эмоционально зависимыми.
Зависимость в любом человеке вызвана потребностью восполнить, компенсировать некую неосознаваемую неудовлетворенность, возникшую еще в детстве. Если когда-то ребенок был брошен, чувствовал себя одиноким, ненужным, его обижали или была какая-то травмирующая ситуация, которую он не мог себе объяснить, то потом, когда он стал старше, у него возникает неосознаваемая потребность привязаться к чему-то – и так возникает зависимость.

Наибольшие проблемы возникают в эмоционально зависимых семьях, где каждый привык удовлетворять имеющиеся у него эмоциональные потребности – в принятии, понимании, уважении и любви – не прямым способом, а неким другим. И дети перенимают от родителей образцы поведения: чтобы получить побольше внимания, требуется заболеть или совершить что-то из ряда вон выходящее, какой-либо асоциальный поступок.

Если ребенок, пока он рос, не получал любви, уважения и принятия в семье, то, став подростком, он будет искать их в другой социальной среде, иными путями и средствами. Зависимость от алкоголя, табака, наркотиков рождается из зависимости от компании, в которой их употребление – норма.

Единственный рецепт в данном случае – поддерживать эмоциональный контакт с ребенком. Хотя бы в течение 15 минут в день говорить с ним по душам. Если вы видите, что ребенок хочет с вами чем-то поделиться, что-то рассказать, это очень ценно, надо дать ему такую возможность. Позже он может и не захотеть вам открыться… Если отношения с ребенком у вас доверительные, вы сразу заметите: он отдаляется или что-то скрывает.

— Что делать, если момент все же упущен?

— Действовать. Никогда и ни одного ребенка не спасли от зависимости разговоры.
Перестать давать ему деньги. Абсолютно, вообще. (Но тогда придется уделять ему внимание, а для многих это проблема: современные родители предпочитают от детей откупаться.).  Начать жестко контролировать его время. Начать регулярно сдавать анализы, следить за его физическим состоянием. И дать понять: вы не отступите. Это может, конечно, вызвать протест, но при этом такие действия убедят ребенка: родители с ним не шутят. Надо делать все, на что хватает фантазии и решимости. Хоть приковать к себе наручниками и ходить вместе в школу, сидеть рядом за партой! Нужно быть с ребенком честнее – и уж точно не мягче.

 

 

Источник: РИА Новости

 


 



Вернуться к списку новостей

Обсуждение закрыто.

Владимир Путин:

" Очень жаль, что у нас исчезли некоторые специализированные школы, которые искали талантливых ребят по всей стране и готовили их по особой программе..."

Источник

Андрей Воробьев, губернатор МО:

"Для нас очень важно, чтобы школы Подмосковья были лучшими в стране и ребята здесь получали достойное образование, реализовывались и творили на благо нашей страны. Здесь великолепный директор школы, потрясающий преподавательский состав. По рейтингу подмосковных школ – Физтех-лицей один из лидеров региона."

Игорь Агамирзян:

"Наконец-то, «Физтех-лицей» получил замечательное новое здание. К тому же, ему присвоили имя великого человека и ученого Петра Капицы. Сегодня МФТИ обзавелся новым источником для своей кадровой базы, а Московская область — новым центром притяжения для талантливых детей, с которых все начинается."

Константин Новоселов, Нобелевский
лауреат:

"Я по-хорошему завидую вам, сегодняшним лицеистам, и вашим родителям, потому что у вас есть возможность учиться у самых лучших преподавателей и студентов МФТИ. Близость к Физтеху и близость к живой науке дают колоссальные возможности. Вы будете учиться передовым знаниям в прекрасно оборудованных экспериментальных классах».

Н.В.Карлов, ректор МФТИ 1987-97 г.г.

Мы задумывали сделать такую школу, где и работать и учиться будет трудно, но интересно, где будет царить дух Физтеха.
А «Физтех» означает думать творчески…
«Физтех» означает вечное стремление к совершенству во всем

Из книги «Я – Физтех»


Все отзывы
  • Подписаться на рассылку

    * Это поле обязательно
  • Ваши предложения и комментарии Вы можете направить по адресу info@go2phystech.ru