Фонд Развития Физтех Лицея

26 февраля 2012
Карпушин: НСОТ становится инструментом образовательной политики

В школах Пермского края внедрена третья разновидность новой системы оплаты труда (НСОТ) педагогов, основанная на понятии ученико-час, а стимулирующие выплаты педагоги получают за высокие результаты ЕГЭ и победы учеников на олимпиадах. О том, как сделать НСОТ инструментом образовательной политики, в интервью РИА Новости рассказывает министр образования Пермского края Николай Карпушин.

— Николай Яковлевич, каким, на ваш взгляд, должно быть соотношение базовой части в зарплате учителя  и стимулирующей?

— Базовая часть не должна быть очень большой, чтобы человек стремился заработать себе стимулирующую. Но при этом нельзя подвергать его риску, чтоб в случае отсутствия стимулирующих выплат он оказался на грани прожиточного минимума. Именно этим обусловлено соотношение базовой и стимулирующей выплат как 70 к 30, какого мы и придерживаемся в Пермском крае. Человек средний, который «с неба звезд не хватает», может получить все, что ему полагается в базовой части, и жить нормально. Но если он хочет большего, то должен показать конкретные результаты, и тогда вознаграждение будет выше.

— Сколько стоит ученико-час, на основании, которого и рассчитывается базовая часть зарплаты?

— Каждая школа сама определяет эту стоимость. Так, если ученико-час стоит 3 рубля, а учитель работает на ставку с 25-ю учениками, то умножаем 3 рубля на 18 часов (это ставка), на 25 (учеников) и на 4 недели в месяце (плюс сколько-то дней) — и получаем основу зарплаты. К ней добавляются компенсационные выплаты — за стаж, за квалификационную категорию, за ученую степень, если она есть, которые учителю тоже гарантированы.

Стоимость ученико-часа зависит и от предмета. Самые дорогостоящие — русский язык и математика: по ним все сдают ЕГЭ, и они требуют большей подготовки к урокам.

Ученико-час — это постоянное напоминание о том, что, помимо самых разных параметров, например, качества проведения урока, влияет еще интенсивность работы. Ведь с 25-ю детьми работать сложнее, чем с 5-ю, — деятельность интенсивнее.

— Но не получается ли так, что из-за оплаты работы с опорой на ученико-час страдают учителя в маленьких школах, где невозможно обеспечить оптимальную наполняемость классов?

— Эту проблему мы учли. Был составлен реестр, куда вошли около 300 отдаленных малокомплектных школ. Они сообщают о дефиците средств сверх норматива, и специальная межведомственная комиссия с учетом мнения депутатов законодательного собрания выделяет субвенцию — в год на эти школы идет еще около 200 миллионов рублей. Но это скорее исключение из правил — всем школам края по нормативу выделяется около 14 миллиардов рублей.

— А почему было принято решение включить в базовую часть надбавки за стаж? Федеральное министерство рекомендовало этого не делать.

— В базовой части должен оцениваться человеческий капитал учителя, причем компенсационные выплаты отражают разницу в стоимости человеческого капитала. Некоторые коллеги убеждены: доплату за стаж нужно исключить, поддержав тем самым молодых педагогов. Но я считаю, стаж увеличивает ценность человеческого капитала, жизненный опыт делает слово учителя более весомым. Стаж может играть меньшую роль в оплате труда, чем, например, уровень образования, у нас это так, но полностью исключить стаж нельзя. Такова наша политика: стимулировать учителя делать свой человеческий капитал более ценным.

— За что учителя получают стимулирующие выплаты?

— Каждая школа сама решает, как выплачивать стимулирующую часть фонда оплаты труда. При этом у нас везде размещена информация о наших приоритетах — на сайте министерства, в моем блоге. Так, мы считаем, что учителя должны обеспечивать высокие результаты ЕГЭ, победы детей на олимпиадах, поступление в вузы. Школы знают, что для нас важно, на что ориентироваться, и учителя понимают, как заработать больше.

В Пермском крае все выпускники школ, набравшие 225 и более баллов на трех ЕГЭ и поступившие в пермские вузы, получают губернаторскую стипендию размером в 5 тысяч 750 рублей. В прошлом году таких было 600 человек, в этом — 1100. Так что НСОТ становится инструментом образовательной политики.
Но 30% прибавки — не очень большие деньги, которые стимулировали бы качество учительского труда. В соответствии с региональным проектом по результатам независимого мониторинга ежегодно определяются 100 лучших школ на каждой из 3-х ступеней для дополнительного финансирования. Расчетная единица — «ученико-результат» (уровень знаний по основным предметам, отсутствие правонарушений, результаты олимпиад; в старшей школе — отсутствие не сдавших ЕГЭ), в соответствии с которым в 2011 году учителя получили премии от 4-х до 170 тысяч рублей, а из бюджета края на это было выделено 80 миллионов рублей.
Средняя зарплата наших учителей — 17,4 тысячи рублей, по сравнению с январем прошлого года она выросла на 34%, а в декабре за счет стимулирующих выплат средняя зарплата составила 29 тысяч рублей.

 

Источник: РИА Новости


 



Вернуться к списку новостей

Обсуждение закрыто.

Владимир Путин:

" Очень жаль, что у нас исчезли некоторые специализированные школы, которые искали талантливых ребят по всей стране и готовили их по особой программе..."

Источник

Андрей Воробьев, губернатор МО:

"Для нас очень важно, чтобы школы Подмосковья были лучшими в стране и ребята здесь получали достойное образование, реализовывались и творили на благо нашей страны. Здесь великолепный директор школы, потрясающий преподавательский состав. По рейтингу подмосковных школ – Физтех-лицей один из лидеров региона."

Игорь Агамирзян:

"Наконец-то, «Физтех-лицей» получил замечательное новое здание. К тому же, ему присвоили имя великого человека и ученого Петра Капицы. Сегодня МФТИ обзавелся новым источником для своей кадровой базы, а Московская область — новым центром притяжения для талантливых детей, с которых все начинается."

Константин Новоселов, Нобелевский
лауреат:

"Я по-хорошему завидую вам, сегодняшним лицеистам, и вашим родителям, потому что у вас есть возможность учиться у самых лучших преподавателей и студентов МФТИ. Близость к Физтеху и близость к живой науке дают колоссальные возможности. Вы будете учиться передовым знаниям в прекрасно оборудованных экспериментальных классах».

Н.В.Карлов, ректор МФТИ 1987-97 г.г.

Мы задумывали сделать такую школу, где и работать и учиться будет трудно, но интересно, где будет царить дух Физтеха.
А «Физтех» означает думать творчески…
«Физтех» означает вечное стремление к совершенству во всем

Из книги «Я – Физтех»


Все отзывы
  • Подписаться на рассылку

    * Это поле обязательно
  • Ваши предложения и комментарии Вы можете направить по адресу info@go2phystech.ru