Фонд Развития Физтех Лицея

28 июля 2011
Как рассказывать о науке молодой аудитории

Считается, что молодые люди усваивают информацию не так, как их родители. И чем младше возраст, тем больше этот разрыв. Говорят, молодёжь уже не может читать длинные тексты, не хочет держать в руках газеты и журналы, не откликается на линейную модель подачи информации (обычные длинные тексты – без вставок, гиперссылок и аудиовизуального сопровождения). Одни бьют тревогу и провозглашают эру всеобщего отупения, другие видят в этом массу плюсов и бескрайний простор для фантазии журналистов и педагогов. Насколько эти представления о новом поколении вообще соответствуют действительности – вопрос сложный.

Мне 26 лет, и я уже четыре года редактирую рубрику «Наука» в газете «Акция». Мы – коллектив молодых людей, которые делают газету и другие медиапродукты для молодёжи. Мы развиваем медиа нового типа, но пока что газета по-прежнему выходит на бумаге.
Иногда мы печатаем относительно длинные тексты, и молодые люди читают их с удовольствием.

Я верю, что современная молодёжь получает гораздо больше информации из Facebook, чем из альманахов. Но сама лента новостей Facebook наполняется ссылками на материалы СМИ, большинство которых – по-прежнему линейные тексты. Действительно ли традиционные способы транслирования информации безнадёжно уходят в прошлое? Мне, представителю поколения Y (вики), это до сих пор не очевидно.

В этой связи я с энтузиазмом взялась организовать секцию «Как рассказывать о науке молодой аудитории» на Всемирной конференции научных журналистов, прошедшей недавно в Дохе. Мне было интересно, что думают об этих вопросах журналисты и исследователи из разных стран. За работу мы принялись вместе с Франком Нойенсом (Frank Nuijens), главным редактором газеты Delta и журнала Delft Integraal/Outlook, которые выпускает Делфтский технический университет в Голландии. Для участия в секции мы пригласили двух практиков и двух теоретиков научной журналистики и образования.

Советы журналистам

Нашим первым выступающим стал Роберт Бартнард (Robert Bartnard), глава компании DECODE, которая уже много лет занимается изучением интересов и потребностей молодёжи, в том числе в сфере СМИ. Согласно исследованиям компании, в социальных сетях молодые люди охотнее всего разговаривают о музыке и фильмах, а наука в списке тем для обсуждения оказалась на 15–25-м месте (в зависимости от страны). Чтобы подтянуть её на более высокие позиции, Роберт предлагает: 1) рассказывать о науке в связи с другими вещами, которые интересны молодёжи (например, музыкой и фильмами, которыми интересуются 75 процентов молодёжи, согласно опросам DECODE); 2) выбирать для освещения те события, которые могут пригодиться юному человеку в жизни в будущем; 3) учитывать при подготовке материалов особенности жизненных стадий молодёжи (студенты, молодые и не обременённые семьёй, молодые семейные люди и т.д.).

Вслед за Робертом к микрофону вышел Филипп Бийвот (Philippe Bijvoet), редактор фламандского телеканала VRT. Он показал несколько вдохновляющих отрывков из телепередач, связанных с наукой и нацеленных на молодую аудиторию: от развлекательного шоу, которое зрелищно объясняет, как под давлением из бутылки вырывается жидкость, до интерактивной научной программы нового поколения, сочетающей в себе элементы телепередачи, онлайн-игры и социальной сети.

Элисон Бинни (Alison Binney), основательница портала New Science Journalism Project, где публикуются статьи молодых научных журналистов, рассказала о важности веб-дизайна для привлечения молодой аудитории.

Из-за досадного стечения обстоятельств на нашей секции не смогла выступить Элис Белл (Alice Bell), преподавательница научной журналистики и PR (science communication) в Имперском колледже Лондона. Но свой непрочитанный доклад она разместила в личном блоге. Её выступление должно было быть самым спорным, потому что основная мысль была такая: по большому счёту, молодёжи не нужны научные журналисты и педагоги.

Молодёжь не любит, чтобы её поучали, и больше не намерена этого терпеть.

Задача современных научных журналистов и педагогов – организовать обмен информацией между сверстниками, сделать так, чтобы они учили друг друга сами. Это превратит для них науку в более привлекательную сферу, а процесс усвоения новой информации окажется более эффективным.

Научпопсоцсеть

Мир становится всё интерактивнее, и естественно, нужно вовлекать молодёжь в дискуссии о науке. Пятнадцатое место в списке тем для обсуждения в соцсетях, на мой взгляд, не так уж и плохо, хотя можно добиться большего. Идеальный вариант – это то, что предлагает Филипп: мультимедийная площадка, объединённая одной научной темой, где молодые люди могут общаться, находить друзей, обмениваться информацией и узнавать много нового о науке, получая при этом удовольствие. Эта площадка, естественно, должна быть устроена максимально удобно и просто, и веб-дизайн здесь играет одну из ключевых ролей. Кто угодно может реализовать подобную соцсеть для молодёжи: образовательный ресурс, PR-проект или научно-популярное СМИ. Одна беда – роль журналистов в таком проекте сводится к минимуму. И остаётся нам заниматься своей обычной работой: новостями, расследованиями, сенсациями, поисками тем, невыгодных пресс-службам и слишком сложных для образовательных проектов. А если это иногда будет читать молодёжь – эре всеобщего отупения точно не быть.

 

Источник: STRF.ru

 


 



Вернуться к списку новостей

Обсуждение закрыто.

Владимир Путин:

" Очень жаль, что у нас исчезли некоторые специализированные школы, которые искали талантливых ребят по всей стране и готовили их по особой программе..."

Источник

Андрей Воробьев, губернатор МО:

"Для нас очень важно, чтобы школы Подмосковья были лучшими в стране и ребята здесь получали достойное образование, реализовывались и творили на благо нашей страны. Здесь великолепный директор школы, потрясающий преподавательский состав. По рейтингу подмосковных школ – Физтех-лицей один из лидеров региона."

Игорь Агамирзян:

"Наконец-то, «Физтех-лицей» получил замечательное новое здание. К тому же, ему присвоили имя великого человека и ученого Петра Капицы. Сегодня МФТИ обзавелся новым источником для своей кадровой базы, а Московская область — новым центром притяжения для талантливых детей, с которых все начинается."

Константин Новоселов, Нобелевский
лауреат:

"Я по-хорошему завидую вам, сегодняшним лицеистам, и вашим родителям, потому что у вас есть возможность учиться у самых лучших преподавателей и студентов МФТИ. Близость к Физтеху и близость к живой науке дают колоссальные возможности. Вы будете учиться передовым знаниям в прекрасно оборудованных экспериментальных классах».

Н.В.Карлов, ректор МФТИ 1987-97 г.г.

Мы задумывали сделать такую школу, где и работать и учиться будет трудно, но интересно, где будет царить дух Физтеха.
А «Физтех» означает думать творчески…
«Физтех» означает вечное стремление к совершенству во всем

Из книги «Я – Физтех»


Все отзывы
  • Подписаться на рассылку

    * Это поле обязательно
  • Ваши предложения и комментарии Вы можете направить по адресу info@go2phystech.ru