Фонд Развития Физтех Лицея

13 июля 2011
Итоги Первого всероссийского съезда учителей биологии

30 июня 2011 в Москве завершился Первый всероссийский съезд учителей биологии. Это крупнейшее общероссийское мероприятие было организовано МГУ и СПбГУ и собрало 630 учителей биологии, преподавателей дополнительного образования, методистов, преподавателей вузов из 50 регионов России, а также из Украины и Азербайджана.

Съезд организован и проведен в соответствии с соглашением, подписанным в феврале 2011 года  деканом биологического факультета МГУ академиком М.П.Кирпичниковым и деканом биолого-почвенного факультета СПбГУ профессором А.Д.Харазовой. Открытие проходило в актовом зале Интеллектуального центра МГУ вместе с открытием Всероссийского съезда учителей физики.

В ходе работы съезда обсуждались актуальные вопросы преподавания биологии в школе, методического и технического обеспечения учебного процесса. Принятая по итогам съезда резолюция теперь будет направлена во все органы управления образованием, Министерство образования и науки России, а также руководителям органов исполнительной и законодательной власти.

К реализации одного из пунктов резолюции — созданию Межрегиональной ассоциации учителей биологии — участники съезда приступили еще до окончания его работы. Так, в ходе съезда организованы региональные ассоциации, в том числе, по Санкт-Петербургу. Председателем Региональной ассоциации учителей биологии Санкт-Петербурга стал доцент кафедры генетики и селекции СПбГУ, учитель биологии «академических» классов школы №232 Олег Николаевич Тиходеев.

Кроме этого, для постоянного взаимодействия учителей и преподавателей биологии в периоды между съездами к сентябрю 2011 года организаторы планируют открыть специальный интернет-ресурс, который будет прописан по адресу www.bioteaching.ru.
 
Восстановить биологическое единство

Съезд учителей биологии был задуман как способ восстановления единства среди преподавателей биологии средней и высшей школы, а также как механизм согласования качества образования, наполнения его новыми научными знаниями и пониманием высоких интеллектуальных стандартов, которые должны быть едиными и для школы, и для вуза. Форум предоставил возможность обсуждения представителями власти, профессорами и преподавателями различных аспектов развития биологии в школе и методик воспитания детей.
 
Обзорный доклад по истории и современному состоянию преподавания в школе естественно-научных и точных предметов с акцентом на опыт МГУ в помощь школам и школьным учителям сделал ректор МГУ академик В.А.Садовничий.
Президент СПбГУ Л.А.Вербицкая в своем выступлении особо отметила роль школьного учителя в формировании ценностей и мировоззрения будущих поколений граждан страны, и рассказала об опыте Санкт-Петербургского университета во взаимодействии со школами и учителями. Она особо подчеркнула значение мотивации к изучению естественно-научных предметов у школьников.
 
Пленарный доклад «от биологов» на совместном открытии Съездов учителей-физиков и учителей-биологов сделал заведующий кафедрой генетики и селекции СПбГУ академик С.Г.Инге-Вечтомов. Он говорил о науке вообще и о значении биологии в частности, о различиях между наукой и псевдонаукой. Несмотря на то, что его выступление было заключительным, зал, состоявший из преподавателей биологии и физики, долго не отпускал оратора с трибуны.
 
Работа Всероссийского съезда учителей биологии состояла из пленарной части и работы 5 секций, на которых обсуждались ключевые блоки проблем, стоящие перед школьной биологией: «Повышение биологической грамотности в средней школе», «Проблема содержания биологического образования», «Методология и методика обучения биологии», «Практическая составляющая биологического образования в  средней школе», «Проблемы подготовки и развития педагогических кадров». Тон работе съезда задал декан биологического факультета МГУ академик М.П.Кирпичников, который в своем докладе показал значимость биологической грамотности для решения наиболее существенных вызовов современности. На секциях было представлено в общей сложности 189 докладов, посвященных самым различным аспектам содержания, методики и технологии преподавания биологии в школе.
 
Итоговая резолюция
По итогам работы принята резолюция Первого всероссийского съезда учителей биологии. В ней особо отмечено ключевое значение биологического образования и биологической грамотности населения для реализации задач гармоничного развития современного общества и всего человечества, возможности нахождения адекватных ответов наиболее острым вызовам современности.

Собравшиеся выразили серьезную озабоченность сокращением часов, отведенных на преподавание биологии в школьной программе, попытками замены преподавания естественнонаучной картины мира различными формами креационизма, существенным снижением уровня биологической подготовки выпускников средней школы. Участники также обратили внимание педагогов и руководителей образовательных учреждений России на недопустимость замены преподавания биологии в школе на «натаскивание» к сдаче ЕГЭ по биологии и рассмотрения результатов сдачи ЕГЭ в качестве одного из основных критериев оценки профессионализма педагога.

В итоговой резолюции отмечено существенное снижение уровня биологической подготовки выпускников средней школы, что ставит под удар способность России к воспроизводству высококвалифицированных кадров и обеспечение ее технологической и информационной модернизации, наукоемкого и инновационного, эколого-сбалансированного и экономического развития, а также наблюдающееся общее падение интереса учащихся школ к биологии.
 
Кроме этого, среди важнейших пунктов резолюции стоит отметить следующие:

— настоятельно рекомендовать включить биологию в качестве обязательного предмета во все программы основного общего, среднего общего (полного), начального и среднего профессионального образования, предоставив возможность выбора модели преподавания биологии (линейной или концентрической) учителю;
— считать недопустимым слияние самостоятельных школьных предметов (физика, химия, биология, география) в любые искусственные конструкции, например, «естествознание», «валеология» и т.п»;
— не относить образование к сфере услуг, повысить государственный статус учителя, включая улучшение условий его труда и повышение заработной платы;
— модернизировать систему оценки труда учителя, способствовать формированию отношения к профессии учителя как к государственной миссии и повышению престижа профессионального педагогического образования.
 
Все участники подтвердили своевременность и высокую степень значимости совместной инициативы МГУ и СПбГУ по проведению съезда и определили необходимость в проведении подобных форумов на регулярной основе. Участники отметили особой благодарностью Организационный комитет съезда, возглавляемый ректорами МГУ и СПбГУ В.А.Садовничим и Н.М.Кропачевым, и Программный комитет Съезда, (председатель — А.М.Рубцов (МГУ), заместители председателя —  А.В.Жук (СПбГУ) и Л.В. Пивоварова (МГУ)).
 
Следующий, уже Второй, съезд предполагается созвать до 2015 года в Санкт-Петербурге.

 

Источник: Единое окно доступа к образовательным ресурсам

 


 



Вернуться к списку новостей

Обсуждение закрыто.

Владимир Путин:

" Очень жаль, что у нас исчезли некоторые специализированные школы, которые искали талантливых ребят по всей стране и готовили их по особой программе..."

Источник

Андрей Воробьев, губернатор МО:

"Для нас очень важно, чтобы школы Подмосковья были лучшими в стране и ребята здесь получали достойное образование, реализовывались и творили на благо нашей страны. Здесь великолепный директор школы, потрясающий преподавательский состав. По рейтингу подмосковных школ – Физтех-лицей один из лидеров региона."

Игорь Агамирзян:

"Наконец-то, «Физтех-лицей» получил замечательное новое здание. К тому же, ему присвоили имя великого человека и ученого Петра Капицы. Сегодня МФТИ обзавелся новым источником для своей кадровой базы, а Московская область — новым центром притяжения для талантливых детей, с которых все начинается."

Константин Новоселов, Нобелевский
лауреат:

"Я по-хорошему завидую вам, сегодняшним лицеистам, и вашим родителям, потому что у вас есть возможность учиться у самых лучших преподавателей и студентов МФТИ. Близость к Физтеху и близость к живой науке дают колоссальные возможности. Вы будете учиться передовым знаниям в прекрасно оборудованных экспериментальных классах».

Н.В.Карлов, ректор МФТИ 1987-97 г.г.

Мы задумывали сделать такую школу, где и работать и учиться будет трудно, но интересно, где будет царить дух Физтеха.
А «Физтех» означает думать творчески…
«Физтех» означает вечное стремление к совершенству во всем

Из книги «Я – Физтех»


Все отзывы
  • Подписаться на рассылку

    * Это поле обязательно
  • Ваши предложения и комментарии Вы можете направить по адресу info@go2phystech.ru