Как будут профориентировать российских школьников

Чего ждать от нового проекта по профориентации школьников, какие профессии войдут в программу, как профориентация проводилась до сих пор и чем опасны тесты профессий из Интернета, рассказывает Indicator.Ru.

На днях президент России Владимир Путин предложил запустить проект по профориентации школьников. «У меня есть мысль — создать еще один проект для совсем молодых наших граждан, для учеников от шестого до десятого класса, «Билет в будущее» можно его назвать», — заявил Путин на встрече с участниками завершившегося на прошлой неделе форума «Наставник». В первом этапе программы смогут принять участие около 100 тысяч школьников, проект обойдется в один миллиард рублей в год.

Оператором нового единого проекта по профориентации станет союз «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)». «Наша целевая аудитория — это те дети, которые в настоящий момент выбирают будущую профессию или направление профессиональной деятельности. Сам проект нацелен на то, чтобы дети получили возможность не просто узнать или увидеть профессию, а именно попробовать ее. Дело в том, что многие люди, выбрав ту или иную профессию в качестве направления работы, очень рано разочаровываются. Поэтому проекты, которые позволят детям… увидеть разные профессии, больше узнать о них и «потрогать руками» четыре-пять видов деятельности, дадут им возможность сделать более точный выбор», — рассказал генеральный директор WorldSkills Russia Роберт Уразов.

 

Сегодня в России нет единой системы профориентации, она носит фрагментарный характер, рассказал руководитель отдела профориентации Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» кандидат психологических наук Кирилл Кузнецов. «Каждый субъект федерации, иногда каждый регион имеет собственную профориентационную программу, где-то она лучше, где-то хуже. Но единый стратегический взгляд на всю страну, надо признать, отсутствует. Теоретический задел у нас есть, но на практике он не реализуется», — отметил эксперт.

Профориентационную работу не стоит смешивать с тестами профессий и профагитацией со стороны различных организаций. «Многие профориентационные тесты, которые сегодня гуляют по Интернету, измеряют не те качества, которые заявляют. Если уж мы используем психометрический тест, то он должен соответствовать всем психометрическим критериям: это валидность, надежность, достоверность и так далее», — отметил эксперт. То же касается и профагитации со стороны компаний и образовательных организаций. «Например, есть колледж, который заявляет, что он занимается профориентацией, но, по сути, он занимается рекламой собственных услуг, рассказывая только о позитивных качествах профессий, чтобы замотивировать ребенка», — пояснил Кузнецов.

Вопрос профориентации важен прежде всего для кадровой политики страны. Качественная программа профориентации позволит сократить издержки на подготовку специалистов, которые после окончания вуза не будут работать по профессии, подчеркнул Кузнецов. «Подготовка специалистов в вузе стоит денег, которые платят либо родители, либо государство. Это довольно существенные ресурсы. И если человека заставляют учиться, а ему неинтересно и не хочется, то получается, что деньги тратятся не туда, неэффективно. Задача профориентации в том, чтобы замотивированный ребенок попадал в то учебное заведение, где ему будет интересно учиться», — отметил он.

 

По словам Уразова, в рамках проекта дети получат доступ к ведущим образовательным организациям, колледжам, университетам, детским технопаркам «Кванториум» и образовательному центру «Сириус», а также предприятиям. «Главное, чтобы это были современные профессии, которые будут востребованы на рынках настоящего и будущего», — пояснил Уразов.

Проект по профориентации, скорее всего, заинтересует не только образовательные организации, но и крупные компании. «Мир меняется очень быстро, поэтому современные дети совсем не такие, какими мы были в их возрасте. Их окружает огромное количество информации, которую они учатся воспринимать и обрабатывать, приобретая новые навыки, отсутствующие у взрослых, — говорит вице-президент по издательской деятельности АО «Управляющая компания «Просвещение»» Виктория Копылова. — Но и современные профессии тоже меняются, и будет неправильно учить молодого человека условным сварке или бухгалтерскому учету так, как это было 30-40 лет назад. Мы сотрудничаем с WorldSkills давно, по их карте компетенций созданы учебные пособия и онлайн-тренажер, которые помогают выбрать специализацию, отвечающую трем требованиям: что я хочу, что могу и что требуется в конкретном регионе, то есть насколько ребенку интересна профессия, есть ли к ней предрасположенность и востребовано ли выбранное направление на рынке труда».

 

Чтобы проект не стал профагитацией, школьникам необходимо показать максимально широкий спектр профессий, поэтому ограничиться только крупными компаниями в качестве партнеров вряд ли удастся, отметил Кирилл Кузнецов. «Если посмотреть на Европу, то там порядка 60% работников относятся к малому бизнесу. Есть огромное число индивидуальных предпринимателей. У нас сейчас тоже появляются люди, которые понимают, что они хотят, и сами что-то делают. Это не крупные предприятия и не работа по найму, и эти возможности тоже нужно ребенку показать», — отметил Кирилл Кузнецов. Также в подготовке проекта следует учесть региональные особенности, считает эксперт. «У нас есть моногорода с одним-двумя предприятиями, и все вакансии крутятся вокруг них. Например, в Новом Уренгое только два крупных предприятия: «Газпром добыча Уренгой» и «Газпром добыча Ямбург». Оба занимаются профориентацией, но для них это привлечение в компании, то есть имеет место профагитация. Этот компонент должен присутствовать, но не только он», — пояснил психолог.

Пока круг партнеров проекта «Билет в будущее» не определен, и оператор открыт для предложений, отметил Роберт Уразов. «Главное здесь — наличие современных видов профессий, которые востребованы на рынках настоящего и будущего, готовность работать не в режиме экскурсии, а дать возможность «потрогать» профессию руками», — отметил Уразов.

Источник: https://indicator.ru

На уставную деятельность Фонда

Мы верим, что главный актив нашей страны – это не нефть и газ, а наши дети. Если Вы разделяете наши идеи и готовы принять участие в деятельности Фонда как Меценат или своим личным трудом, связями, возможностями – мы будем Вам очень признательны и благодарны. Будущее складывается из конкретных дел сегодня. Пока у нас есть силы и возможности, надо действовать !

Контактная информация

ДЛЯ СВЯЗИ С НАМИ

АДРЕС
141700, Московская обл., город Долгопрудный, улица Летная, дом 7
КОНТАКТНЫЙ ТЕЛЕФОН
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ

Вы можете подписаться на рассылку «Новости фонда»! Новости о деятельности фонда и жизни физтех лицея