Фонд Развития Физтех Лицея

22 ноября 2010
Фильчагина: родители должны участвовать в оценке работы учителей

Нового главу департамента образования Москвы Исаака Калину считают одним из наиболее активных сторонников введения для учителей новой системы оплаты труда (НСОТ), которая до Москвы пока "не дошла". О некоторых конкретных деталях в оплате труда столичных педагогов рассказала в интервью РИА Новости доцент кафедры экономики образования Московского института открытого образования (МИОО) Татьяна Фильчагина.

— Татьяна Николаевна, насколько сильно сейчас разнятся зарплаты московских учителей?  

— Как известно, "средний учитель" получает 25-30 тысяч рублей в месяц. Но, например, учитель иностранного языка, преподающий детям с особыми образовательными потребностями, может получать и около 100 тысяч рублей или даже больше – в зависимости от нагрузки.

— Пока в Москве еще не введена НСОТ, как формируется здесь учительская зарплата?

— Если НСОТ предполагает две части — базовую и стимулирующую, – то в базовой части оклада московская система оплаты достаточно похожа на НСОТ и зависит от нескольких факторов.

Во-первых, это нагрузка. "Средний учитель" преподает 18 учебных часов в неделю. На практике нагрузка варьируется от 3-6 часов (для работающих студентов) – до 27 часов.

Во-вторых, зарплата связана с разрядом, который зависит от образования и стажа работы. Все разряды с 7-го по 12-й присваиваются педагогу комиссией внутри школы, 13-й разряд  – окружной комиссией, 14-й — городской.

На практике складывается так, что учителей, имеющих в Москве разряд ниже 11-го, почти нет. Иногда директора школ используют присвоение 12-го разряда как стимулирующую надбавку, так как у директоров нет средств на надбавки стимулирующего характера, и присвоение разряда может быть одним из немногих способов повысить заработок учителя.

Кроме того, согласно 523-ПП Постановлению правительства Москвы, устанавливающему отраслевые надбавки и доплаты, учителя иностранного языка получают значительно больше, чем их коллеги с тем же уровнем образования и нагрузки.

— Если московская система оплаты настолько похожа на НСОТ, то что изменится после введения министерской методики?

— Один из принципов НСОТ — оплата всех видов деятельности учителя. В Москве это тоже есть, однако если в Тюмени или в Калининграде сама школа определяет, как оплачивать каждому учителю проверку тетрадей, подготовку к урокам, заведование кабинетом и так далее, то в Москве это жестко регулируют постановления городского правительства.

На мой взгляд, после введения НСОТ ситуация изменится к лучшему, поскольку формализовать оплату всех видов работ на таком высоком уровне невозможно. Сейчас, например, московская система оплаты труда никак не учитывает труд учителя по подготовке к урокам.

Допустим, у двух учителей математики одинаковая нагрузка — по 18 часов в неделю, но один преподает в одной параллели, скажем, в двух 5-х классах, а другой – в 5-м, 6-м, 7-м и 8-м классах. Естественно, второму приходится готовиться к урокам больше, но в Москве система оплаты труда этого не учитывает.

Другой пример — в Москве учителям часть оклада причитается за проверку тетрадей. Но учитель может не проверять тетрадей, а давать детям тесты, аналогичные тестам ЕГЭ. Эта работа, хотя и должна поощряться как форма подготовки к ЕГЭ, ему не будет оплачиваться, зато учителю все равно придется проверять тетради, чтобы не иметь нареканий. Я считаю, что будет лучше, если школы сами смогут решать, как оплачивать такую работу.

— А как в Москве сейчас, до введения НСОТ, распределяется стимулирующая часть фонда оплаты труда?

— Надбавки стимулирующего характера (молодым специалистам, учителям иностранного языка) – есть, но все они жестко регулируются 523-ПП Постановлением правительства.

В регионах, где действует НСОТ, стимулирующую часть зарплаты распределяют директор и управляющий совет школы, куда входят родители.

В Москве от родителей ничего не зависит. Взять ту же установленную городской администрацией надбавку учителям иностранного языка. Правительство Москвы преследовало благую цель, устанавливая эту надбавку, – чтобы все дети по окончании школы владели иностранным языком. Однако не все учителя сами в достаточной степени им владеют. Возможно, таких немного, но они тоже получают повышенную зарплату.

Еще один из принципов НСОТ — учет мнения родителей при распределении стимулирующих надбавок. Благодаря введению НСОТ учителя становятся лично заинтересованы в достижении их учениками высоких результатов. Правда, я опасаюсь, что не во всех московских школах родители будут готовы работать над распределением стимулирующих надбавок: есть школы, которые никогда не спрашивали родительского мнения ни по каким вопросам. Хотя на мой взгляд, уже давно стоило проводить мониторинг родительского мнения.

 

 

Источник: РИА Новости

 


 



Вернуться к списку новостей

Обсуждение закрыто.

Владимир Путин:

" Очень жаль, что у нас исчезли некоторые специализированные школы, которые искали талантливых ребят по всей стране и готовили их по особой программе..."

Источник

Андрей Воробьев, губернатор МО:

"Для нас очень важно, чтобы школы Подмосковья были лучшими в стране и ребята здесь получали достойное образование, реализовывались и творили на благо нашей страны. Здесь великолепный директор школы, потрясающий преподавательский состав. По рейтингу подмосковных школ – Физтех-лицей один из лидеров региона."

Игорь Агамирзян:

"Наконец-то, «Физтех-лицей» получил замечательное новое здание. К тому же, ему присвоили имя великого человека и ученого Петра Капицы. Сегодня МФТИ обзавелся новым источником для своей кадровой базы, а Московская область — новым центром притяжения для талантливых детей, с которых все начинается."

Константин Новоселов, Нобелевский
лауреат:

"Я по-хорошему завидую вам, сегодняшним лицеистам, и вашим родителям, потому что у вас есть возможность учиться у самых лучших преподавателей и студентов МФТИ. Близость к Физтеху и близость к живой науке дают колоссальные возможности. Вы будете учиться передовым знаниям в прекрасно оборудованных экспериментальных классах».

Н.В.Карлов, ректор МФТИ 1987-97 г.г.

Мы задумывали сделать такую школу, где и работать и учиться будет трудно, но интересно, где будет царить дух Физтеха.
А «Физтех» означает думать творчески…
«Физтех» означает вечное стремление к совершенству во всем

Из книги «Я – Физтех»


Все отзывы
  • Подписаться на рассылку

    * Это поле обязательно
  • Ваши предложения и комментарии Вы можете направить по адресу info@go2phystech.ru