Фонд Развития Физтех Лицея

20 октября 2010
Доживем до понедельника без директора и завуча?

Проблемы современных педагогов героям популярного советского фильма и не снились. В деревне Разино Коми-Пермяцкого округа открылась начальная школа — учительский дом. Двое молодых супругов-педагогов живут в школе и ведут 11 предметов на двоих. Они же — за уборщика, кочегара, завхоза, завуча. Проект призван спасти систему начального образования на селе.

На подступах к деревне дорога закончилась. У редакционной машины остановилась местная жительница и задумчиво сказала:
— Пожалуй, не доедете. До Разино только на лесовозе проехать можно.

На фоне тайги недавно построенный учительский дом с пятью ноутбуками и двумя телескопами кажется оазисом цивилизации. Здесь есть спортзал и один учебный класс. Мы попали в школу, когда занималась вторая смена — девять учеников. Пятеро на первом ряду — это второй класс, и четверо на втором ряду — это "выпускной" четвертый.

У учительницы Марины Ивановны два рабочих стола, две стопки тетрадей на проверку и две — учебников. Второклашки старательно выводят ручками "Хитрая лисица ловит мышей", а четвероклассники в это время читают рассказ "Зорькина песня". На следующем уроке задания меняются: те, кто писал, читают. И наоборот.

Пока идет урок, директор школы Алексей Алексеевич работает кочегаром и возится с трубами теплоснабжения. Еще он преподает физкультуру и информатику. Когда закончатся занятия, Марина Ивановна поднимет стулья на парты и будет мыть полы…
Алексей и Марина Симановы совсем молодые, им всего 22 и 24 года. Марина — педагог начальных классов, Алексей — технолог и программист. Они прошли конкурс, чтобы жить и работать в этой школе. Дверь из маленькой школьной столовой, где дети жуют бутерброды, ведет в их личную двухкомнатную квартиру.

— Когда нам предложили поехать в Разино, сразу предупредили, что все придется делать самим, — говорит Марина Симанова. — Что придется быть и учителем, и завхозом, и завучем одновременно. Сначала хотели отказаться. А потом решили попробовать.
Но сначала решили попробовать в краевом министерстве образования: специалисты предложили создавать в селах, где нет школ, учительские дома. Идею с азартом подхватили руководители Коми-Пермяцкого округа.

Деревня Разино попала под эксперимент: школа здесь есть, но 1923 года постройки, деревянная. В районном управлении образования предположили, что в следующий раз старое аварийное здание образовательную лицензию уже не получит. Старшеклассники из Разино уже несколько лет ездят в соседнюю деревню. А маленькие с нынешнего учебного года занимаются в новом учительском доме: 15 ребят на все четыре класса, из трех деревень.

Кроме бесплатного жилья педагогов-супругов привлекла и зарплата. Получая стандартное подушевое финансирование на свою небольшую школу, Марина и Алексей Симановы, как единственные в ней работники, все полученные средства делят только между собой.

— Мы рассчитали, что в месяц они вместе с налогами будут получать на семью около 42 тысяч рублей, — говорит заместитель начальника управления образования Кудымкарского района Елена Ванькова. — Это в два-три раза больше, чем на прежнем месте. Причем учительский дом имеет те же субсидии из районного бюджета, что и другие школы: деньги на свет, воду, дрова им выделяет муниципалитет. А как ими распорядиться, зависит от самих ребят. Они должны быть еще и хорошими хозяйственниками.

Возможно, учительский дом станет одним из основных вариантов решения проблемы с начальным образованием в небольших малонаселенных деревнях. По статистике, число школ в Коми-Пермяцком округе за последние семь лет сократилось со 149 до 116. Стало меньше учеников: в 2003 году их было почти 21 тысяча, а к 2010-му — чуть больше 14 тысяч. За это время новых школ в национальном округе построено только четыре. Причем четвертая школа и есть учительский дом.

По краевой программе модернизации школьного образования в Прикамье школы закрываются или реорганизуются: из средней превращаются в начальную школу или школу-сад. Старшеклассников собирают в крупных школах. Однако строить "началку" в районе, где с трех деревень едва набирается 15 учеников, неэффективно. Чиновники посчитали: если на строительство учительского дома районный бюджет потратил 4,5 миллиона рублей, то на возведение настоящей начальной школы пришлось бы потратить около 150 миллионов — с учетом покупки школьного автобуса и ежедневного подвоза детей.

— Конечно, нагрузка стала намного больше, — признается Марина Симанова. — Очень большая ответственность и самостоятельность. Я веду девять предметов в две смены. И я же, как завуч, должна планировать работу, организовывать учебный процесс.

Учительский стаж у Марины — пять лет, у Алексея — два года. Вместо солидного опыта — энтузиазм: молодые учителя хотят открыть при школе кружки. Она — декоративно-прикладного творчества, он — по основам информатики. Кстати, компьютеры, появившиеся в новой школе, вызвали в деревне настоящий переполох: домашний "комп" есть только у одного ученика, поэтому на курсы компьютерной грамотности к Алексею рвутся даже старшеклассники.

Учитывая спрос, молодые учителя готовы вносить предложения. Почему бы, скажем, на базе новой школы не создать центр-клуб для деревенских подростков? Можно создать спортивную секцию, можно открыть детский сад, летом — школьный лагерь. А еще рядом с учительским домом есть хороший земельный участок, на котором следующим летом учителя планируют поставить теплицу и разбить пару грядок…

Статус их школы — негосударственное образовательное учреждение — позволяет многое. Например, учителя могут по-своему составлять учебный график, корректировать длину каникул… Естественно, не в ущерб школьной программе.

Учитывая успешный старт первого учительского дома, власти в Коми-Пермяцком округе уже приняли решение строить следующий. Тоже в проблемной деревне.
 

 

Источник: «Российская газета»

 


 



Вернуться к списку новостей

Обсуждение закрыто.

Владимир Путин:

" Очень жаль, что у нас исчезли некоторые специализированные школы, которые искали талантливых ребят по всей стране и готовили их по особой программе..."

Источник

Андрей Воробьев, губернатор МО:

"Для нас очень важно, чтобы школы Подмосковья были лучшими в стране и ребята здесь получали достойное образование, реализовывались и творили на благо нашей страны. Здесь великолепный директор школы, потрясающий преподавательский состав. По рейтингу подмосковных школ – Физтех-лицей один из лидеров региона."

Игорь Агамирзян:

"Наконец-то, «Физтех-лицей» получил замечательное новое здание. К тому же, ему присвоили имя великого человека и ученого Петра Капицы. Сегодня МФТИ обзавелся новым источником для своей кадровой базы, а Московская область — новым центром притяжения для талантливых детей, с которых все начинается."

Константин Новоселов, Нобелевский
лауреат:

"Я по-хорошему завидую вам, сегодняшним лицеистам, и вашим родителям, потому что у вас есть возможность учиться у самых лучших преподавателей и студентов МФТИ. Близость к Физтеху и близость к живой науке дают колоссальные возможности. Вы будете учиться передовым знаниям в прекрасно оборудованных экспериментальных классах».

Н.В.Карлов, ректор МФТИ 1987-97 г.г.

Мы задумывали сделать такую школу, где и работать и учиться будет трудно, но интересно, где будет царить дух Физтеха.
А «Физтех» означает думать творчески…
«Физтех» означает вечное стремление к совершенству во всем

Из книги «Я – Физтех»


Все отзывы
  • Подписаться на рассылку

    * Это поле обязательно
  • Ваши предложения и комментарии Вы можете направить по адресу info@go2phystech.ru