Фонд Развития Физтех Лицея

7 октября 2010
Демидова: профильное изучение физики в школах РФ недостаточно развито

Почему выпускники школ сдают ЕГЭ по точным наукам хуже, чем по гуманитарным, в интервью РИА Новости рассуждает председатель Федеральной предметной комиссии разработчиков контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по физике Марина Демидова.

— Марина Юрьевна, в основе рейтинга вузов, подготовленного ГУ-ВШЭ, — средний балл ЕГЭ. Но известно, что сдать физику на высокий балл гораздо труднее, чем, допустим, обществознание или иностранный язык. Насколько оправданно в таком случае сведение разных предметов в один рейтинг?

— Не оправданно, потому что результаты ЕГЭ по физике и математике, действительно, сильно отличаются от результатов ЕГЭ по другим предметам. В любой физико-математической школе вам скажут: 75-78 баллов на ЕГЭ по физике – это очень хороший результат. А в школах, где упор делается, к примеру, на иностранные языки, те же 70 баллов по английскому языку – недостаточно высокий показатель, там все ориентированы на 90 баллов. Так, в этом году 85 баллов по английскому языку соответствовали 12 ошибкам, допущенным выпускниками в тесте. А 85 баллов по физике – это всего 3 ошибки, то есть 3 балла, которых не хватило до получения максимально возможного результата. Этот фактор необходимо учитывать.

— А почему вообще так тяжело дается школьникам физика? Бытует представление, что подготовка к ЕГЭ по физике требует сверхъестественных усилий…

— Нет, сверхъестественных усилий не требуется, нужно просто больше времени на подготовку. Проблема в том, что все экзамены по выбору ориентированы на профильный уровень подготовки. Если старшеклассник изучает физику на профильном уровне, то на этот предмет в учебном плане школы должно отводиться не менее 5 часов в неделю. Но по всей стране этому требованию соответствуют лишь около 5% классов. Во всех остальных предусмотрено лишь 2 часа в неделю.

Результаты ЕГЭ по физике показывают: в школах явный недостаток классов с профильным изучением физики и математики. В вузах, кстати, это понимают и готовы к тому, что будут доучивать со студентами школьную программу. Но это же неправильно.
Еще 20 лет назад во всех школах физики было 4-5 уроков в неделю. Наверное, не нужно всех заставлять изучать предмет на таком уровне. Но те, кто собирается поступать в технические вузы, должны научиться решать задачи и подготовиться к получению высшего образования.
        
Но тем не менее путаница возникает даже в умах родителей. Они думают, если ребенок изучает физику 2 часа в неделю и у него «4» или «5» в аттестате, то, значит, и ЕГЭ он сдаст на высокий балл. А то, что в соседней школе на ту же физику выделяют по 5 часов в неделю, в расчет не принимается. Надо открыто говорить об этом с родителями и детьми, объясняя разницу в содержании учебных программ.

— Один из выводов авторов ЕГЭ-рейтинга – слабые позиции инженерных вузов: многие из них попали в так называемую «красную зону» рейтинга, куда в этом году брали абитуриентов со средним баллом 40-50 — троечников. «На выходе» едва ли можно получить из них сильных специалистов.

— Я согласна с тем, что более слабые абитуриенты сегодня идут в технические, а не в гуманитарные вузы. Самые «светлые головы» действительно выбирают экономику, информационную безопасность и международные отношения — это подтверждает и рейтинг популярных направлений подготовки, и количество школьников, выбирающих те или иные экзамены по выбору. Обществознание у нас, к примеру, пишут около полумиллиона человек. Ровно столько же в сумме дают физика, химия и биология. Безусловно, это можно считать показателем сложившихся в обществе образовательных приоритетов. Но это вовсе не свидетельствует о том, что технические вузы у нас слабые. Просто они вынуждены работать с тем контингентом, который к ним приходит.

Я бы не стала на основе информации о среднем балле ЕГЭ делать выводы о том, где учат хорошо, а где плохо. Хотя, конечно, последние 20 лет не могли не сказаться на нашем высшем образовании – старели кадры, не было финансовых вливаний, не оснащались лаборатории. Московским вузам было тяжело, а регионам пришлось еще сложнее.

— Можно ли в таком случае рассчитывать на изменение ситуации – на рост популярности тех же инженерных вузов?

— Я на это надеюсь. В этом смысле показательна ситуация 8-9 классов, когда дети и их родители определяются с профильным направлением подготовки. Еще несколько лет назад конкурс в эти классы был лишь в гуманитарные гимназии и лицеи. Серьезные трудности с набором в свои классы испытывали даже лицеи при известных московских технических вузах. Сейчас же конкурс в лицеи и гимназии, где дают профильное физико-математическое образование, растет.

Все-таки экономистов у нас сейчас хватает, юристам тоже найти работу сложно: рынок насыщен, а вот квалифицированные инженеры востребованы. Образование – область довольно консервативная, она не может так быстро реагировать на запросы, но надеюсь, что постепенно физико-математическое образование будет становиться все более престижным.

 

Источник: РИА Новости

 


 



Вернуться к списку новостей

Обсуждение закрыто.

Владимир Путин:

" Очень жаль, что у нас исчезли некоторые специализированные школы, которые искали талантливых ребят по всей стране и готовили их по особой программе..."

Источник

Андрей Воробьев, губернатор МО:

"Для нас очень важно, чтобы школы Подмосковья были лучшими в стране и ребята здесь получали достойное образование, реализовывались и творили на благо нашей страны. Здесь великолепный директор школы, потрясающий преподавательский состав. По рейтингу подмосковных школ – Физтех-лицей один из лидеров региона."

Игорь Агамирзян:

"Наконец-то, «Физтех-лицей» получил замечательное новое здание. К тому же, ему присвоили имя великого человека и ученого Петра Капицы. Сегодня МФТИ обзавелся новым источником для своей кадровой базы, а Московская область — новым центром притяжения для талантливых детей, с которых все начинается."

Константин Новоселов, Нобелевский
лауреат:

"Я по-хорошему завидую вам, сегодняшним лицеистам, и вашим родителям, потому что у вас есть возможность учиться у самых лучших преподавателей и студентов МФТИ. Близость к Физтеху и близость к живой науке дают колоссальные возможности. Вы будете учиться передовым знаниям в прекрасно оборудованных экспериментальных классах».

Н.В.Карлов, ректор МФТИ 1987-97 г.г.

Мы задумывали сделать такую школу, где и работать и учиться будет трудно, но интересно, где будет царить дух Физтеха.
А «Физтех» означает думать творчески…
«Физтех» означает вечное стремление к совершенству во всем

Из книги «Я – Физтех»


Все отзывы
  • Подписаться на рассылку

    * Это поле обязательно
  • Ваши предложения и комментарии Вы можете направить по адресу info@go2phystech.ru