Фонд Развития Физтех Лицея

30 августа 2010
Буданова: инвалидам нужны условия для жизни, а не для борьбы

Государство в последнее время стало больше внимания уделять образованию инвалидов. Активно обсуждается идея инклюзии, она внедряется в школы, в вузах действуют льготы для абитуриентов с отклонениями в здоровье. Но действительно ли все эти меры – во благо? Мнением о проблеме делится в интервью РИА Новости директор московского Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Детская личность» Лариса Буданова.


© РИА Новости. Виталий Аньков

— Лариса Борисовна, сейчас обучение на дому – отнюдь не единственная возможность для большинства инвалидов получить образование. О чем говорит ваша практика?

— Бывают очень тяжелые заболевания, требующие постоянного ухода, и в таком случае именно домашнее образование становится единственным выходом. Многое зависит здесь от активности родителей. Однако для тех, кому позволяет характер заболевания, сейчас есть множество специальных групп кратковременного пребывания: в частности, детских садах, работают центры для детей, нуждающихся в медико-социальной и психолого-педагогической помощи.

Не могу утверждать, что подобное есть во всех регионах, поскольку знакома с ситуацией только в Москве: у нас в каждом округе есть несколько соответствующих учреждений. Школы также имеют возможности для обучения детей с отклонениями в развитии, есть, в том числе интернаты, где дети могут оставаться на несколько дней. В целом для таких детей делается сейчас очень много.

— А инклюзивное образование?

— Сама по себе идея инклюзии хороша, но надо понимать: она подходит далеко не каждому инвалиду. Не так давно один из московских интернатов для слабослышащих провел опрос среди учащихся обычных школ и их родителей. Их попросили ответить, как бы они отнеслись к тому, чтобы в классе появился глухой или  слабослышащий ребенок. Только около 8% высказались «за», еще примерно столько же согласились – на условии, если он сможет общаться с одноклассниками. Остальные же были против.
Проблема в том, что почти все готовы помогать и сочувствовать инвалидам, но инклюзия требует другого отношения к человеку с ограниченными возможностями здоровья: отношения к нему как к равному. Сейчас такие дети почти всегда становятся объектом воспитания толерантности, что, конечно, само по себе хорошо. Но практика показывает: все эти положительные начинания очень быстро выветриваются, и «инклюзивный» ребенок становится в классе изгоем.

Задача цивилизованного общества — создать комфортные условия для жизни, а не для борьбы. Инклюзия подчас принимает такие формы, когда в обычных школах оказываются дети, которые просто не могут там учиться. Пропаганда же инклюзии часто приводит к ее профанации, когда руководство школы пишет, что у них якобы инклюзия – на том лишь основании, что в одном из классов обучается ребенок с диабетом или астмой…

— Насколько, на ваш взгляд, эффективны льготы для инвалидов при поступлении в вузы?

— Далеко не все люди с ограниченными возможностями могут учиться в вузе. Большинство из тех, кто борется за льготы, могли бы поступить и без льгот. Но есть те, кто прошел весь образовательный путь от специальных коррекционных центров и специальных интернатов до учебы в вузе и после выпуска оказывается в четырех стенах, потому что рынок труда не приспособлен для таких людей, они не выдерживают конкуренции. Из всех выпускников вузов с ограниченными возможностями здоровья каждый год трудоустраивается лишь около 5%. В такой ситуации обучение в вузе бессмысленно, ведь в результате человек все равно не может пойти работать и вынужден жить на пособие по инвалидности.
        
— Но есть отдельные предприятия, где работают только люди с ограниченными возможностями, интернаты, системы социальной защиты…

— Предприятий таких не достаточно, чтобы обеспечить большую часть инвалидов работой, не говоря уже о том, чтобы трудоустроить их всех. Для инвалидов, имеющих психоневрологические заболевания, есть интернаты с трудовыми мастерскими. Они предполагают постоянное проживание, а многие родные не готовы расстаться с членом своей семьи и хотят, чтобы для него были созданы условия, в каких он мог бы работать и сохранять социальный статус.

Необходимо создать такую систему, где образование инвалидов продолжалось бы всю жизнь – в этом нуждаются многие. Их необходимо постоянно учить жить в обществе, прививать им навыки социализации, доверять выполнение посильной работы. Без трудотерапии, общения с людьми многие инвалиды очень быстро регрессируют и могут потерять навыки, с таким трудом приобретенные за время обучения.

 

Источник: РИА Новости

 


 



Вернуться к списку новостей

Обсуждение закрыто.

Владимир Путин:

" Очень жаль, что у нас исчезли некоторые специализированные школы, которые искали талантливых ребят по всей стране и готовили их по особой программе..."

Источник

Андрей Воробьев, губернатор МО:

"Для нас очень важно, чтобы школы Подмосковья были лучшими в стране и ребята здесь получали достойное образование, реализовывались и творили на благо нашей страны. Здесь великолепный директор школы, потрясающий преподавательский состав. По рейтингу подмосковных школ – Физтех-лицей один из лидеров региона."

Игорь Агамирзян:

"Наконец-то, «Физтех-лицей» получил замечательное новое здание. К тому же, ему присвоили имя великого человека и ученого Петра Капицы. Сегодня МФТИ обзавелся новым источником для своей кадровой базы, а Московская область — новым центром притяжения для талантливых детей, с которых все начинается."

Константин Новоселов, Нобелевский
лауреат:

"Я по-хорошему завидую вам, сегодняшним лицеистам, и вашим родителям, потому что у вас есть возможность учиться у самых лучших преподавателей и студентов МФТИ. Близость к Физтеху и близость к живой науке дают колоссальные возможности. Вы будете учиться передовым знаниям в прекрасно оборудованных экспериментальных классах».

Н.В.Карлов, ректор МФТИ 1987-97 г.г.

Мы задумывали сделать такую школу, где и работать и учиться будет трудно, но интересно, где будет царить дух Физтеха.
А «Физтех» означает думать творчески…
«Физтех» означает вечное стремление к совершенству во всем

Из книги «Я – Физтех»


Все отзывы
  • Подписаться на рассылку

    * Это поле обязательно
  • Ваши предложения и комментарии Вы можете направить по адресу info@go2phystech.ru