Фонд Развития Физтех Лицея

2 августа 2010
Берзон: всем, от школьника до взрослого, требуется финансовый ликбез

В этом году Минфин рассчитывает начать программу повышения финансовой грамотности населения. Как и что будут изучать российские школьники, в интервью РИА Новости рассказывает заведующий кафедрой фондового рынка и рынка инвестиций факультета экономики ГУ-ВШЭ Николай Берзон.


© Фото: ГУ-ВШЭ

— Николай Иосифович, насколько остро, на ваш взгляд, стоит проблема финансовой безграмотности в России и как с ней бороться?

— Это очень серьезная проблема, именно поэтому у нас так распространены различные способы финансового мошенничества.
Тот же «Форекс» – в том виде, как его предлагают на российском рынке, это «раздеваловка». Я не знаю ни одного человека, который бы что-то там заработал, а проигрывающих – масса. Недавно была у меня консультация перед вступительными экзаменами в магистратуру ГУ-ВШЭ, и 2 человека спросили: «А вы учите играть на «Форекс»? Я ответил – нет, и никогда не будем.
Если бы я был руководителем Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), я вообще запретил бы частным лицам торговлю на «Форекс». Сейчас этот вопрос обсуждается в экспертной группе, членом которой я являюсь. Это непрозрачный рынок – он никак не регулируется. Вы торгуете с какой-то кипрской компанией – неизвестно, есть ли у неё лицензия, кто ею руководит. Многие на этом «обжигаются», а потом говорят, будто на фондовом рынке сплошные махинации – но настоящий фондовый рынок не имеет к «Форексу» ни малейшего отношения.

— Но ведь и на фондовом рынке можно проиграть.

— Да, если человек, не обладающий специальными знаниями, начинает интенсивно покупать и продавать акции, руководствуясь какими-то своими представлениями о динамике рынка – проигрыш обеспечен. Сначала нужно научиться чему-то – хотя бы базовым основам инвестирования на финансовом рынке, а уж потом приступать к активным операциям.

В перспективе у инвестора должен быть финансовый советник: не сотрудник банка или инвестиционной компании, а независимый консультант. Сейчас ФСФР пытается создать институт таких советников в России.

Кроме того, в мае Минфин утвердил государственную программу повышения финансовой грамотности населения.  В 1920– 1930-х годах в СССР уже была подобная в чем-то  программа  – массовое обучение грамоте. А сегодня ликбез нужен финансовый: все, от школьника до взрослого, должны иметь базовые финансовые знания.

— Что будет входить в программу для школьников?

— Предполагается, уже в начальной школе будут даваться азы финансов. Разумеется, рассказывать про акции-облигации тут не надо. Некоторые вещи можно давать в игровом контексте: помните сказку про Буратино, как его обманули Кот и Лиса? Вот хотя бы на таких сказках первоклашек можно учить: нельзя доверять свои деньги кому попало, и надеяться на мгновенную прибыль, так просто на «поле чудес» ничего не «вырастает».

В средних классах, когда уже начинается более серьезная математика, можно давать простые задачи, связанные с денежными вычислениями. В советских учебниках ничего подобного не было, но вот недавно мне в руки попалось дореволюционное издание с таким примером: «Господин Иванов пришел в банк положить деньги на депозит, сколько процентов он получит через 3 года?»

— В каком же возрасте следует начать обучение настоящей «финансовой грамотности»?

— В программе Минфина это предусмотрено уже в старших классах.
Кстати, не дожидаясь этой программы, я написал школьный учебник – «Финансовая экономика», для 10-11 классов – он вышел месяц назад. Первоначально мне казалось, что напишу я его легко и быстро, поскольку у меня уже есть опыт университетских учебников по финансам и фондовому рынку, так что для школьников написать – нет проблем. Однако все оказалось не так просто: половину «умных» слов потребовалось выкинуть, писать другим слогом, приводить живые примеры. В конечном итоге учебник получился неплохой – со слов учителей. Теперь надо дождаться, что скажут школьники.

— Будут ли к программе привлекаться зарубежные эксперты?

— Это предполагается сделать. Зачем изобретать велосипед? Во многих странах реализованы аналогичные программы повышения финансовой грамотности – например, в Австралии, Новой Зеландии…

В числе экспертов, наверное, будут и специалисты из США. У них есть интересная биржевая игра для школьников, она будет адаптироваться для российского рынка. У нас есть своя специфика – все-таки российский менталитет… Мне приходится общаться со многими взрослыми людьми – и все они считают, что государство им «должно». «Красной нитью» через всю программу проходит идея: ты сам ответственен за свое финансовое состояние и свое финансовое будущее. И детям нужно показать: сейчас вы в школе, вас содержат родители, но вы должны понимать, что есть бюджет семьи, как его составить, почему родители не всегда идут навстречу твоим желаниям – есть определенные финансовые ограничения. Ты сам о себе должен думать и сам обеспечивать свое финансовое благополучие до самой старости.
 

 

Источник: РИА Новости

 


 



Вернуться к списку новостей

Обсуждение закрыто.

Владимир Путин:

" Очень жаль, что у нас исчезли некоторые специализированные школы, которые искали талантливых ребят по всей стране и готовили их по особой программе..."

Источник

Андрей Воробьев, губернатор МО:

"Для нас очень важно, чтобы школы Подмосковья были лучшими в стране и ребята здесь получали достойное образование, реализовывались и творили на благо нашей страны. Здесь великолепный директор школы, потрясающий преподавательский состав. По рейтингу подмосковных школ – Физтех-лицей один из лидеров региона."

Игорь Агамирзян:

"Наконец-то, «Физтех-лицей» получил замечательное новое здание. К тому же, ему присвоили имя великого человека и ученого Петра Капицы. Сегодня МФТИ обзавелся новым источником для своей кадровой базы, а Московская область — новым центром притяжения для талантливых детей, с которых все начинается."

Константин Новоселов, Нобелевский
лауреат:

"Я по-хорошему завидую вам, сегодняшним лицеистам, и вашим родителям, потому что у вас есть возможность учиться у самых лучших преподавателей и студентов МФТИ. Близость к Физтеху и близость к живой науке дают колоссальные возможности. Вы будете учиться передовым знаниям в прекрасно оборудованных экспериментальных классах».

Н.В.Карлов, ректор МФТИ 1987-97 г.г.

Мы задумывали сделать такую школу, где и работать и учиться будет трудно, но интересно, где будет царить дух Физтеха.
А «Физтех» означает думать творчески…
«Физтех» означает вечное стремление к совершенству во всем

Из книги «Я – Физтех»


Все отзывы
  • Подписаться на рассылку

    * Это поле обязательно
  • Ваши предложения и комментарии Вы можете направить по адресу info@go2phystech.ru