Фонд Развития Физтех Лицея

22 февраля 2012
Бершадская: рейтинг вузов Webometrics утратил прозрачность

Недавно были опубликованы результаты очередного международного рейтинга Webometrics. В нем появились заметные изменения в распределении мест среди ведущих российских вузов. Ситуацию комментирует доцент Современной гуманитарной академии (СГА) Маргарита Бершадская.

— Маргарита Давыдовна, что представляет собой рейтинг Webometrics?

Webometrics — международный рейтинг вузов, оценивающий их по содержанию и популярности веб-сайта. Итоги публикуются дважды в год. Общий показатель рейтинга в 2004-2011 годах определялся суммированием взвешенных значений четырех индикаторов: количество страниц, фиксируемое четырьмя поисковыми системами; число уникальных внешних ссылок; число файлов, представленных на сайте вуза в форматах Adobe Acrobat, Adobe PostScript, Microsoft Word и Microsoft Powerpoint; количество научных материалов сайта (документы, доклады, публикации), размещенных в Google Scholar — общедоступной базе научных работ.

Особенность Webometrics  — широкий охват вузов: 12 тысяч в 2011 году и 20 тысяч в 2012. При публикации результатов указывается не только рейтинг вуза, но и его позиции по каждому индикатору. Такая прозрачность результатов позволяет вузам постоянно анализировать свои сильные и слабые стороны. Правда, результаты январского Webometrics прозрачность утратили.

— С чем это связано?

В январе 2012 года изменились методика отслеживания индикаторов рейтинга поисковыми системами и их весовые коэффициенты. Подробное описание методологии ранжирования будет опубликовано в ближайшее время. Но независимо от методики должна быть корреляция между опубликованными данными по отдельным индикаторам — и результатом ранжирования.

В январском рейтинге 2012 такая корреляция отсутствует. Позиции вузов по каждому индикатору по-прежнему публикуются; видимость прозрачности сохраняется. Однако при подсчетах с учетом измененных весовых коэффициентов становится ясно: позиции по индикаторам практически не связаны с результатами ранжирования вузов.

На запрос о причинах несоответствий получено странное,  на мой взгляд, утверждение, что позиции по индикаторам теперь нельзя использовать в расчетах. Аналогичное указание недавно появилось на главной странице Webomerics: вопросы появились у многих, и авторы рейтинга на них реагируют. Вопрос в том, зачем публиковать позиции по индикаторам, если вуз не может на них ориентироваться при собственной оценке результатов?

Некоторые итоги последнего Webomerics не назовешь иначе, как странными. НИУ ВШЭ занимает 1453 место. У РУДН (1357 место) и Сибирского федерального университета (1317 место), все показатели, кроме числа научных материалов в базе Google Scholar, существенно хуже, чем у Вышки. Вес единственного показателя, по которому эти вузы опережают НИУ ВШЭ, — 30%. Кстати, на этот раз авторы Webometrics вносили изменения в готовый рейтинг: сначала Вышка занимала в нем 1745-е место, потом его исправили на 1453. Очевидно, с методикой есть проблемы.

— Насколько методика Webomerics характеризует качество сайта  вуза?

Число материалов в базе Google Scholar  не отражает их качества. Кроме того кто-то размещает на сайте все, а кто-то опасается плагиата. Так, в 2010 году при анализе результатов Webomerics  выяснилось: у Томского государственного университета и Педагогического государственного университета имени Герцена число научных публикаций в Google Scholar больше, чем у МГУ.

Но одна из основных идей создателей Webomerics — увеличение числа научных публикаций в открытом доступе. Это действительно важно для развития науки. На мой взгляд, многим ведущим вузам пора изменить отношение к научным публикациям.

Что делать вузам, «пострадавшим» в результате последнего рейтинга? Можно ли надеяться на пересмотр итогов?

Я думаю, создатели рейтинга поняли свои ошибки, но вряд ли их открыто признают. Дополнительные сигналы о несоответствиях в рейтинге будут полезны. Но более действенными будут публикации с анализом результатов.

Я занимаюсь анализом результатов Webometrics с 2007 года. Создатели рейтинга взяли на себя колоссальный труд. Вряд ли в ближайшее время появится система, конкурирующая с данной по числу ранжируемых вузов. Этот рейтинг замечателен тем, что позволяет оценить национальную систему высшего образования не только по лидерам, но и по всей совокупности составляющих ее вузов. Это также мощный стимул для развития каждого университета, что видно при анализе результатов вузов из всех регионов России. Более того, резкое увеличение числа ранжируемых вузов в 2012 году наглядно показало масштабность системы высшего образования таких стран, как Индия, Мексика, Польша, Индонезия, Украина, Колумбия, Филиппины, Пакистан.

По-видимому, резкое  увеличение числа ранжируемых вузов (от 12000 до 20372) привело к необходимости изменения методики. Но это ни в коей мере не может оправдать утраты прозрачности результатов. Если интерес к анализу исчезнет, Webometrics сведется к игре, не имеющей отношение к идеям, изначально заложенным в проекте. Надеюсь, его авторы сумеют совместить колоссальный объем исследований с прозрачностью их результатов.

 

 

Источник: РИА Новости

 


 



Вернуться к списку новостей

Обсуждение закрыто.

Владимир Путин:

" Очень жаль, что у нас исчезли некоторые специализированные школы, которые искали талантливых ребят по всей стране и готовили их по особой программе..."

Источник

Андрей Воробьев, губернатор МО:

"Для нас очень важно, чтобы школы Подмосковья были лучшими в стране и ребята здесь получали достойное образование, реализовывались и творили на благо нашей страны. Здесь великолепный директор школы, потрясающий преподавательский состав. По рейтингу подмосковных школ – Физтех-лицей один из лидеров региона."

Игорь Агамирзян:

"Наконец-то, «Физтех-лицей» получил замечательное новое здание. К тому же, ему присвоили имя великого человека и ученого Петра Капицы. Сегодня МФТИ обзавелся новым источником для своей кадровой базы, а Московская область — новым центром притяжения для талантливых детей, с которых все начинается."

Константин Новоселов, Нобелевский
лауреат:

"Я по-хорошему завидую вам, сегодняшним лицеистам, и вашим родителям, потому что у вас есть возможность учиться у самых лучших преподавателей и студентов МФТИ. Близость к Физтеху и близость к живой науке дают колоссальные возможности. Вы будете учиться передовым знаниям в прекрасно оборудованных экспериментальных классах».

Н.В.Карлов, ректор МФТИ 1987-97 г.г.

Мы задумывали сделать такую школу, где и работать и учиться будет трудно, но интересно, где будет царить дух Физтеха.
А «Физтех» означает думать творчески…
«Физтех» означает вечное стремление к совершенству во всем

Из книги «Я – Физтех»


Все отзывы
  • Подписаться на рассылку

    * Это поле обязательно
  • Ваши предложения и комментарии Вы можете направить по адресу info@go2phystech.ru